ВНИМАНИЕ! Если Вам ПО ТЕЛЕФОНУ предложили перевести деньги на КИВИ-КОШЕЛЁК, то это означает, что к нашим номерам подключились мошенники!!! Будьте внимательны!

Что это вмт


УСТАНОВКА ПОРШНЯ ПЕРВОГО ЦИЛИНДРА В ПОЛОЖЕНИЕ ВМТ ТАКТА СЖАТИЯ

УСТАНОВКА ПОРШНЯ ПЕРВОГО ЦИЛИНДРА В ПОЛОЖЕНИЕ ВМТ ТАКТА СЖАТИЯ

Для того чтобы при проведении работ, связанных со снятием ремня привода распределительного вала, не нарушалась установка фаз газораспределения, поршень 1-го цилиндра устанавливают в положение ВМТ (верхняя мертвая точка) такта сжатия. При нарушении фаз газораспределения двигатель не будет нормально работать.

Выставляйте ВМТ по метке на шкиву распределительного вала (при установке по меткам на маховике или шкиву коленчатого вала в этом положении может стоять поршень либо 1-го, либо 4-го цилиндра). После этого обязательно убедитесь в совпадении меток на маховике либо на зубчатом шкиву коленчатого вала (если снят шкив привода генератора). Если метки на маховике или шкиву коленчатого вала не совпадают, значит, нарушена установка фаз газораспределения (поршень 1-го цилиндра не установлен в ВМТ).

В этом случае необходимо снять ремень привода распределительного вала и провернуть коленчатый вал до совмещения меток.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Проворачивайте коленчатый вал только за болт крепления к нему шкива (запрещается проворачивать коленчатый вал за шкив распределительного вала).

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

Поскольку неудобно проворачивать коленчатый вал за болт крепления к нему шкива, можно сделать это следующими способами:

1. Включите любую передачу (лучше IV) и медленно прокатите автомобиль до совпадения метки на шкиву распределительного вала с меткой на задней крышке ремня привода распределительного вала.

2. Включите любую передачу и вывесите одно из передних колес. Затем поворачивайте вывешенное колесо до совпадения метки на шкиву распределительного вала с меткой на задней крышке ремня привода распределительного вала.

 

Метки ВМТ нанесены на зубчатом шкиву распределительного вала (выступ) и на задней крышке ремня привода распределительного вала (усик).

 

Кроме того, метки нанесены на маховике (риска) и на шкале заднего щитка картера сцепления (треугольный вырез). Для наглядности снята коробка передач.

 

Дополнительно метки нанесены на зубчатом шкиву коленчатого вала (точка) и крышке масляного насоса (треугольный вырез).

Эти метки видны только при снятом шкиву привода генератора.

Вам потребуются: накидной ключ «на 17», торцовый ключ «на 10».

1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

2. Установите рычаг переключения передач в нейтральное положение, подложите под колеса автомобиля противооткатные башмаки.

3. Снимите правое переднее колесо и правый брызговик моторного отсека.

 

4. Откройте капот и выверните три винта крепления передней крышки ремня привода распределительного вала. Обратите внимание: винтами бокового крепления крышки также закреплены держатели проводов. Снимите переднюю крышку.

 

5. Проверните коленчатый вал за болт крепления к нему шкива привода генератора до совпадения меток на шкиву распределительного вала и задней крышке.

 

6. Выньте заглушку из отверстия в картере сцепления и проверьте совпадение меток на маховике.

Вернуться в оглавление

autorambler.ru

12.Принцип работы двигателя. Основные определения. Вмт, нмт, ход

поршня, объемы, степень сжатия, такт, цикл, порядок работы 4-х тактного двигателя.

Принцип работы.

Действие поршневого двигателя внутреннего сгорания основано на использовании работы расширения нагретых газов во время движения поршня от ВМТ к НМТ.

Нагревание газов в положении ВМТ достигается в результате сгорания в цилиндре топлива, перемешанного с воздухом. При этом повышается температура газов и их давление. Так как давление под поршнем равно атмосферному, а в цилиндре оно намного больше, то под действием разницы давлений поршень будет перемещаться вниз, при этом газы расширятся, совершая полезную работу. Работа, производимая расширяющимися газами, посредством кривошипно-шатунного механизма передается коленчатому валу, а от него на трансмиссию и колеса автомобиля.

Чтобы двигатель постоянно вырабатывал механическую энергию, цилиндр необходимо периодически заполнять новыми порциями воздуха через впускной клапан 15 и топлива через форсунку 16 или подавать через впускной клапан смесь воздуха с топливом. Продукты сгорания топлива после их расширения удаляются из цилиндра через выпускной клапан 17. Эти задачи выполняют механизм газораспределения, управляющий открытием и закрытием клапанов, и система подачи топлива.

  1. Такт впуска - Впускается топливо-воздушная смесь

  2. Такт сжатия - Смесь сжимается и поджигается

  3. Такт расширения - Смесь сгорает и толкает поршень вниз

  4. Такт выпуска - Продукты горения выпускаются

Принцип действия. Сгорание топлива происходит в камере сгорания, которая расположена внутри цилиндра двигателя, куда жидкое топливо вводится в смеси с воздухом или раздельно. Тепловая энергия, полученная при сгорании топлива, преобразуется в механическую работу. Продукты сгорания удаляются из цилиндра, а на их место всасывается новая порция топлива. Совокупность процессов, происходящих в цилиндре от впуска заряда (рабочей смеси или воздуха) до выпуска отработанных газов, составляет действительный или рабочий цикл двигателя.

Основные понятия и термины. Мертвые точки - это крайние положения, занимаемые поршнем при его движении. Наиболее отдаленное положение поршня от оси коленчатого вала называется верхней мертвой точкой (ВМТ), наиболее близкое положение - нижней мертвой точкой (НМТ).

Ход поршня - это расстояние между крайними положениями поршня, равное двойному радиусу кривошипа.

Рабочий объем цилиндр - это объем, освобождаемый в цилиндре при перемещении поршня от ВМТ до НМТ.

Объем камеры сжатия - это объем пространства, образуемого над поршнем при положении его в ВМТ.

Полный объем цилиндра - это сумма рабочего объема и объема камеры сжатия.

Степень сжатия - это отношение полного объема цилиндра к объему камеры с

Первый такт, он же впускной, начинается с ВМТ (верхней мертвой точки). Двигаясь вниз, поршень, всасывает в цилиндр топливовоздушную смесь. Работа этого такта происходит при открытом клапане впуска. Кстати, существует много двигателей с несколькими впускными клапанами. Их количество, размер, время нахождения в открытом состоянии может существенно повлиять на мощность двигателя. Есть двигатели, в которых, в зависимости от нажатия на педаль газа, происходит принудительное увеличение времени нахождения впускных клапанов в открытом состоянии. Это сделано для увеличения количества всасываемого топлива, которое, после возгорания, увеличивает мощность двигателя. Автомобиль, в этом случае, может гораздо быстрее ускориться.

Второй такт- такт сжатия Следующий такт работы двигателя – такт сжатия. После того как поршень достиг нижней точки, он начинает подниматься вверх, тем самым, сжимая смесь, которая попала в цилиндр в такт впуска. Топливная смесь сжимается до объемов камеры сгорания. Что это за такая камера? Свободное пространство между верхней частью поршня и верхней частью цилиндра при нахождении поршня в верхней мертвой точке называется камерой сгорания. Клапаны, в этот такт работы двигателя закрыты полностью. Чем плотнее они закрыты, тем сжатие происходит качественнее. Большое значение имеет, в данном случае, состояние поршня, цилиндра, поршневых колец. Если имеются большие зазоры, то хорошего сжатия не получится, а соответственно, мощность такого двигателя будет гораздо ниже. Компрессию можно проверить специальным прибором. По величине компрессии можно сделать вывод о степени износа двигателя.

Третий такт- рабочий ход Третий такт – рабочий, начинается с ВМТ. Рабочим он называется неслучайно. Ведь именно в этом такте происходит действие, заставляющее автомобиль двигаться. В этом такте в работу вступает система зажигания. Почему эта система так называется? Да потому, что она отвечает за поджигание топливной смеси, сжатой в цилиндре, в камере сгорания. Работает это очень просто – свеча системы дает искру. Справедливости ради, стоит заметить, что искра выдается на свече зажигания за несколько градусов до достижения поршнем верхней точки. Эти градусы, в современном двигателе, регулируются автоматически «мозгами» автомобиля. После того как топливо загорится, происходит взрыв – оно резко увеличивается в объеме, заставляя поршень двигаться вниз. Клапаны в этом такте работы двигателя, как и в предыдущем, находятся в закрытом состоянии.   Четвертый такт - такт выпуска

Четвертый тактработы двигателя, последний – выпускной. Достигнув нижней точки, после рабочего такта, в двигателе начинает открываться выпускной клапан. Таких клапанов, как и впускных, может быть несколько. Двигаясь вверх, поршень через этот клапан удаляет отработавшие газы из цилиндра – вентилирует его. От четкой работы клапанов зависит степень сжатия в цилиндрах, полное удаление отработанных газов и необходимое количество всасываемой топливно-воздушной смеси.     После четвертого такта наступает черед первого. Процесс повторяется циклически. А за счет чего происходит вращение – работа двигателя внутреннего сгорания все 4 такта, что заставляет поршень подниматься и опускаться в тактах сжатия, выпуска и впуска? Дело в том, что не вся энергия, получаемая в рабочем такте, направляется на движение автомобиля. Часть энергии идет на раскручивание маховика. А он, под действием инерции, крутит коленчатый вал двигателя, перемещая поршень в период «нерабочих» тактов.

studfiles.net

Определение верхней мертвой точки - Triera

Верхней мертвой точкой (в.м.т.) называется крайнее верхнее положение поршня в цилиндре.

Нижней мертвой точкой (н.м.т.) называется крайнее нижнее положение поршня в цилиндре.

Знание положения верхней мертвой точки позволяет определить нижнюю мертвую точку.

Знание положения этих точек на шкале маховика необходимо, потому что от них ведется отчет всех фаз газораспределения, а именно: - углов открытия впускных и выпускных клапанов; - углов закрытия впускных и выпускных клапанов; -углов опережения подачи;

- углов открытия пусковых клапанов и золотников управления  пуском.

Определение верхней мертвой точки обязательно проводится на заключительной стадии среднего и капитального ремонтов двигателя.

Цель этой операции: проверка совпадения в.м.т. с нулевой отметкой шкалы на маховике двигателя.

Проверка в.м.т., как правило, проводится по первому цилиндру, то есть по цилиндру - первому со стороны противоположной маховику (со стороны вала отбора мощности)

Проверка проводится в следующем порядке:

v  открываются индикаторные краны 1 (рис.1) на всех крышках цилиндров, для снятия компрессии;

 рис.1

v  открывается смотровой лючонок 2 картера первого цилиндра (рис.2);

 рис.2

v  на крышке первого цилиндра извлекается форсунка 3 из своего гнезда (рис.3);

 рис.3

v  валоповоротным устройством, вручную, проворачивается коленчатый вал двигателя по ходу вращения, до момента, когда поршень 1-го цилиндра будет находиться в положении  20°- 30° не доходя до в.м.т.(рис.4);

 рис.4

(положение поршня в цилиндре при этом, примерно, определяется по кривошипу 1-го цилиндра через смотровой лючонок 2).

v  через форсуночное отверстие в 1-ый цилиндр двигателя вводится, до упора в донышко поршня, стержень 5 с заостренным нижним концом (рис.5);

 рис.5

v  мягким карандашом или мелом наносится метка 6 на стержне, на уровне верхней плоскости крышки цилиндра (рис.6);

v  мягким карандашом или мелом наносится метка 7 против контрольной стрелки на ободе маховика (рис.6);

 рис.6

v  вручную, валоповоротным устройством, медленно, по ходу вращения, проворачивается коленчатый вал двигателя, до тех пор, пока метка 6, поднявшись и опустившись, вновь совместится с верхней плоскостью крышки цилиндра, метка 7 при этом переместится вместе с ободом маховика в новое положение (рис.7);

 рис.7

v  после того как метка 6 возвратится на прежнее место, против контрольной стрелки на ободе маховика наносится метка 8 (рис.8);

 рис.8

v  рулеткой или гибкой линейкой измеряется длина дуги обода маховика между метками 7 и 8 (рис.9);

 рис.9

v  посредине между метками 7 и 8, на ободе маховика (рис.10) наносится метка 9, которая и соответствует положению в.м.т. поршня первого цилиндра;

 рис.10

v  если метку 9 совместить с контрольной стрелкой (рис.11), то поршень первого цилиндра окажется в в.м.т. 

 рис.11.

www.sites.google.com

Приведение поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ) конца такта сжатия

Приведение поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ) конца такта сжатия

Изложенный в настоящем подразделе материал имеет смысл только в случае правильной установки распределителя, ВВ проводов и ремня привода ГРМ.

Ремень привода ГРМ надет на зубчатые колеса коленчатого и распределительного валов, которые вращаются в фазе друг с другом. При снятии зубчатого газораспределительного ремня в процессе обслуживания двигателя появляется возможность независимого проворачивания каждого из валов, что неизбежно ведет к нарушению установки фаз газораспределения. Конструкция рассматриваемого двигателя не исключает потенциальной возможности повреждения поршней и клапанов при ударе их друг о друга вблизи верхней границы хода поршней ввиду отсутствия выборок в днищах последних. По изложенной причине правильность установки фаз газораспределения приобретает особое значение и достигается за счет выставления двигателя перед установкой газораспределительного ремня в некое исходное положение, получившее название верхней мертвой точки (ВМТ). После приведения двигателя в положение ВМТ до надевания ремня привода ГРМ проворачивание коленчатого и распределительного валов в индивидуальном порядке ни в коем случае не допустимо.

Газораспределительный ремень используется также для привода водяного насоса, однако привязка его вращения к фазам вращения коленчатого и распределительного валов не имеет столь важного значения.

Верхней мертвой точкой (ВМТ) называется наивысшая точка хода поршня в своем цилиндре. Вообще говоря, в 4-тактных двигателях в процессе вращения коленчатого вала данное положение достигается поршнем дважды: один раз в конце такта сжатия и второй - в конце выпускного такта. Для выполнения настроек фаз газораспределения и установки угла опережения зажигания в подавляющем большинстве случаев используется ВМТ конца такта сжатия поршня первого цилиндра. Именно это положение и принято называть положением ВМТ двигателя (нумерация цилиндров с 1 по 4 производится в направлении от газораспределительного ремня к маховику). В одном из зубьев зубчатого колеса коленчатого вала проточена канавка, совмещение которой с ответной меткой на фланце сальника подтверждает приведение поршней первого и четвертого цилиндров в положение ВМТ. Однако, доступ к данному зубчатому колесу открывается только после снятия нижней крышки газораспределительного ремня, поэтому на торцевой поверхности шкива вала дополнительно предусмотрена риска, которая в рассмотренной ситуации (ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндров) совмещается с нулевой отметкой на нижней крышке ремня. Зубчатое колесо распределительного вала также оборудовано установочной точечной меткой, совмещение которой с выпуклым указателем, отлитым на внутренней крышке газораспределительного ремня подтверждает факт правильного приведения двигателя в положение ВМТ, когда поршень первого цилиндра находится в верхней мертвой точке конца такта сжатия. 6 Ниже приводится описание процедур приведения двигателя в положение ВМТ при установленном и при снятом газораспределительном ремне.

Приведение двигателя в положение ВМТ при установленном ремне привода ГРМ

Прежде чем приступать к выполнению процедуры, отсоедините отрицательный провод от батареи.

Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным устройством, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильным кодом для ввода аудиосистемы в действие.

Обесточьте систему зажигания, для чего отсоедините от крышки центральный ВВ провод и при помощи провода-перемычки заземлите его на массу блока цилиндров. Во избежание случайного страгивания автомобиля взведите стояночный тормоз и подоприте клиньями задние колеса. Удостоверьтесь, что РКПП переведена на нейтральную передачу. Пометьте положение клеммы ВВ провода первого цилиндра на крышке распределителя относительно корпуса последнего. На некоторых моделях такая маркировка в виде специальной риски наносится уже на заводе-изготовителе. В противном случае проследите провод от первого цилиндра до крышки распределителя, затем маркером или краской (ни в коем случае не грифельным карандашом!) пометьте край корпуса распределителя непосредственно под соответствующей клеммой. Снимите крышку распределителя (см. Главу Электрооборудование двигателя). Отсоедините ВВ провода от свечей зажигания. Постарайтесь запомнить порядок их подсоединения. Для приведения поршня любого из цилиндров в положение ВМТ необходимо провернуть коленчатый вал вручную. Такое проворачивание производится при помощи торцевого ключа за центральный болт крепления зубчатого колеса вала (см. Раздел Снятие, проверка состояния и установка зубчатых колес и натяжителя ремня привода ГРМ). Проверните коленчатый вал в нормальном напрвлении (см. Спецификации в начале Главы) так, чтобы бегунок распределителя развернулся носиком электрода к отметке клеммы ВВ провода свечи зажигания первого цилиндра на ободке корпуса.

Проворачивать коленчатый вал будет значительно легче, если предварительно вывернуть все свечи зажигания.

Снимите верхнюю крышку газораспределительного ремня (см. Раздел Снятие и установка ремня привода ГРМ и его крышек) с цель обеспечения доступа к расположенному под ней зубчатому колесу распределительного вала. Отыщите установочные метки на зубчатом колесе распределительного вала и внутренней секции крышки ремня. Продолжайте вращать коленчатый вал по часовой стрелке до тех пор, пока метки полностью не совместятся. Теперь отыщите установочные метки на шкиве коленчатого вала и нижней крышке ремня. На крышке имеются выпуклые метки в виде литер Z и 0. Когда риска на ободе шкива совместится с нулевой отметкой, двигатель окажется приведенным в положение ВМТ.

Альтернативно, удостоверьтесь в правильности совмещения установочных меток зубчатого колеса коленчатого вала и фланца его переднего сальника.

Шкив коленчатого вала и нижнюю крышку ремня в данном случае необходимо снять.

Удостоверьтесь, что бегунок распределителя по прежнему развернут носиком электрода в сторону отметки клеммы свечи первого цилиндра на ободе корпуса сборки. Если добиться одновременного совмещения установочных меток валов и бегунка не удается, следует проверить правильность установки распределителя. (см. Главу Электрооборудование двигателя). После выполнения всех перечисленных условий поршень первого цилиндра двигателя можно считать приведенным в положение ВМТ конца такта сжатия.

Если теперь возникает необходимость в снятии газораспределительного ремня, позаботьтесь о надежной блокировке коленчатого и распределительного валов за их зубчатые колеса с целью предотвращения выведения двигателя из положения ВМТ.

Приведение двигателя в положение ВМТ при снятом ремне привода ГРМ Материал данного подраздела поможет механику-любителю вернуть двигатель в положение ВМТ в случае нарушения совмещения установочных меток при снятом ремне привода ГРМ во время, например, проведения капитального ремонта силового агрегата. Проворачивание распределительного вала при снятом газораспределительном ремне и приведенном в положение ВМТ коленчатом вале может привести к механическим повреждениям в результате контакта клапанов с днищами поршней. Ввиду сказанного, следует строго придерживаться изложенного ниже порядка выполнения процедуры. Перед установкой на двигатель головки цилиндров коленчатый вал следцет провернуть в нормальном направлении за центральный болт крепления его зубчатого колеса, приведя поршни всех цилиндров в среднюю часть их хода. Причем, поршень первого цилиндра следует зафиксировать на ходе такта сжатия, примерно за 90˚ перед ВМТ. После установки головки цилиндров и зубчатого колеса распределительного вала, отыщите установочные метки на зубчатом колесе и внутренней секции крышки газораспределительного ремня. Провернув зубчатое колесо распределительного вала в нормальном направлении, добейтесь совмещения упомянутых меток.

Теперь отыщите метки на зубчатом колесе коленчатого вала и фланце его переднего сальника. Теперь проверните коленчатый вал за центральный болт колеса в нормальном напрвлении приблизительно на 90˚ (четверть оборота) и добейтесь совмещения меток.

Теперь отыщите метки на зубчатом колесе коленчатого вала и фланце его переднего сальника. Теперь проверните коленчатый вал за центральный болт колеса в нормальном напрвлении приблизительно на 90˚ (четверть оборота) и добейтесь совмещения меток проверьте правильность установки распределителя (см. Главу Электрооборудование двигателя). После выполнения всех перечисленных условий поршень первого цилиндра двигателя можно считать приведенным в положение ВМТ конца такта сжатия.

До момента установки газораспределительного ремня, позаботьтесь о надежной блокировке коленчатого и распределительного валов за их зубчатые колеса с целью предотвращения выведения двигателя из положения ВМТ.

carmanz.com

Приведение поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ)

Приведение поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ)

Приведенное ниже описание процедуры составлено на базе предположения о правильности подсоединения ВВ свечных проводов и установки распределителя зажигания. Если возникает необходимость приведения двигателя в ВМТ с целью корректировки положения распределителя, положение поршня в первом цилиндре двигателя может быть качественно определено путем отслеживания изменения компрессионного давления через свечное отверстие. Далее необходимо добиться совмещения соответствующих установочных меток .

Верхней мертвой точкой (ВМТ) называется наивысшая точка хода поршня в своем цилиндре. Строго говоря, в 4-тактных двигателях в процессе вращения коленчатого вала данное положение достигается каждым из поршней дважды: один раз в конце такта сжатия и второй - в конце выпускного такта. При выполнении настроек фаз газораспределения и установке угла опережения зажигания в подавляющем большинстве случаев используется положение ВМТ конца такта сжатия поршня (обычно первого цилиндра). Необходимость в приведении поршня(ей) в положение ВМТ возникает при проведении многих процедур, в частности таких, как снятие/установка распределительного вала, компонентов привода ГРМ и распределителя зажигания. Удостоверьтесь, что трансмиссия переведена в нейтральное положение, затем прочно взведите стояночный тормоз, либо подоприте задние колеса автомобиля противооткатными башмаками. Также иммобилизуйте систему зажигания, рассоединив электрические разъемы первичного (НВ) контура катушки (см. Главу Электрооборудование двигателя). Снимите свечи зажигания (см. Главу Настройки и текущее обслуживание). Приведение любого из поршней в положение ВМТ производится путем проворачивания коленчатого вала двигателя одним из описанных ниже способов. Если смотреть на двигатель спереди (со стороны приводного ремня), нормальным направлением вращения коленчатого вала будет направление против часовой стрелки. Помните, что попытка проворачивания вала по часовой стрелке может привести к нарушению регулировок газораспределительного ремня. a) Наиболее эффективным методом является проворачивание вала в нормальном направлении за болт, ввернутый в торец его передней цапфы при помощи торцевого ключа с храповым приводом; b) Сэкономить время позволит применение дистанционного выключателя стартера (следуйте инструкциям изготовителей). Как только поршень окажется достаточно близко от ВМТ конца такта сжатия, стартер останавливается и дальнейшая подгонка осуществляется методом, описанным в пункте (а); c) При наличии помощника, предварительное проворачивание двигателя может быть осуществлено короткими рывками с водительского места под руководством оператора. Принцип тот же, что и описанный в пункте (b). Окончательная корректировка, опять-таки, производится вручную, при помощи торцевого ключа (см. пункт а).

1. Запомните положение клеммы подсоединения свечного провода первого цилиндра на крышке распределителя. Если клемма не промаркирована, пройдитесь по проводу от свечи к крышке и нанесите соответствующую метку самостоятельно.

Для маркировки свечной клеммы первого цилиндра на крышке распределителя обычно используется обозначение А1 (двигатели с VTEC), либо А (двигатели без VTEC).

2. Снимите крышку с распределителя и отложите ее в сторону (см. Главу Настройки и текущее обслуживание).

3. Пометьте обод корпуса распределителя в точке непосредственно под клеммой первого цилиндра крышки.

4. Проверните коленчатый вал против часовой стрелки таким образом, чтобы белая метка ВМТ на его шкиве совместилась с треугольным вырезом указателя.

5. Теперь проверьте положение бегунка распределителя, - он должен оказаться развернутым носиком точно на метку на ободе корпуса. 6. Если бегунок развернут относительно метки на 180°, следовательно, поршень первого цилиндра находится в положении ВМТ конца выпускного такта. 7. Для того, чтобы привести поршень в ВМТ конца такта сжатия, следует провернуть коленчатый вал еще на один полный оборот (360°) против часовой стрелки. Теперь бегунок должен развернуться носиком к метке. 8. Если все перечисленные выше условия о совмещении меток соблюдены, задачу можно считать выполненной, - поршень первого цилиндра приведен в положение ВМТ конца такта сжатия.

9. Теперь, чтобы поочередно, в порядке зажигания, привести в ВМТ оставшиеся поршни, следует нанести соответствующие метки на ободе корпуса распределителя (как это делали выше для клеммы подсоединения первого свечного провода). Проворачивание коленчатого вала будет неизбежно сопровождаться вращением бегунка, совмещение носика которого с соответствующей меткой и явится подтверждением о приведении очередного поршня в ВМТ конца такта сжатия.

carmanz.com

Верхняя мертвая точка (ВМТ) для поршня № 1 — установка

1   Движение поршня от нижнего до верхнего положения называется ходом поршня. Верхняя мертвая точка — точка наивысшего положения, занимаемого поршнем при вращении коленчатого вала. Поскольку поршень за рабочий цикл дважды достигает своего наивысшего положения (один раз — в конце такта сжатия и еще раз — в конце такта выпуска), за ВМТ обычно принимают наивысшее положение поршня в конце такта сжатия.

2  Установка поршня в ВМТ — основная процедура для многих операций, таких как регулировка зазора в механизме привода клапанов, замена цепи ГРМ и звездочек распредвала/коленвала.

3  Перед началом этой процедуры установите рычаг (селектор) КПП в нейтральное положение и затяните стояночный тормоз (или подклиньте задние колеса). Отключите систему зажигания, отсоединив разъемы первичной цепи от блока катушек зажигания/модуля зажигания (см. главу 5). Снимите также давление в топливной системе (см. главу 4А, параграф 12).

4  Чтобы установить любой поршень в ВМТ, коленвал следует проворачивать только по часовой стрелке (если смотреть со стороны цепи ГРМ). Это можно сделать одним из следующих способов:

а)   Предпочтительный способ. Коленвал проворачивают головкой с воротком («трещоткой») за болт крапления шкива коленвала.

б) Можно попросить помощника короткими включениями стартера (ключ—в замке зажигания) провернуть стартер. Для точной установки коленвала все равно потребуется головка с воротком. Проследите за тем, чтобы помощник к этому моменту уже покинул салон автомобиля, вынув из замка ключ зажигания.

5  Выверните свечи и установите компрессометр в свечное отверстие первого цилиндра (см. рис. 3.5)

Рис. 3.5. Для определения ВМТ поршня цилиндра № 1 такта сжатия компрессометр установите в свечное отверстие цилиндра № 1

(прибор с резьбовым наконечником и гибким шлангом длиной сантиметров пятнадцать использовать предпочтительнее).

6  Проворачивайте коленвал по часовой стрелке до тех пор, пока стрелка манометра не начнет подниматься, указывая на такт сжатия

7  После того как такт сжатия начался, ппршень цилиндра № 1 надо установить в наивысшее положение, что и будет соответствовать его ВМТ.

8  Продолжайте проворачивать коленвал до тех пор, пока метка на демпфере коленвала не совпадет с цифрой «О» (ВМТ) на крышке привода ГРМ (см. рис. 3.8).

Рис. 3.8. Совместите метку на демпфере коленвала с отметкой «О» на шкале на крышке цепи привода ГРМ

В этой точке поршень цилиндра № 1 находится в ВМТ такта сжатия. Если же метки совпали, а компрессии нет, то это означает, что поршень находится в ВМТ такта выпуска. Сделайте еще один полный (360°) оборот коленвала.

Примечание. Если компрессометр недоступен, можно вставить какой-нибудь тупой предмет в свечное отверстие № 1 и затем, по мере проворачивания коленвала, определить начало такта сжатия по шипению выходящего воздуха. Оставшаяся часть процедуры идентична вышеописанной.

9  После того как поршень № 1 будет установлен в ВМТ такта сжатия, остальные поршни можно поочередно установить в это же положение, проворачивая коленвал всякий раз еще на 180°, в соответствии с порядком зажигания (см. Спецификации). Например, провернув коленвал на 1 80° (от ВМТ поршня цилиндра № 1), ВМТ такта сжатия займет поршень цилиндра № 3.

Смотрите видео: ВМТ Верхняя мертвая точка и НМТ в двигателе внутреннего сгорания

avto-remont-toyota.ru

Основные понятия и параметры двигателя.

3.1. Конструктивные параметры двигателя.

Основными конструктивными параметрами двигателя являются:

- диаметр цилиндра;

- ход поршня;

- число цилиндров;

3.2 . Основные понятия.

Во время работы двигателя поршень в цилиндре занимает два крайних положения, где он изменяет направление движения.

Верхняя мёртвая точка (ВМТ) – крайнее верхнее положение поршня, при котором расстояние до оси коленчатого вала максимальное, а его скорость равна нулю.

Нижняя мёртвая точка (НМТ) - крайнее нижнее положение поршня, при котором расстояние от поршня до оси коленчатого вала минимальное.

Расстояние, проходимое поршнем от верхней мёртвой точки до нижней мёртвой точки называется ходом поршня, который равен удвоенному радиусу кривошипа. Ход поршня и диаметр цилиндра являются важными параметрами двигателя, определяя его размеры. Отношение хода поршня к диаметру составляет 0,7…..2,2. Если это отношение меньше или равно единице(< или = 1), то двигатель называют короткоходным. Современные двигатели являются короткоходными.

Радиус кривошипа – расстояние от оси коренной шейки коленчатого вала до оси его шатунной шейки.

При перемещении поршня между мёртвыми точками можно выделить следующие объёмы в рабочем цилиндре:

- полный объём цилиндра ( Va ) - объём пространства над поршнем при нахождении его в НМТ;

- рабочий объём цилиндра ( Vh )- пространство цилиндра между верхней и нижней мёртвыми точками;

- объём камеры сгорания ( Vc ) – объём пространства над поршнем, когда он находится в ВМТ;

- рабочий объём двигателя ( Vл ) – сумма всех рабочих объёмов цилиндров многоцилиндрового двигателя;

- степень сжатия (Е ) – отношение полного объёма цилиндра к объёму камеры сгорания;

Степень сжатия показывает, во сколько раз уменьшается полный объём (смеси или воздуха) в цилиндрах двигателя при перемещении поршня из НМТ в ВМТ. С увеличением степени сжатия повышается коэффициент полезного действия (КПД), мощность и топливная экономичность двигателя.

Однако повышение степени сжатия карбюраторных и газовых двигателей возможно лишь до определённых пределов, после достижения которых увеличение степени сжатия приводит к преждевременному самовоспламенению рабочей смеси и вызывает взрывное сгорание – детонацию топлива, снижающую работоспособность двигателя.

Занятие 4.

Тема: РАБОЧИЕ ПРОЦЕССЫ И ЦИКЛЫ ДВИГАТЕЛЯ.

Учебные вопросы:

1. Рабочий цикл четырёхтактного карбюраторного и

дизельного двигателя.

2. Многоцилиндровые двигатели.

3. Сравнительная характеристика двигателей.

Литература:

1. А.П.Пехальский. Устройство автомобилей. М.:»Академия»,

2008. – 528с. с.8-13, 15, 16, 21-26.

2.В,К,Вахламов. Подвижной состав автомобильного транспорта.

М.: «Академия», 2003. – 480с. с.19-23.

3. А.Г. Пузанков. Автомобили. Устройство автотранспортных средств. М. : «Академия», 2004. – 560 с. с. 23-26, 31-36.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 2

Двигателя.

1.1. Определение понятий: рабочий цикл, процесс, такт.

Рабочим циклом ДВС называется совокупность процессов, повторяющихся в определённой последовательности, в результате осуществления которых тепловая энергия преобразуется в механическую работу.

Каждый рабочий цикл состоит из последовательно протекающих процессов:

- наполнения рабочего цилиндра (горючей смесью, воздухом);

- сжатия, впрыскивания, воспламенения и горения;

- расширения продуктов сгорания;

- выпуска отработанных газов;

Такт – совокупность процессов, протекающих в цилиндре двигателя при перемещении поршня между ВМТ и НМТ.

Если рабочий цикл совершается за два хода поршня, т.е. за один оборот коленчатого вала, то такой двигатель называется двухтактным, а если за четыре хода, то – четырёхтактным.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 3

Тактами карбюраторного двигателя являются:

- такт впуска;

- такт сжатия;

- такт расширения ( рабочий ход);

- такт выпуска;

Рассмотрим теоретический рабочий процесс двигателя, условно принимая, что все такты начинаются и заканчиваются в мёртвых точках.

Рис. 1. Рабочий цикл одноцилиндрового четырёхтактного карбюраторного двигателя. а- такт впуска; б- такт сжатия; в- такт расширения (рабочий ход); г- такт выпуска.

1поршень; 2- цилиндр; 3- впускная труба; 4- впускной клапан; 5- свеча зажигания; 6- выпускной клапан; 7- выпускная труба; 8- шатун; 9- коленчатый вал.

Такт впуска. Поршень начинает движение к НМТ. Выпускной клапан закрыт, а впускной начинает открываться. При увеличении рабочего объёма в цилиндре создаётся разрежение. Под действием разряжения в цилиндр из карбюратора поступает горючая смесь, которая смешиваясь с остатками отработанных газов, преобразуется в рабочую смесь. В конце такта впуска давление составляет 80…..90 кПа (0,8…..0,9) кгс/см. Температура рабочей смеси достигает 80…120 градусов Цельсия.

Такт сжатия. Оба клапана закрыты. Поршень перемещается из НМТ к ВМТ,

сжимая рабочую смесь. За счёт сжатия температура рабочей смеси повышается до 300…..400 градусов Цельсия, давление достигает

1000 – 1200 кПа (10…12 кгс/c м).

Такт расширения (рабочий ход). В конце такта сжатия в цилиндр подаётся

электрическая искра, от которой воспламеняется рабочая смесь. При сгорании рабочей смеси температура поднимается

до2000….2500 градусов Цельсия, давление резко возрастает до 3…4 мПа (30-40 кгс/cм ). Давление передаётся на днище поршня, далее через поршневой палец и шатун на коленчатый вал, заставляя его вращаться. Поршень при этом перемещается от ВМТ к НМТ. Оба клапана при рабочем ходе закрыты. В этом такте и происходит преобразование тепловой энергии в механическую работу. После быстрого нарастания давления в начале рабочего хода и передаче этого давления на коленчатый вал начинается уменьшение давления, так как при этом объём над поршнем начинает увеличиваться. Температура снижается до 1200….1400 градусов Цельсия, а давление до400…500 кПа (4…5кгс/см ). В конце рабочего хода открывается выпускной клапан, и отработанные газы начинают выходить в атмосферу.

Такт выпуска. Коленчатый вал через шатун перемещает поршень от НМТ к ВМТ. При этом выпускной открыт ,и продукты сгорания выталкиваются из цилиндра в атмосферу. В конце такта выпуска давление в цилиндре снижается до 110…120 кПа (1,1….1,2 кгс/cм ), а температура до 700…850 градусов Цельсия.

Рабочий цикл двигателя заканчивается четвёртым тактом. При дальнейшем движении поршня цикл повторяется в той же последовательности. Коленчатый вал в течение четырёх тактов поворачивается на 720 градусов , т.е. совершает два оборота. В таких двигателях полезная работа совершается только в период такта расширения (рабочего хода). Остальные три такта являются подготовительными и выполняются при повороте коленчатого вала на 540 градусов Цельсия за счёт инерции маховика и работы других цилиндров (в многоцилиндровых двигателях).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 4

Также состоит из четырёх повторяющихся тактов: впуска, сжатия, рабочего хода, выпуска, но отличается тем, что при такте впуска в цилиндр двигателя поступает очищенный в воздухоочистителе воздух, а не горючая смесь, как в карбюраторном двигателе. Имеются существенные отличия в способе смесеобразования и воспламенения топлива.

Такт впуска. Поршень перемещается от ВМТ к НМТ, через открытый впускной клапан в цилиндр поступает очищенный воздух (из- за разряжения, создаваемого поршнем), и в него начинает поступать воздух. Заканчивается такт впуска в момент прихода поршня к НМТ. Впускной клапан закрывается. Температура достигает 50…80.градусов Цельсия, а давление в цилиндре составляет 85…95 кПа (0,9…0,95 кгс/см ).

а-впуск; б-сжатие; в-расширение; г-выпуск.

Рис. Схема работы четырёхтактного дизельного двигателя.

Такт сжатия. Поршень движется от НМТ к ВМТ. Впускной и выпускной клапаны закрыты, вследствие этого перемещающийся вверх поршень сжимает имеющийся в цилиндре воздух. Для воспламенения топлива необходимо, чтобы температура сжатого воздуха была выше температуры самовоспламенения топлива. В конце такта температура воздуха составляет 600…700 градусов Цельсия, а давление – 4…5 мПа (40…50 кгс/см ) и происходит впрыск топлива.

Такт расширения (рабочий ход). При подходе поршня к ВМТ в цилиндр через форсунку впрыскивается дизельное топливо под давлением порядка

18…20 мПа. Впрыснутое топливо, перемешиваясь с нагретым воздухом, самовоспламеняется и начинается процесс сгорания. Образующееся при сгорании газы создают давление на днище поршня (6…8 мПа) при температуре 1800…2000 градусов Цельсия. Поршень под давлением газов перемещается от ВМТ к НМТ и совершает механическую работу. К концу рабочего хода температура в цилиндре снижается до 1100…1300 градусов Цельсия, а давление – до 0,3…0,5 мПа (3…5 кгс/cм ).

Такт выпуска. Рабочий ход заканчивается, когда поршень доходит до НМТ и открывается выпускной клапан. Отработавшие газы под действием внутреннего давления через выпускной клапан выходят в атмосферу. Поршень начинает движение от НМТ к ВМТ, вытесняя остаточные отработанные газы. Давление газа снижается до 0,11…0,12 мПа, а температура – до 700 …800 градусов Цельсия. После окончания такта выпуска при дальнейшем вращении коленчатого вала рабочий цикл повторяется в той же последовательности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 5

На современных автомобилях применяют четырёх -, шести-, восьми-, 12-цилиндровые двигатели. Повышения равномерности работы двигателя можно добиться повышением числа цилиндров, так как при этом может быть увеличено число рабочих ходов, приходящихся на один оборот коленчатого вала.

Цилиндры двигателя могут располагаться:

1. Вертикально в один ряд (Газ-3102, Ваз -21074).

2.Однорядно с наклоном от вертикали (Москвич 2140).

3.Двухрядно V- образно (Камаз-5320, Газ-3307 и др.).

4.Двухрядно под углом 180 градусов.

Рис. Схемы компановки цилиндров двигателей.

а-однорядная вертикальная; б- однорядная под углом ;в-двухрядная V-образная под углом ; г- двухрядная под углом 180 градусов.

В рядном 4хцилиндровом двигателе угол чередования рабочих ходов равен 180 градусов, так как 720 градусов рабочего цикла разделить на число цилиндров. Такое чередование определяет конструкцию коленчатого вала, угол между шатунными шейками, которого должен быть 180 градусов. В этом случае чередование рабочих ходов идёт в определённом порядке.

Последовательность чередования одноимённых тактов в цилиндрах двигателя в течении рабочего цикла называется порядком работы двигателя.

Принято указывать порядок работы двигателя по чередованию тактов рабочего хода, начиная с первого цилиндра. Порядок работы 4хцилиндровых двигателей может быть:

- 1-3-4-2----двигатель автомобиля Ваз, Москвич 2141;

--1-2-4-3---двигатель Газ- 31029, 3110;

Для шестицилиндровых дизельных двигателей наиболее совершенным является V-образный вариант двигателя с развалом цилиндров под углом 90 градусов и порядком работы 1-4-2-5-3-6 (ЯМЗ-236 М2).Угол чередования рабочих ходов составляет 120 градусов. К преимуществам таких двигателей относятся меньшая высота и габаритная длина, что даёт возможность улучшить компановку автомобиля в целом. Недостатками таких двигателей является более сложная отливка блока и увеличение габаритной ширины по сравнению с рядным двигателем.

На грузовых автомобилях ЗиЛ-431410, Газ-3307, Камаз-5320 установлены восьмицилиндровые V- образные двигатели. Угол развала между рядами цилиндров составляет 90 градусов. Чередование рабочих ходов в двигателе с порядком работы 1-5-4-2-6-3-7-8 происходит через 120 градусов.

Таблица чередования тактов двигателя.

Из таблицы видно, что при указанном порядке работы рабочие ходы следуют один за другим с перекрытием на ½ хода поршня. Это обеспечивает не только равномерное вращение коленчатого вала, но и уравновешивание сил инерции, возникающих в процессе работы двигателя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 6

Преимущества дизелей по сравнению с карбюраторными двигателями.

1.Лучшая экономичность (25-30%) благодаря большей степени сжатия и дешёвому топливу.

2. Больше крутящий момент ( на15-20%) при одинаковой мощности.

3. Менее опасны в пожарном отношении.

4. Меньшая токсичность.

5. Более высокая надёжность ( нет системы зажигания).

Недостатки дизельных двигателей.

1.Более трудный пуск, особенно в зимнее время.

2. Большую массу и габаритные размеры при одинаковой мощности.

3. Более шумная и жёсткая работа.

4. Значительное содержание сажи в отработанных газах.

5. Технологически и технически более сложные процессы изготовления и обслуживания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

studopedia.ru


Смотрите также