ВНИМАНИЕ! Если Вам ПО ТЕЛЕФОНУ предложили перевести деньги на КИВИ-КОШЕЛЁК, то это означает, что к нашим номерам подключились мошенники!!! Будьте внимательны!

Чем посыпают улицы в гололед


Чем посыпают дороги зимой

Коммунальные службы всех городо мира борятся со снегом. Но в нашей стране это отдельная история. Зачем посыпают дороги солью, противогололедным реагентом?

С наступлением холодного сезона автолюбителей беспокоит вопрос, чем посыпают дороги зимой, как эта химия влияет на состояние машины. Особенно эта проблема актуальна в мегаполисах, где средства для растапливания льда и снега используют очень активно. Например, коммунальные службы Москвы ежегодно закупают около 500 тысяч тонн реагентов на сумму порядка 6 млрд. рублей.

Зачем зимой дороги посыпают солью

Один из самых известных реагентов, которым зимой посыпают дороги от гололеда, – хлорид натрия. Это вещество имеет тот же состав, что и обычная соль, которую добавляют в пищу. Разница только в степени очистки от примесей.

На вопрос, зачем зимой дороги посыпают солью, есть простой ответ: «чтобы быстро бороться со снегом и льдом». Хлористый натрий, вступая в реакцию с замерзшей водой, повышает ее соленость. Смысл в том, что соленая вода не замерзает даже при - 15°C. Проезжая часть быстро очищается ото льда и снега, повышается безопасность движения. Высыпать несколько мешков соли намного быстрее, чем собирать тонны снега.

Вторая причина, зачем дороги посыпают солью в морозную погоду – экономическая целесообразность. Удалять снег с проезжей части механическим способом дорого. Приходится задействовать экскаваторы, бульдозеры, самосвалы и другую технику. Чтобы посыпать дорогу реагентом, достаточно одной машины. Надо просто обработать поверхность проезжей части, растаявший снег и лед стекает в кюветы и стоки. Экономится топливо и трудовые ресурсы.

Посыпают ли дороги солью сегодня

Соль в России сыпали на дороги еще в позапрошлом веке. Сохранились документы 1868, где поднимался вопрос отказа от этого метода борьбы с гололедом. Основная причина – вред для копыт лошадей. С тех пор ситуация мало изменилась, но сдвиги в лучшую сторону все-таки есть.

Какими реагентами посыпают дороги сегодня? Полностью отказаться от использования соли дорожно-эксплуатационные службы пока не могут. Все реагенты для растапливания льда содержат натрий хлорид в различных концентрациях.

В городах России используют разные химические вещества для борьбы с гололедом. Вопрос лишь в том, какой солью посыпают дороги зимой. Выбор зависит от климатических условий, плотности автомобильного потока на улицах и возможностей регионального бюджета. Рассмотрим пример Москвы.

Смесь песка и соли использовали на дорогах столицы с 60-х годов прошлого века. В 1992 году использование этого дешевого реагента ограничили, а в 2003 году отказались от него полностью. Хлорид натрия разъедает резину покрышек, вызывает коррозию металлических деталей автомобилей, разрушает обувь пешеходов. Песок добавляет грязи на улицах, забивает стоки ливневой канализации.

Чем посыпают дороги от гололеда в Москве

Московские коммунальные службы используют несколько реагентов, рассчитанных на разные погодные условия. Различают жидкие и твердые вещества. Жидкость может использоваться как самостоятельное средство. Порошкообразные смеси разбрасывают на снежный накат и лед, чтобы растопить их, только в паре с растворами.

Жидкий реагент для любых улиц

Представляет собой водный раствор хлоридов натрия (до 6%) и кальция (до 23%). Жидкость наносят на чистое дорожное полотно как превентивную меру, чтобы выпавший снег не прилип к асфальту, и его легче было удалить. Сроки нанесения координируют по данным московского метеоцентра.

Твердый реагент для обычных дорог

Содержит хлористый натрий и кальций в соотношении 8:2. Смесь достаточно быстро плавит лед и снег при температуре до - 15°C. Распыляют на заснеженное или обледеневшее дорожное полотно только в паре с жидким средством.

Твердый реагент для скоростных трасс

Техническая соль составляет около 65% общего объема. Добавки: соль муравьиной кислоты, хлориды кальция и калия. Позволяет быстро расплавить лед при температурах до - 35°C. Используют с жидким составом преимущественно на МКАД и ТТК.

Твердый реагент для трасс в зоне зеленых насаждений

В составе этой сухой смеси доля хлорида калия увеличена до 25%. Это удобрение для растений. Распыляют вместе с жидким средством. Несмотря на повышенную экологическую безопасность, этот состав вызывает коррозию деталей автомобиля также быстро, как и другие реагенты.

Примеры из мировой практики

Разобравшись,чем посыпают дороги в Москве, интересно узнать, как дела в этой сфере у соседних государств. Конечно, надо делать поправку на климатические условия и общую техническую грамотность массы водителей.

Чем посыпают автомобильные дороги в Европе

Во многих странах Евросоюза официально запрещено использовать соли для обработки дорожного полотна. Западные функционеры и ученые просчитали, что вред от засаливания почв и коррозии автомобилей гораздо больше, чем выгода от увеличения скорости дорожного движения.

Каменная крошка. Вот чем посыпают дороги в Европе. Это экологически чистый материал, который можно использовать многократно. Отсев щебня или другую мелкую каменную фракцию наносят на снежный накат или лед. Весной крошку собирают, промывают и используют повторно.

Чем посыпают дороги в Финляндии

Северные соседи не особо оригинальничают. Автомобильные дороги в Финляндии посыпают каменной крошкой. Холодная погода способствует. Выпавший снег лежит всю зиму, поэтому разбрасывание крошки приходится выполнять только после сильных снегопадов, когда предыдущий слой скрыт толстым слоем снега.

Важность защиты автомобиля от воздействия реагентов на зимних дорогах

Проблема защиты от реагентов актуальна для любого водителя. Владельцам новых моделей европейского производства можно беспокоиться немного меньше. Совсем немного. Уверения производителей, что заводская защита обеспечивает абсолютную защиту кузова – маркетинговый ход. Все хорошо только в рекламе.

Даже оцинкованный кузов не застрахован на 100% от коррозии. Соль, растворенная в воде, – это электролит, который агрессивен к любому металлу. В цинковом покрытии есть микропоры, через которые соляное раствор добирается до стальных деталей кузова. Максимум – пять лет, и начнется процесс коррозии. Корейские и японские машины начинают гнить раньше. Антирекорды, как всегда, ставят российские и китайские авто. Образцы автопромышленности этих стран пасуют уже на второй-третий год.

Как защитить свой автомобиль от вредного воздействия реагентов

Коррозия начинается в местах повреждения лакокрасочного покрытия. Это первый барьер защиты металлических деталей. Часто ЛКП повреждается на дверцах, порогах, днище, в колесных арках от летящих из-под колес камешков.

Барьерные методы

Простейшее решение этой проблемы – установка локеров и брызговиков. Эти приспособления защищают внутреннюю часть арок, днище и нижнюю часть кузова от абразивного воздействия грязи, песка и камешков, вылетающих из-под колес при движении автомобиля.

Надежный способ, позволяющий защитить внешние части кузова автомобиля от коррозии, – ламинирование. Тонкая пленка наклеивается на «проблемные места»: пороги, дверцы, капот, промежуток между задней дверцей и колесной аркой.

Профилактика

Специалисты автосервисов советуют не менее двух раз за зиму выполнять профилактику коррозии. Если установлены локеры – проверить их состояние. Любые мелкие царапины ЛКП необходимо зачистить от грязи и обработать полиролью. Глубокие сколы зачищают более тщательно и обрабатывают составом против ржавчины. При необходимости проблемное место лучше подкрасить.

Осматривать нужно не только видимые части автомобиля. Обязательно исследуйте на наличие повреждений антикоррозионное покрытие днища. Если пренебречь этим советом, можно упустить момент возникновения очага ржавчины. Бороться с этой напастью намного сложнее, чем предупредить ее.

Чтобы качественно осмотреть днище, его надо тщательно очистить. На многих автомойках моют только кузов. Доплатите, чтобы ваш автомобиль вымыли полностью, или пользуйтесь автоматической мойкой (там эта услуга включена «по умолчанию»). Зимой днище машины нужно содержать в чистоте.

Если уделять должное внимание, независимо от того, чем посыпают дороги зимой в вашем городе, вы сможете защитить свой автомобиль от коррозии. Помните: любую проблему легче предотвратить, чем решать ее. Счастливого пути и ровных вам дорог.

autoassa.ru

Осторожно, реагенты: чем посыпают дорогу зимой?

Коммунальщики неоднократно слышат многочисленные жалобы от автомобилистов, пешеходов, владельцев животных после применения специальных смесей на дорогах. На самом деле без химических реагентов можно обойтись, если использовать природные материалы, не добавляя химию в окружающую среду. Чем планируют посыпать столичные дороги и насколько такие реагенты безопасны? АиФ.ru разбирался в вопросах «зимней» химии.

Какой реагент применяют в Москве?

Уже многие годы в качестве основного реагента в Москве используется жидкий раствор хлористого кальция модифицированного. По сравнению с технической солью, нормы расхода этого реагента в среднем на 30–40 % ниже, при этом он весьма эффективен при низких температурах (до 35 градусов по Цельсию, против 16 — у соли). Однако у такого реагента есть существенный недостаток — непродолжительный срок действия: около трёх часов. Поэтому дороги приходится обрабатывать несколько раз в сутки.

Предстоящей зимой Москва не откажется от жидких реагентов, однако во дворах их будет меньше за счёт использования гравийной крошки, пообещал руководитель Объединения административно-технических инспекций Дмитрий Семёнов.

Закупки реагентов Москва начала ещё весной. На портале госзакупок появился заказ на сумму более 6 миллиардов рублей. В прошлом году реагенты обошлись почти на треть дешевле. Для москвичей это может означать увеличение расходов на «коммуналку» — в пересчёте на тонну материала твёрдые реагенты в четыре раза дороже.

В продолжении: Дорожные реагенты в Москве. Что нужно знать →

Виды реагентов

Антигололёдные реагенты бывают разных видов — жидкие, твёрдые, гранулированные.

Твёрдые реагенты подходят практически для любых погодных условий и температур. А вот жидкие — для сухой погоды, причём температура воздуха должна быть не менее минус 5 °С. Жидкие реагенты используют для профилактической обработки дорожного полотна. Если асфальт, уже покрывшийся ледяной коркой, обработать жидкой смесью, то вероятность скольжения колёс машин только возрастёт. Такой реагент приступит к действию только спустя некоторое время.

Состав реагентов

Как правило, противогололёдная смесь состоит на 60 % из хлорида натрия. Вдобавок идут хлористый калий, хлористый кальций и другие соединения.

Смесь песка и соли — наиболее популярный реагент. Сам по себе песок не вызывает химической реакции, приводящей к уменьшению снежного и ледяного покрова. К плюсам смеси песка с солью относится очень низкая цена и простота использования. Правда, от данной смеси портится обувь, детали автомобилей. Кроме этого, песок забивает ливневую канализацию и добавляет лишней грязи на улицах.

Техническая соль (хлорид натрия, галит) — наиболее дешёвая среди химикатов. Основное её преимущество в том, что она очень быстро растапливает лёд. Но такой реагент разъедает автомобильные кузовы, колёса и обувь пешеходов.

Хлористый кальций — безопасный, с экологической точки зрения, антиобледенитель. Преимуществами являются быстрое и глубокое проникновение реагента в ледяной слой, позволяющий плавить лёд и удобрять почву. Реагент эффективен даже при очень низких температурах (до 35 ºС мороза). При этом он не разрушает бетонного покрытия дорожного полотна.

Раствор хлористого кальция модифицированного — имеет низкие нормы расхода (по сравнению с солью технической — на 30–40 %), эффективен при сильных морозах (до -35 ºС), но при этом реагент имеет достаточно короткий срок действия (до трёх часов). Притягивает к дорожному полотну влагу, что приводит к снижению коэффициента сцепления колеса и асфальта на 30 %. Вызывает у человека сильную аллергию и разрушает металлическое покрытие автомобиля, опасен для животных, вызывает порчу обуви.

Смесь соли с мраморной крошкой — экологически чистый материал, воздействует на лёд исключительно как противоскользящее средство. При правильной организации применения и последующей уборке территории может применяться многократно.

Гранитный щебень — устойчив к морозам, достаточно прочен и может использоваться повторно. В нём не присутствуют химически вредные и загрязняющие компоненты. Гранитный щебень отличается выгодной ценой и отличным противоскользящим эффектом.

Бишофит (ХММ) — хлорид магния, к нему примешиваются йод, бром, железо, кремний, цинк и ещё около 70 элементов. Реагент быстро впитывают влагу, однако имеет коррозионные свойства. Принцип действия аналогичен технической соли (хлористый натрий), но менее вреден для окружающей среды из-за своего состава. Как реагент бишофит безопасен для человека и животных, не оставляет белых пятен на обуви.  

Как ещё борются с гололёдом?

В Ярославской области с 2007 года дороги поливают минеральной водой, которую добывают неподалёку из скважины. Вода для употребления в пищу не пригодна, содержание солей в ней слишком высокое. Такую воду заливают в поливальные машины прямо из скважины без каких-либо примесей или химии.

В Белоруссии разработали специальный реагент на основе мелассы — патоки, которая остаётся после производства сахара. Вещество не разрушает дорожного покрытия, не подвергает металл коррозии и является экологически безопасным.

В Финляндии улицы ежегодно посыпают крошкой, которую весной собирают при помощи специальной техники, моют, а в следующем зимнем сезоне используют снова.

В Норвегии тепловые магистрали прокладывают под автомагистралями и тротуарами, что не позволяет снегу и льду задерживаться.

В Швеции используют особую дорожную соль, смешанную с сахаром. Подобная смесь дольше лежит на дорогах (при этом они быстрее высыхают), замедляет ржавление деталей автомобиля.

aif.ru

Чем посыпают улицы в гололед

Одной из проблем, возникающих зимой, является гололед. Это явление очень опасно для всех участников дорожного движения, в том числе и пешеходов.

Поэтому важно своевременно и быстро минимизировать его воздействие на окружающих людей. Сделать это можно различными способами, о которых детальней описано на сайте zirax.ru.

Отечественные способы

Борьба с гололедом это одна из самых сложных проблем, с которой очень сложно справиться быстро и качественно. Сегодня в нашей стране для таких целей используют несколько видов продуктов:

  • Соль. Это один из самых распространенных реагентов, так как он отличается небольшой ценой и доступностью. Принцип его воздействия предполагает образование на поверхности льда соляного раствора, который замерзает при температуре намного ниже, чем вода. Недостатком этого метода является то, что соль это очень агрессивное вещество, которое может разъедать резину, подошву и другие вещества.
  • Фрикционный подход. Такой способ предполагает использование мелкозернистых частичек, которые повышают показатели трения с поверхностью. Здесь применяются в основном песок или каменная крошка. Их можно собирать и повторно использовать. Но посыпанная поверхность быстро очищается, так как весь материал сносится вместе с резиной или обувью. Это приводит к частой ее посыпке.

Другие способы

Следует понимать, что описанные ранее способы не являются универсальными. Поэтому во многих странах для очистки поверхности используют такие подходы:

  1. Методика Торгейра Ваа. Этот подход предполагает смешивание песка с горячей водой (около 95 градусов). Затем полученной смесью посыпают поверхность. Нагретые частички мгновенно растапливают лед и делают его шероховатым, улучшая таким образом сцепление. Использовать можно только при наличии специальной техники.
  2. Химические реагенты. В качестве таких продуктов применяются несколько веществ:
  • хлорид магния. Очень хорошо очищает поверхность, но при этом намного сильнее разъедает металл. Стоимость этого вещества значительно больше, чем у соли;
  • хлорид кальция. Посыпать им дороги можно только при сильных морозах. Не рекомендовано к применению при плюсовой температуре;
  • мочевина. Используют ее довольно редко в городе, но она прекрасно подходит для борьбы со льдом на висячих мостах.

Каждый из описанных способов борьбы имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому при выборе вещества важно учитывать, какие факторы для вас важны.

Твитнуть

www.chevrolet-portal.ru

Осторожно, реагенты: чем посыпают дорогу зимой?

Коммунальщики неоднократно слышат многочисленные жалобы от автомобилистов, пешеходов, владельцев животных после применения специальных смесей на дорогах. На самом деле, без химических реагентов можно обойтись, если использовать природные материалы, не добавляя химию в окружающую среду. Чем планируют посыпать столичные дороги и насколько такие реагенты безопасны? Аиф.ru разбирался в вопросах «зимней» химии.

Какой реагент применяют в Москве?

Уже многие годы в качестве основного реагента в Москве используется жидкий раствор хлористого кальция модифицированного. По сравнению с технической солью, нормы расхода этого реагента в среднем на 30-40% ниже, при этом он весьма эффективен при низких температурах (до 35 градусов по Цельсию, против 16 — у соли). Однако у такого реагента есть существенный недостаток — непродолжительный срок действия: около трех часов. Поэтому, дороги приходится обрабатывать несколько раз в сутки.

Предстоящей зимой Москва не откажется от жидких реагентов, однако во дворах их будет меньше за счет использования гравийной крошки, пообещал руководитель Объединения административно-технических инспекций Дмитрий Семенов.

Закупки реагентов Москва начала еще весной. На портале госзакупок появился заказ на сумму более 6 миллиардов рублей. В прошлом году реагенты обошлись почти на треть дешевле. Для москвичей это может означать увеличение расходов на «коммуналку» — в пересчете на тонну материала твердые реагенты в четыре раза дороже.

Виды реагентов

Антигололёдные реагенты бывают разных видов — жидкие, твёрдые, гранулированные.

Твердые реагенты подходят практически для любых погодных условий и температур. А вот жидкие — для сухой погоды, причем температура воздуха должна быть не менее минус 5°С. Жидкие реагенты используют для профилактической обработки дорожного полотна. Если асфальт, уже покрывшийся ледяной коркой, обработать жидкой смесью, то вероятность скольжение колес машин только возрастет. Такой реагент приступит к действию только спустя некоторое время.

Состав реагентов

Как правило, противогололедная смесь состоит на 60% из натрия хлора. Вдобавок идут хлористый калий, хлористый кальций и другие соединения.

Смесь песка и соли — наиболее популярный реагент. Сам по себе песок не вызывает химической реакции, приводящей к уменьшению снежного и ледяного покрова. К плюсам смеси песка с солью относится очень низкая цена и простота использования. Правда, от данной смеси портится обувь, детали автомобилей. Кроме этого, песок забивает ливневую канализацию и добавляет лишней грязи на улицах.

Техническая соль (хлорид натрия, галит) — наиболее дешевая среди химикатов. Основное ее преимущество в том, что она очень быстро растапливает лед. Но такой реагент разъедает автомобильные кузовы, колеса и обувь пешеходов.

Хлористый кальций — безопасный с экологической точки зрения антиобледенитель. Преимуществами являются быстрое и глубокое проникновение реагента в ледяной слой, позволяющий плавить лед и удобрять почву. Реагент эффективен даже при очень низких температурах (до 35ºС мороза). При этом он не разрушает бетонного покрытия дорожного полотна.

Раствор хлористого кальция модифицированного — имеет низкие нормы расхода (по сравнению с солью технической — на 30-40%), эффективен при сильных морозах (до -35ºС), но при этом реагент имеет достаточно короткий срок действия (до трех часов). Притягивает к дорожному полотну влагу, что приводит к снижению коэффициента сцепления колеса и асфальта на 30%. Вызывает у человека сильную аллергию и разрушает металлическое покрытие автомобиля, опасен для животных, вызывает порчу обуви.

Смесь соли с мраморной крошкой — экологически чистый материал, воздействует на лед исключительно как противоскользящее средство. При правильной организации применения и последующей уборке территории может применяться многократно.

Гранитный щебень — устойчивый к морозам, достаточно прочен и может использоваться повторно. В нем не присутствуют химически вредные и загрязняющие компоненты. Гранитный щебень выгодной ценой и отличным противоскользящим эффектом.

Бишофит (ХММ) — хлорид магния, к нему примешиваются йод, бром, железо, кремний, цинк и еще около 70 элементов. Реагент быстро впитывают влагу, однако имеет коррозионные свойства. Принцип действия аналогичен технической соли (хлористый натрий), но менее вредный для окружающей среды из-за своего состава. Как реагент бишофит безопасен для человека и животных, не оставляет белых пятен на обуви.

Как еще борются с гололедом?

В Ярославской области с 2007 года дороги поливают минеральной водой, которую добывают неподалеку из скважины. Вода для употребления в пищу не пригодна, содержание солей в ней слишком высокое. Такую воду заливают в поливальные машины прямо из скважины без каких-либо примесей или химии.

В Белоруссии разработали специальный реагент на основе мелассы — патоки, которая остается после производства сахара. Вещество не разрушает дорожного покрытия, не подвергает металл коррозии и является экологически безопасным.

В Финляндии улицы ежегодно посыпают крошкой, которую весной собирают при помощи специальной техники, моют, а в следующем зимнем сезоне используют снова.

В Норвегии тепловые магистрали прокладывают под автомагистралями и тротуарами, что не позволяет снегу и льду задерживаться.

В Швеции используют особую дорожную соль, смешанную с сахаром. Подобная смесь дольше лежит на дорогах, при этом они быстрее высыхают, замедляет ржавление деталей автомобиля.

news.rambler.ru

Чем зимой посыпают дороги? Какие реагенты используются в России?

Мы уже не раз писали на нашем автомобильном портале Vodi.su о том что, зима — это сложное время для автомобилистов по целому ряду причин:

  • увеличивается расход топлива и масла;
  • трудно завести двигатель в мороз;
  • необходимость перехода на зимнюю резину;
  • нужно уметь управлять автомобилем на скользких дорогах.

Еще одна немаловажная проблема — антигололедные реагенты, которыми посыпают дороги для борьбы со льдом и снегом. Из-за этих химических материалов страдает лакокрасочное покрытие, быстрее проявляется коррозия, изнашиваются шины.

Что же такое сыпят коммунальщики на дороги зимой? Разберемся с этим вопросом в этой статье.

Самое первое, что приходит на ум — соль. Однако посыпание обычной поваренной солью улиц обойдется слишком дорого, поэтому применяется техническая модифицированная соль. Полное название данного состава — жидкий раствор хлористого натрия модифицированного. Именно его сегодня и используют в столице.

Главные преимущества данного вещества:

  • расход на 30-40% меньше, чем технической соли;
  • способность топить лед в сильные морозы — минус 35 градусов;
  • им можно посыпать как автомобильные магистрали, так и тротуары.

Для того, чтобы расход был еще более экономичным, используют не просто этот реагент, а делают различные смеси:

  • гравийная крошка;
  • песок;
  • щебенка (отсев гранитного щебня, то есть самая мелкая фракция);
  • мраморная крошка.

Согласно многочисленным экологическим экспертизам, данные составы не влияют негативно на окружающую среду. Но любой водитель и пешеход подтвердит, что весной, когда все начинает таять, из-за всей этой крошки образуется очень много грязи, которая потом смывается ливнями в реки и озера. Кроме того, ею забиваются ливневые стоки.

Есть и определенные негативные моменты, к примеру непродолжительный срок действия (3 часа), поэтому его распыляют по несколько раз в день.

Другие реагенты

Бишофит (хлористый магний) — вместе с ним применяют самые разные элементы (бром, йод, цинк, железо). Стоит сказать, что бишофит считается намного более эффективным, чем соль, потому как не только вызывает таяние льда, но и впитывает образующуюся влагу. Он не оставляет пятен на одежде или на ЛКП, однако может вызывать быструю коррозию. Этот реагент успешно используется не только в Москве, но и в других регионах, например в Ростове-на-Дону, Воронеже, Тамбове.

Стоит, правда, отметить, что от разработанных на основе хлористого магния реагентов, например Биомаг, решили отказаться, так как анионы магния в больших количествах скапливаются в почве, вызывая ее засоление и гибель насаждений. Кроме того, из-за фосфатов, входящих в состав данного средства, на поверхности дороги образуется тонкая масляная пленка, из-за которой ухудшается сцепление колес с поверхностью.

Техническая соль (галит) — та же обыкновенная соль, но с низким уровнем очистки. Ее пласты образуются там, где когда-то протекали реки, были большие озера или моря, но, в результате геологических и климатических преобразований на планете, исчезли со временем.

Песчано-солевую смесь начали использовать еще в 1960-х годах.

Однако с начала 2000-х в Москве от нее отказались из-за таких негативных последствий:

  • разъедает лакокрасочное покрытие автомобилей;
  • наносит существенный вред одежде и обуви пешеходов;
  • соль, вместе с талым снегом, впитывается в землю или смывается в реки, приводя к засолению почвы.

Из плюсов можно выделить высокую эффективность и дешевизну — на сегодняшний день это самый доступный реагент.

Хлористый модифицированный кальций — кальциевая соль. Тоже применяется в виде раствора, благодаря чему расход значительно уменьшается.

В больших городах от этого средства отказались, потому что:

  • у него ограниченный срок действия, после чего растворяется и притягивает влажность;
  • плохо сказывается на здоровье — может вызывать аллергические реакции;
  • портит резиновые изделия, шины, обувь, может вызывать коррозию.

Скажем также, что постоянно ведутся поиски наиболее эффективных веществ, влияние которых на экологию, здоровье людей, лакокрасочное покрытие было бы минимальным.

Так, в качестве эксперимента используют в некоторых регионах состав Биодор, представляющий собой смесь солей калия и магния, а также специальных добавок для минимизации вредного воздействия.

vodi.su

Иностранный опыт: 5 реагентов в борьбе с гололедом

Одной из главных проблем коммунальных служб всегда считается уборка снега и наледи, и несмотря на постоянное внедрение новых способов спасения от гололеда, соль по-прежнему в ходу. The Village собрал 5 технологий очистки улиц в тех странах, где зимой выпадает снег, узнал об их плюсах и минусах и взял комментарии у экологов, обувных мастеров и простых жителей.

СОЛЬ (NaCl)

ПЕТЕРБУРГ, МОСКВА, КИЕВ

Дешевизна Вред. Соль — это хлорид, очень активное вещество. Например, несколько лет назад она привела к аварии на Южной подстанции (Петербург), разъев провода, проложенные под землей. Соль приводит к коррозии труб, мостов, автомобилей, вызывает аллергию, вредит обуви, одежде, лапам животных и историческим памятникам. Не говоря уже об окружающей среде, так как попадает в подземные воды, почву и реки.

Тротуары посыпают технической солью или соляными смесями на ее основеУборка снега в Киеве

МОСКВА

В уборке территорий столица продвинулась дальше остальных регионов. Московские дорожники гордятся своей системой превентивных мер: еще до выпадения снега дороги обрабатывают жидкими реагентами — 28%-м раствором хлористого кальция и хлористого натрия (пищевая соль). Обработку делают на основе данных метеослужбы и системы радаров, способных прогнозировать количество осадков с точностью до 1 мм воды или 1 см снега. Московские коммунальщики любят реагенты — в этом году они впервые решили посыпать ими дворы и резко увеличили объемы закупок твердых химикатов.

КИЕВ

Соль (NaCl) и песок — основные средства, использующиеся для удаления снега и льда с дорог в городе. Однако сама технология уборки выстроена не очень разумно: днем дороги посыпают солью, а вечером убирают снег.

ПЕТЕРБУРГ

Климат Петербурга, а точнее сильные перепады температур, очень неудобен для коммунальных служб: на дорогах и тротуарах образуется либо гололед, либо слякоть. Чтобы они не появлялись, нужно очень оперативно убирать выпадающий снег. Вместо этого коммунальщики массово используют самый дешевый реагент — техническую соль.

Также на улицах можно встретить песок и следы действия специальной смеси «Бионорд», которой очищают тротуары. В нее входят три вида соли: хлористый кальций, хлористый магний и хлористый натрий. На зиму город закупил 92 000 тонн «Бионорда». Для снеговой каши, которая получается в результате действия соли, даже есть специальное название — шуга. Соль способна плавить лед вплоть до температуры минус 21 °С, однако при опускании столбика термометра ниже минус 9–10 °С ее эффективность резко падает. В Финляндии соль перестают использовать, как только температура опускается ниже минус 5 °С. Финские метеорологи утверждают, что дороги становятся менее скользкими при очень низких температурах. 

ФРИКЦИОННЫЙ МЕТОД:ПЕСОК И КАМЕННАЯ КРОШКА

АВСТРИЯ, ФИНЛЯНДИЯ, ГЕРМАНИЯ, ШВЕЦИЯ И ДРУГИЕ

экологичность, возможность повторного использования задерживается на проезжей части не более чем на полчаса:ее сносит ветром, колесами автомобилей и ногами пешеходов. 

В Хельсинки снег утрамбовывают и посыпают каменной крошкой

После долгих проб, ошибок и научных исследований Европа практически полностью отказалась от использования химических реагентов для плавления снега и льда. В Берлине, например, закон разрешает использовать соль только на опасных участках дорог. Химикаты наносят слишком очевидный вред окружающей среде и городскому хозяйству. Мелкий песок — тоже не лучший вариант. Он пылит, попадает в легкие и не годен к вторичному использованию. Тогда как гравий и каменная крошка — экологичны и экономичны, хотя изначально и обходятся дороже соли.

Метод разбрасывания песка и прочих абразивных (твердых и мелкозернистых) материалов называют фрикционным: гололед этим способом полностью не устранить, но сцепление с дорогой улучшается. Главное условие для использования этой технологии — дороги нужно чистить практически до асфальта сразу после снегопада или во время него. В некоторых городах Европы даже существуют специальные ящики с гравием, расставленные для пешеходов, чтобы жители могли сами разбросать песок, если очень скользко. Кстати, такие ящики иногда можно встретить и в Петербурге, например на Большом Сампсониевском проспекте и возле метро «Старая Деревня». 

МЕТОД ТОРГЕЙРА ВАА

ШВЕЦИЯ

эффективность, экологичность, долговременный результат нужна специальная дорогостоящая техника

Метод, придуманный Торгейром Ваа, внедряется в Швеции в экспериментальном порядке

В 2004 году в Швеции внедрили новый метод борьбы с гололедом, который придумал шведский ученый Торгейр Ваа. Мелкий песок в пропорции 7 к 3 смешивают с горячей водой 90–95 °С и разбрызгивают на улицах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает на 3–7 дней с ежедневным трафиком около 1 500 автомобилей. Или пока не пройдет новый снегопад.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ХИМИКАТЫ

США, КАНАДА, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ

Хлорид магния

высокая эффективность дороже, чем техническая соль, и вызываетеще более сильную коррозию металлов

Великие соляные озера в штате Юта

Американцы и канадцы для очистки улиц и тротуаров используют в основном хлорид магния, который добывают на Великих соляных озерах в штате Юта. MgCl2 cодержит меньше хлора, чем остальные хлориды, а его эффективность при меньшем расходе значительно выше. Зимой 2010 года штат Мэриленд потратил 50 млн долларов на очистку дорог, штат Вирджиния — 79 млн долларов. В Канаде на содержание дорог зимой ежегодно выделяют 1 млрд долларов. 

Снегопад в Веллингтоне

Кальциево-магниевый ацетат используют в большинстве городов Новой Зеландии. Для металлов он не вреднее воды, да и на окружающую среду оказывает небольшое влияние за счет отсутствия иона хлора. Однако этот химикат используют только до минус 7 °С. Популярным средством также является хлорид кальция. Кстати, его 10%-й раствор продается в аптеках, а в бытовых условиях CaCl2 применяют для приготовления творога.

Подвесной мост, который очищают от снега с помощью мочевины

Из органических средств чаще всего используют мочевину. Благодаря низкой коррозионной активности, она обычно применяется для удаления льда с висячих мостов. Мочевина нетоксична, но недостаточно эффективна для использования в больших городах.

НИКАКИХ СРЕДСТВ

ЯПОНИЯ И ОСТАЛЬНЫЕ 230 СТРАН

После снегопада в префектуре Аомори

В горах Японии за зиму выпадает до нескольких метров снега, а в городах — по 15–20 см за ночь. В результате к концу зимы тротуары и междугородние дороги превращаются в узкие снежные каньоны со стенами высотой в 2 человеческих роста и выше. Однако дороги в Японии никак не обрабатывают, только счищают снег. Потому в городах гололед не такое уж редкое явление. При этом шипованные шины в стране запрещены. Кстати, уборка снега возле домов и на тротуарах — задача самих жителей.

МНЕНИЕ ЭКОЛОГА

www.the-village.ru

Исследовательская работа «Чем и зачем посыпают дороги в зимнее время»

МКОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»  

«Чем и зачем посыпают дороги?»

исследовательская работа

Работу выполнил:

Россиев Артём, 8 лет

ученик 1 класса «Б»

МКОУ «Ильинская СОШ»

Руководители:

 Россиева А.В.,

учитель начальной школы

МКОУ «Ильинская СОШ»

п. Ильинский, 2018 год

Введение

Люблю гулять по улицам Петрозаводска. Ездим туда не часто, но воспоминания об этом городе всегда самые тёплые. Однажды заметил на обуви после прогулки белые разводы – мама, сказала, что это соль, которой зимой посыпают дороги, оставляет такие следы. Тогда в голове появилось много вопросов: Та ли это соль, которую добавляют в еду? Почему дорога даже в зимнее время такая грязная, ведь соль белая? Насколько эффективно борется соль со льдом? Не вредит ли соль обуви и природе? Чем еще можно посыпать дорогу? Все эти вопросы мы объединили в один, который и стал темой нашей работы - Зачем и чем посыпают дороги зимой?

Объектом исследования выступает техническая соль для посыпки дороги в зимнее время. Предметом – свойство соли топить лёд.

Гипотеза: Соль эффективно уничтожает лёд.

Цель исследования – изучение воздействия технической соли на лед.

Задачи:

изучить теорию вопроса с помощью поисковых систем в интернете;

сравнить полученные сведения с ответами специалиста по обслуживанию дорог;

проверить эффективность борьбы соли со льдом опытным путём.

Методы исследования: интервью, наблюдение, опыты, анализ и сравнение результатов.

Глава 1. Теоретическая часть.

Для изучения теории вопроса мы ввели нашу тему в строку поиска сервиса «Яндекс» в сети интернет. Прочитали первые 5найденных поисковой системой статей, анализ которых позволил ответить на 5 вопросов, ознакомиться с которыми можно ниже. Сделали вывод, что данные разных статей не противоречат друг другу, в основном рассказывают одно и тоже, иногда слово в слово. Обобщим полученные данные.

Вопрос 1: Чем посыпают дороги в зимнее время?

Антигололёдные реагенты бывают разных видов — жидкие, твёрдые, гранулированные. Но такое разнообразие имеют дорожники Москвы и других крупных городов. На остальной территории России одним из самых известных противогололедные реагентов, является хлорид натрия – техническая соль (галит). Используется с конца 60-х годов по сегодняшний день. Современные противогололёдные смеси так или иначе, в разной концентрации содержат её. Как правило, смесь состоит на 60 % из хлорида натрия. Смесь песка и соли — наиболее популярный реагент, так как техническая соль (хлорид натрия, галит) — наиболее дешёвая среди химикатов.

Вопрос 2: Зачем дороги посыпают солью?

На вопрос, зачем зимой дороги посыпают солью, есть простой ответ: «чтобы быстро бороться со снегом и льдом». Основное её преимущество в том, что она очень быстро растапливает лёд. Хлористый натрий, вступая в реакцию с замерзшей водой, повышает ее соленость. Смысл в том, что соленая вода не замерзает даже при - 15°C. Проезжая часть быстро очищается ото льда и снега, повышается безопасность движения. Высыпать несколько мешков соли намного быстрее, чем собирать тонны снега.

Вопрос 3: Любую ли соль можно использовать для борьбы со льдом?

Техническая соль имеет тот же состав, что и обычная соль, которую добавляют в пищу. Разница только в степени очистки от примесей. Обычная соль очищена от примесей, это повышает её стоимость и позволяет употреблять в пищу. Посыпание обычной поваренной солью улиц обойдется слишком дорого.

Соль дорожную (техническую), имеющую желтоватый или сероватый оттенок из-за примесей, есть нельзя, но она дешевле, а примеси не снижают ее свойство разъедать лёд, а иногда и способствуют.

Вопрос 4: Чем лучше посыпать дорогу: солью или песком?

Соль работает только при взаимодействии с водой (для реакции плавления льда соль должна раствориться). В очень сухую морозную погоду (ниже – 160С) воды для растворения соли нет, соль бесполезна. Тогда в работу вступает песок. Он не вызывает химической реакции, приводящей к уменьшению снежного и ледяного покрова, выступает как противоскользящее средство. К плюсам смеси песка с солью относится очень низкая цена и простота использования. При повышении температуры уже насыпанная с песком соль ускорит процесс таянии льда, поглощая тепло с воздуха и отдавая ее воде, в которой растворяется.

Вопрос 5: Не вредит ли соль экологии? Техническая соль, вместе с талым снегом, впитывается в землю или смывается в реки, приводя к засолению почвы. К тому же разъедает резину покрышек, вызывает коррозию металлических деталей автомобилей, разрушает обувь пешеходов. 

Сейчас появляются современные более экологичные средства, но все они либо дорогие, либо менее эффективны, либо пока недоступны.

Вывод: Техническая соль – эффективное, наиболее доступное, сравнительно дешёвое противоледовое средство. Смесь песка и соли – давно и широко используется для обслуживания дороги в зимнее время.

Для проверки, найденной в интернете информации на практическую достоверность, мы сходили на «Асфальтобетонный завод» (АБЗ), который занимается круглогодично обслуживанием дорог в поселке Ильинский и близлежащих дорог. Мы задали те же самые вопросы водителю-погрузчику со стажем Ваттулайнен А.Л.(рис.1). Вот какие ответы мы получили.

Вопрос 1: Чем посыпают дороги в зимнее время?

Мы посыпаем дороги смесью соли и песка. Смешиваем с помощью бульдозера (рис.2) покупную соль с заготовленным летом песком в пропорции примерно один к восьми.

Рис.1: Россиев Артём. и Ваттулайнен А.Л. на АБЗ (фото.Россиевой А.В.)

Вопрос 2: Зачем дороги посыпают солью?

Чтобы не было скользко и было меньше аварий. Соль разъедает лёд, а песок способствует увеличению сцепления между шинами машин и поверхностью дороги. Смесь сыплют на середину дороги, но шинами машин она разносится по всей поверхности, в том числе и по обочинам, по которым нередко в зимнее время ходят пешеходы.

Вопрос 3: Любую ли соль можно использовать для борьбы со льдом?

Не знаю точно химический состав используемой нами соли: её закупкой занимается другой человек, но точно не поваренная. Подробнее можно посмотреть на этикетке на мешке (рис.3).

Рис.2: Россиев Артём и Ваттулайнен А.Л. на фоне трактора на АБЗ (фото Россиевой А.В.)

Вопрос 4: Чем лучше посыпать дорогу: солью или песком?

Если посыпать солью, то асфальт откроется быстрее, но без песка её расход будет больше, соответственно дороже. Да и в сильный мороз соль работает плохо. Тогда и приходит очередь песка включаться в борьбу с авариями.

Рис.3: Этикетка мешка с технической солью (фото. Россиева Артёма)

Вопрос 5: Не вредит ли соль экологии?

С одной стороны, соль и песок - природные ресурсы, а, значит, не могут нанести большого ущерба окружающей среде. С другой стороны, вся грязь по весне уходит в почву, прямым потоком в речку, которая течёт тут же рядом с дорогой. Это всё может привести к засолению почвы и навредить растениям и животным пресного водоёма. Норма расхода соли, конечно, существует, но это относиться не к санитарной норме, а скорее, к экономической. Думаю, если бы это было очень вредно, то соль уже чем-нибудь заменили. А ее широко используют уже очень давно. Вот к чему, действительно, приводит использование соли, так это к коррозии металла у машин.

Вывод: интервью со специалистом в области обслуживания дорог в зимнее время подтвердило выводы, сделанные к теоретической главе работы «Литературный обзор».

Глава 2. Практическая часть.

Выводы теоретической главы мы решили подтвердить либо опровергнуть с помощью экспериментов с солью. Для этой цели во время экскурсии по Асфальтобетонному заводу мы взяли готовой дорожной смеси песка и технической соли.

Опыт 1: Влияние соли на лёд.

Для эксперимента нам понадобились 2 ведра с водой, смесь песка с солью.

Ход эксперимента:

Вынесли вёдра с водой на мороз (-100С) (рис.4).

Через несколько часов вода в вёдрах превратилась лёд .

Рис. 5: Поверхность одного ведра посыпали смесью (фото. Россиева Артёма)

Рис.4: Вёдра с водой вынесли на мороз. (фото Россиева Артёма)

 

Поверхность одного из вёдер посыпали песочно-соляной смесью (рис.5).

Сравнили поверхности ведёр сразу и через два часа.

Результат: сразу посыпанная поверхность стала шероховатой благодаря песку. Через пару часов посыпанная поверхность льда стала рыхлой, больше похожей на снег (рис.6,7)

Рис.7: Поверхность посыпанного ведра (фото. Россиева Артёма)

Рис.6: Поверхность непосыпанного ведра (фото. Россиева Артёма)

Вывод: Соль, действительно, разъедает лёд, делает его рыхлым, нескользким.

Опыт 2: Влияние соли на снег.

Для эксперимента нам понадобилась смесь и уличное крыльцо, покрытое снегом.

Ход эксперимента:

Правую (если стоять лицом к крыльцу) сторону посыпали смесью (рис.8).

На следующий день сравнили правую и левую стороны крыльца (рис.9).

Рис.8: Посыпали ступени правой части крыльца смесью (фото. Россиевой А.В.)

Рис.9: Левая и правая стороны крыльца через сутки (фото. Россиевой А.В.)

 

Результат: Слева крыльцо осталось без изменений – покрыто снегом, правая часть крыльца заметно освободилась от снежной корки.

Вывод: Соль способствует очищению поверхностей от снега.

Опыт 3: Замерзание соленой воды.

Для опыта понадобились две мисочки, вода, поваренная соль, ложка, морозильная камера.

Ход эксперимента:

Растворили 3 чайные ложки соли в небольшом количестве воды (примерно полстакана) (рис.10).

Рис.10: Растворение соли в воде (фото. Россиевой А.В.)

Налили в мисочки воду: в одну обычную, в другую солёную и поставили в морозильную камеру (рис.11).

Через три часа оценили результат (рис.12,13).

Рис.11: Большая мисочка с обычной водой, маленькая с солёной.(фото.Россиева Артёма)

Рис.13: В соленой воде образовались отдельные кристаллы льда (фото.Россиевой А.В.)

Рис.12: В мисочку с соленой водой, которая не замёрзла, можно окунуть палец. В другой мисочке плотный лёд. (фото.Россиевой А.В,)

 

Результат: в мисочке с обычной водой образовался лёд, солёная вода не замёрзла. В ней лишь образовались отдельные ледяные кристаллы.

Вывод: солёная вода практически не замерзает.

Вывод по практической части работы: эксперименты доказали, что соль превращает гладкую поверхность льда в рыхлую, разъедает снег, а солёная вода не замерзает.

Заключение

Цель работы достигнута: мы изучили воздействие соли на лёд. В процессе достижения цели были решены поставленные перед работой задачи: мы изучили статьи по нашей теме, взяли интервью у специалиста по облуживанию дорог, доказали эффективность использования соли в борьбе с гололёдом с помощью опытов.

Наша гипотеза - Соль эффективно уничтожает лёд - подтвердилась.

Список источников:

xn--j1ahfl.xn--p1ai


Смотрите также