ВНИМАНИЕ! Если Вам ПО ТЕЛЕФОНУ предложили перевести деньги на КИВИ-КОШЕЛЁК, то это означает, что к нашим номерам подключились мошенники!!! Будьте внимательны!

Что такое шелкография


Методы и виды шелкографии, технологии трафаретной печати

18 февраля 2019

Заявка на расчёт

Существует полиграфия, для изготовления которой подходит только метод шелкографии. Что такое шелкография? в каких случаях её используют? расскажем в этой статье, а также объясним технологию, плюсы и минусы этого способа печати.

Благодаря изобилию красок, шелкография востребована в рекламе. Этим способом можно нанести изображение практически на любой плоский материал, такие изображения надолго сохраняют яркость и устойчивы к истиранию.

Шелкография или трафаретная печать — это способ печати, при котором краска продавливается специальным тупым ножом — ракелем — через печатающие элементы печатной формы из тончайшей металлической сетки на запечатываемый материал.

Термин «шелкография» (serigrafia) состоит из двух корней: seri (с греческого «шелк») и grafia (с греческого «писание, изображение»). Так называли процесс декорирования шелка или декорирования при помощи шелка. В средневековье делали трафареты из тонких шелковых нитей и наносили изображения на мешки с товарами, украшали мебель или ткань.

Этот прием лежит в основе современной трафаретной печати, хотя от средних веков осталось только художественное название, под которым в современном мире подразумевается совокупность методов для качественной печати.

Преимущества и недостатки шелкографии

Перейдем сразу к преимуществам и некоторым недостаткам (хотя мы предпочитаем говорить об особенностях, а не недостатках) шелкографии как метода нанесения, а потом разберем саму технологию печати.

Плюсы шелкографии

Пожалуй, одним из главных преимуществ шелкографии можно назвать широкие возможности этого метода печати. Огромный выбор цветов, в частности металлизированных под золото или серебро, флуоресцентных красок. И практически бесконечный выбор материалов и бумаг: для трафаретной печати подойдут самые оригинальные материалы с различной текстурой.

Особое мнение занимает толщина слоя. При трафаретной печати она составляет 10-12 микрон, а в некоторых случаях достигает 500. Объем изображения и текста на материале и обеспечивает особый декоративный эффект. Толщина красочного слоя гарантирует долговечность напечатанных изделий — это ещё одно неоспоримое преимущество трафаретной печати. Для сравнения стоит вспомнить другие способы печати, где речь идет о 1-2 микронах.

Не можем не сказать про краски Pantone в сравнении с шелкографиией. Печать пантонами имеет ряд ограничений по типам бумаги, в то время как в шелкографии отсутствуют ограничения по типам используемых бумаг. Например, печать пантонами невозможна на невпитывающих материалах, таких как металлизированная или прорезиненная бумага. Для печати на этих видах бумаг подойдут фолиевые краски и шелкография как метод нанесения.

Шелкография сочетается со многими видами постпечатной обработки. Например, выборочное лакирование делают прямо через трафарет уже после нанесения краски. Также с шелкографией отлично сочетаются конгрев и тиснение.

Минусы шелкографии

  • Длительность подготовки к работе.
  • Возможность использования только векторных изображений.
  • Невозможность отобразить переходы градиента цвета.

Технология шелкографии

Ключевое понятие шелкографии — трафарет. Он представляет собой форму, на которую натягивают сетку. Чтобы изображение отпечаталось на бумаге, на сетку наносят фотоэмульсию, а потом накладывают фотовывод (позитив). Эмульсию засвечивают и участки, куда свет не попал, вымываются. Так появляется сам трафарет для будущего изображения.

Сетка для трафарета — ситовая ткань — обычно металлическая или нейлоновая. Сетки бывают разные, у каждой свой номер исходя из количества нитей на кубический сантиметр. Выбор сетки зависит от характеристик работы и метода нанесения трафарета.

При печати многоцветного изображения трафарет для каждого цвета изготавливается отдельно.

Готовую трафаретную форму устанавливают на формодержатель и закрепляют. Запечатываемый материал — в нашем случае бумага или картон — фиксируется горизонтально с помощью вакуума или упоров. Краску наносят на форму и ракелем прогоняют ее непрерывным движением, продавливая сетку. Так изображение остается на изделии. Ему осталось только высохнуть.

В трафаретной печати используют особые краски с тиксотропным свойством. Это специальная трафаретная краска, которая меняет вязкость, благодаря чему равномерно распределяется по материалу и дает ровный яркий тон и не дает подтеков при окрашивании даже на вертикальных поверхностях.

В состав краски входит связующее (смола), определенный пигмент, растворители, увлажнители и катализаторы. Увлажнители как обязательные компоненты отвечают за выравнивание краски. Нити сетки так или иначе разделяют краску, а увлажняющая добавка помогает краске заполнять оставшиеся пустоты. Таким способом наносят изображение не только на бумагу, но и на любой другой материал — пластик, металл, ткань, стекло. В зависимости от материала выделяют виды шелкографии: трафаретная печать по пластику, металлу, ткани, стеклу.

Шелкографический или трафаретный лак

Это привычные нам глянцевый лак выборочного или сплошного лакирования, рельефный или текстурный лак, используемый для отделки печатной продукции. Технология нанесения трафаретного лака такая же, как и нанесения краски трафаретным методом, которую мы описали выше.

Тонкая работа

С одной стороны процесс трафаретной печати выглядит простым и понятным. Положил трафарет на бумагу, провел сверху ракелем — и готово. Но сама технология гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Тот самый яркий и плотный красочный слой, ради которого выбирают трафаретную печать, появляется не по щелчку пальцев. Что же нужно сделать, чтобы изображение получилось качественным?

  • Для ровного четкого отпечатка нужно, чтобы ракель равномерно распределил краску. Это значит — правильно выбрать силу нажатия и печатный угол воздействия. Так, оптимальный угол для лучшего результата — 75 градусов. Если угол будет меньше, возможна избыточность нанесения красочного слоя, а если больше — то заливка будет не плотной.
  • Для равномерного красочного слоя недостаточно однократного прохождения ракеля по трафарету. Сначала краска прогоняется ракелем в одну сторону, затем в обратную при помощи форракеля — возвращается на исходную позицию.
  • Важно постоянно контролировать вязкость краски. Если она слишком жидкая, контуры могут смазаться и «заплыть». Сила нажатия на ракель связана именно с вязкостью краски: чем сильнее вязкость, тем сильнее нужно «продавливать» краску.
  • Необходимо правильно выбрать параметры сетки для конкретной задачи, обратить внимание на количество нитей на кубический сантиметр. Диапазон довольно широкий: от 10 до 180-200 нитей на один кубический сантиметр. Если сетка выбрана без учета этого параметра, изображение получится с зубчатым неровным краем. Не менее важно определить толщину нитей и расстояния между ними, от этого зависит толщина красочного слоя.

Почему шелкография дороже?

Да, шелкография дороже других способов печати, и исходя даже из способов подготовки к нанесению, уже понятно, почему дороже. Но это отличный способ сделать каталог или брошюру уникальными, выделиться среди конкурентов.

Технические нюансы влияют на конечную стоимость, которая складывается из:

• изготовления трафарета: для каждого оттенка готовится отдельный трафарет. Напомним, что готовых схем и заготовок не существует. • специальной тиксотропной краски.

• ручного труда. Он всегда дороже работы станка. Можно ли обойтись без него? Дело в том, что полиграфия на заказ всегда разная. У каждой свои параметры, формат, дизайн. Невозможно всё это установить автоматически. Даже если это самая простая трафаретная печать. Технология требует активного участия специалиста.

Способ шелкографии не подойдет для массовой печати. Её сфера — представительская, эксклюзивная полиграфия. В нашей типографии этот способ печати украшает обложки каталогов премиум класса, годовые отчеты, подарочные издания — книги, атласы. Если говорить о небольших тиражах, то это визитки, приглашения, открытки, вкладки в каталоги, шпигели и подложки для календарей ТРИО. Шелкография делает имиджевую полиграфию уникальной там, где нужно обозначить бренд и подчеркнуть статус.

Оцените, насколько Вам была полезна статья:
(9 оценок, среднее: 3,78 из 5) Загрузка...

accent.su

Что такое шелкография. Понятие шелкографии и трафаретного способа печати

Трафаретная печать – это метод воспроизведения изображения при помощи трафарета – специальной печатной формы, через которую типографская краска проникает на запечатываемую поверхность в тех местах, которые соответствуют печатающим элементам.

Что такое шелкография?

Что такое шелкография? Шелкография – это разновидность трафаретной печати, в которой в качестве материала для изготовления печатной формы используются специальные полиэфирные, нейлоновые или металлические сетки малой толщины с высокой частотой расположения нитей.Свое название шелкография взяла от англоязычного названия патента начала прошлого века на процесс трафаретной печати «Silk Screen Printing» – дословно можно перевести как «печать шелковым ситом» – печать шелкографией. Считается, что этот способ печати возник далеко в древности, но современный вид и повсеместную востребованность технология шелкографии приобрела уже в середине XX века.

Шелкография – это, по сути, усовершенствованный трафаретный способ печати, вместо термина «шелкография» в полиграфии используется более точное понятие – трафаретная печать.

Трафаретная печать или шелкография имеет многовековую историю и является способом воспроизведения текстов, надписей и изображений, монохромных или цветных, с помощью трафаретной печатной формы, сквозь которую на запечатываемый материал проникает краска.

Трафаретный способ печати

Трафаретный способ печати имеет более высокие художественные возможности в отличие от других видов печати. Кроме того, спектр материалов для печати шелкографией практически безграничен: бумага, картон, ткани, металлы, стекло, дерево, синтетическая пленка, – печать на любой поверхности. Шелкография применима не только на плоских поверхностях, но и на объемных, и даже рельефных. Толщина красочного слоя может колебаться в пределах от 10 до 100 мкм, что обеспечивает высокое качество изображения. Только в трафаретной печати возможно применение флуоресцентных и перламутровых красок для достижения различных спецэффектов.

Схема трафаретного печатного процесса:

  • 1 - ситовая ткань
  • 2 - краска
  • 3 - ракель
  • 4 - пробельный элемент
  • 5 - печатающий элемент
  • 6 - красочное изображение
  • 7 - запечатываемый материал
  • 8 - опорный стол

Особенностью трафаретного способа печати является строение печатной формы, ее печатающих и пробельных элементов. Материал или изделие, на которое необходимо нанести изображение располагаются со стороны, противоположной той, с которой поступает краска. Подается краска сквозь печатающие элементы формы, что дает возможность наносить слой краски разной толщины. Гибкость печатных форм и применение эластичных ракелей позволяет повторять форму запечатываемых изделий при минимальном давлении.

Печать с помощью трафаретных форм можно осуществлять практически на любых видах оборудования для шелкографии, начиная с самых примитивных приспособлений и заканчивая полностью автоматизированными машинами, способными создавать до нескольких сотен тысяч экземпляров. Трафаретную печать можно осуществлять даже в домашних условиях.

Естественно, трафаретная печать не может конкурировать с классической печатью в издательском деле. Да и зачем? Печать шелкографией нужно применять там, где без нее невозможно обойтись. В настоящее время широко развивается малый бизнес. И большинству из небольших фирм и частных предприятий необходимы только некоторые виды печатной продукции: конверт, наклейка, фирменный бланк, рекламный буклет, визитные карточки и т.п. Тираж заказа может составлять всего несколько десятков или сотен экземпляров. А простота технологии изготовления трафаретных печатных форм делает применение печати методом шелкографии даже на ручных станках вполне рентабельным.

Наша типография трафаретной печати «Print For You» предлагает услуги трафаретной печати и другие полиграфические услуги по невысоким ценам при возможности печати любого, в том числе единичного, тиража, штучных полиграфических изделий, опытных и выставочных экземпляров продукции.

В настоящее время интерес к трафаретному способу печати значительно вырос и в России. Дело в том, что возможности классических способов печати достаточно ограничены в смысле формата, запечатываемых материалов и толщины слоя краски. Трафаретная же печать обладает практически неограниченными возможностями. Кроме того, шелкография – это печатная технология, являющаяся относительно дешевым и простым способом изготовления печатных форм. Сейчас уже полуавтоматическим способом можно печатать форматами 3х5м, а при автоматическом – 1,5х2,5м. Да и толщина красочного слоя может регулироваться в большом диапазоне. Существенным недостатком трафаретной печати, пожалуй, является пока еще низкая производительность.

Печать шелкографией отличается от других способов печати тем, что краска продавливается через ячейки сетки на печатающих элементах, при которой сетка является и основой печатной формы и красочным резервуаром. Еще одним отличием является также возможность легкого перемещения формы и небольшим давлением в процессе печати. Качество оттисков зависит скорей не от капиталовложений, а от мастерства исполнителя.

Сегодня на мировом рынке представлен широкий спектр оборудования для трафаретной печати самой различной степени автоматизации и специфики, что является несомненным достоинством трафаретной печати, ведь предприятия могут выбрать то, что подходит именно им по технологии и имеющимся средствам. Например, большим предприятиям потребуется использование автоматизированного оборудования, а маленьким подойдут ручные или полуавтоматические машины.

Трафаретную печать можно использовать не только в издательском деле, но и при выпуске специальной продукции, например, продукции промышленной шелкографии. Метод шелкографии применим для печатания на стекле, пластмассе, фарфоре, различных видах упаковки, компакт-дисках, объемных предметах различной конфигурации, а также при лакировании любого типа продукции.

Трафаретная печать соответствующими красками может осуществляться практически по любым материалам: по бумаге, пластику, ПВХ, по стеклу, керамике, металлам, тканям, коже, дереву – печать на любой поверхности. Сами краски для трафаретной печати и шелкографии различаются по типу связующего: водные краски, сольвентные краски на основе растворителей, краски ультрафиолетового отверждения, пластизоли, краски с температурной фиксацией.

Благодаря технологическим особенностям шелкография позволяет печатать как на плоских, так и на цилиндрических поверхностях, поэтому современная трафаретная печать применяется не только в полиграфии, но и в текстильной, электронной, автомобильной, стекольной, керамической и других отраслях промышленности.

Возможна как прямая трафаретная печать, печать непосредственно на запечатываемую поверхность, так и переводная, трансферная трафаретная печать, печать на промежуточный носитель с последующим переносом на изделие.

Реклама на витринах, изображения и надписи на одежде, фирменные пакеты с логотипом, деления на измерительных шкалах приборов, обозначения на лицевых панелях приборов, рисунки клавиш на пленочных клавиатурах, объемные наклейки на заказ, изготовление стикеров, эмблемы, шильдики – все перечисленное объединяет одна технология полиграфической печати – это шелкография.

Что же общего во всех перечисленных предметах? Сходство состоит в том, что на эти изделия и материалы очень сложно, а порой, и невозможно, нанести надпись или логотип, напечатать изображение общими полиграфическими способами. Для оттиска краски с формы на запечатываемую поверхность требуется определенное давление, что практически неприменимо, например, при печати на тонком, хрупком материале. Шелкографии же доступна не только печать на любой поверхности, но и нанесение толстого красочного слоя высокой кроющей способности, позволяющего перекрывать любой цветной или черный фон, а также наносить шелкографию, заполнять шероховатую и текстурную поверхность изделия.

Некоторые сложности в трафаретной печати вызывают полутона и многокрасочные изображения. Это вызвано самой природой трафаретной печати, которая не дает возможность получать репродукции с линиатурой растра высокой или офсетной печати. Предел воспроизведения растрового изображения в технологии трафаретной печати определяется тем, что ячейки сетки не могут устойчиво удерживать копировальный слой, особенно в глубоких тенях. Но в последнее время наметился значительный прогресс. Трафаретная растровая печать получает все большее распространение, благодаря использованию современной цветоделительной техники, новым методам обработки копировальных слоев и применению современных сетчатых основ для изготовления печатных форм.

Будущее трафаретного способа печати

У трафаретной печати большое будущее. И хотя она в некоторых отношениях уступает другим способам печати, это с лихвой компенсируется значительным преимуществом процесса и огромным разнообразием областей применения шелкографии. Что такое шелкография? Будущее технологии шелкографии – это, прежде всего, значительное повышение качества печатной продукции, расширение ассортимента и увеличение производительности, что может быть достигнуто при:

  • совершенствовании печатных форм и технологии печатных процессов
  • разработке новых видов красок, в том числе и ускоренных методов их закрепления (внедрение красок УФ-отверждения, токопроводящих и водоразбавляемых красок
  • усовершенствовании печатного оборудования, не требующего длительного времени для подготовительных операций, создании машин нового поколения, объединяющих трафаретную печать, например, с флексопечатью и т.п.

На сегодняшний день тенденция развития трафаретного способа печати ведет к революционному повороту, и в ближайшем будущем метод печати шелкографией не только расширит области применения, но и значительно увеличит свою производительность.

www.print4u.ru

Что такое шелкографиия?

Шелкография — это уникальная технология, знакомая еще с древности. Современный вид она приобрела в пятидесятых годах прошлого столетия. С тех пор методом прямой трафаретной печати декорируют миллионы изделий.

Шёлкография на футболках: что это такое?

Метод нанесения принта на текстиль включает в себя не один технологический процесс, а состоит из совокупности нескольких. Производство футболки с красочным изображением начинается на компьютере.

Стадия создания макета для печати

При заказе текстильных элементов в нанесенным рисунком клиент либо самостоятельно предоставляет макет, либо наши дизайнеры создают для него уникальный принт по его предпочтениям. Для лучшей передачи на ткань используются изображения в векторном формате. Такие фотографии не имеют пикселей и не растрируются при увеличении.

шелкография на футболках — технология

Когда файл в векторном формате готов специалист приступает к созданию позитива либо негатива. Какой формат макета нужен зависит от техники и материалов для экспонирования.

Каждый дизайн-макет разбивается по цветам, всего при технологии шёлкографии допускается использовать до шести разных цветов.

Создание сетчатого трафарета для печати

После подготовки макета для каждого цвета и изготовления пленки необходимо перенести изображение с макета на специальное сито. Сито может быть с разным размером отверстий и плотностью нитей. Если вы обратились к нам, то вопроса, где заказать трафарет для шелкографии у Вас не возникнет.

Перевод пленки на сетчатую ткань производится с помощью специальной фоточувствительной эмульсии, которой покрывают ткань будущего трафарета. Затем макет кладется вместе с нанесенной на ткань эмульсией в установку для экспонирования. Там происходит процесс засвечивания. В местах элементов, где краска будет проходить через ткань, эмульсия разрушается, в других местах она твердеет и не дает позже краске проникнуть.

Когда сито готово, его с помощью специального станка для натяжения очень плотно размещают на алюминиевой раме. Сито к раме приклеивают специальным быстросохнущим клеем. Ткань на раме не должна пружить, а должна быть натянута очень плотно, от этого зависит качество печати.

Процесс изготовления сетчатого трафарета одинаковый для каждого цвета. Чем больше цветов на футболке, тем больше необходимо трафаретов для получения конечного принта.

Как делается шелкография на футболках?

Когда сетчатые трафареты готовы для всех цветов их закрепляют на специальном карусельном станке и выравнивают, чтобы краска попала на футболку в нужном месте. В работе «МЭЛЗ—ПРИНТ» используется только качественная краска американского производства.

Нанесение принта на футболку методом шелкографии

После того, как все трафареты установили в нужном положении, на рабочий стол укладывают футболку, а трафарет наклоняют к майке. Он должен располагаться параллельно текстилю. Затем с помощью специального приспособления краску протягивают по ситу с небольшим давлением.

В местах, где не произошло дубления эмульсии, краска проникает через отверстия и попадает на ткань. Затем такие же манипуляции проводят и с другим цветом. Для этого просто прокручивают карусель станка до трафарета с нужным изображением.

Когда краску нанесли в нужном порядке футболку отправляют для конечной сушки в камеру, где краска закрепляется. Процесс производится обычно в туннельных сушильных камерах.

Достоинства и недостатки прямой трафаретной печати

Среди большого количества методов нанесения рисунка на текстиль шелкография давно зарекомендовала себя, как беспроигрышный метод. Благодаря высокой износостойкости красок изображения на футболках, изготовленных шелкографическим методом, служат долго. Им нестрашны многократные стирки при высоких температурах, и даже допускается применение абразивных составов для стирки. Но с последними следует быть аккуратнее.

К преимуществам метода шелкографии относится:

  • Низкую стоимость процесса нанесения краски на ткань. Если у Вас есть сетчатый трафарет, то майки Вы получите уже через 2 часа, а то и меньше. Чем больше футболок нужно отпечатать, тем ниже стоимость их изготовления. В среднем, цена изготовления одной футболки шелкотрафаретнымметодом составляет 1500 рублей. Возможно, Вам покажется, что это дорого, но при изготовлении текстильных вещей большими партиями стоимость будет ниже, а качество не измениться. В нашей работе мы не экономим краску и выполняем качественный рисунок.
  • Высокая производительность. После процесса создания трафаретов шелкография на тканипроизводится очень быстро. Для этого мы используем карусельный станок, на котором может закреплять до шести трафаретов.
  • Изготовление большими тиражами. Если у Вас есть трафареты для производства рисунка, то его можно использовать многократно. Такие сетки имеют большой срок службы.

    Как выглядеть шелкография на футболках вблизи.

К недостаткам стоит отнести:

  • Длительное время допечатной подготовки. В процессе шелкографического нанесения большую часть времени занимает изготовление макета и трафаретов.
  • Невозможность быстрых изменений рисунка. При работе с шелкографией рисунок нужно утверждать заранее, чтобы не пришлось изготавливать новый трафарет.

Что такое шелкография методом вытравки?

При сравнении двух методов вытравка обычно применяется для печати на темных текстильных объектах. Такая печать выгодна в сравнению с другими методами, но несет в себе опасность, ведь отходы красок, которые применяются при вытравном методе, опасны и требуют специальной утилизации. Вытравная шелкография ускоряет работу, но по истечению срока годности эти краски могут вести себя непредсказуемо и иногда менять цвет, а стоимость такого процесса бывает в 2 раза большем, чем при трафаретной печати обычным методом. Шелкография обычными красками, которые необходимо сушить, стоит дешевле и цвет сохраняется долго.

melz-print.ru

Что такое шелкография - Рекламные решения

Шелкография — это система технологий, которые позволяют наносить краску или пасту значительной толщины на множество подложек различной природы и теоретически безграничного размера. Шелкография — это не одна технология, а совокупность нескольких применяемых технологий: технологии натяжения формных рам, технологии выбора наиболее подходящей ситовой ткани, эмульгирования печатных форм, использования многих возможностей печати, выбора краски, просушки специальным методом и много другого.

Действительно, толщина слоя краски, наносимой в трафаретной печати, не может быть сравнимой с толщиной слоя краски в других способах печатания. Офсетное клише наносит на мелованную бумагу слой краски от 1 до 2 микрон. В трафаретной печати идет от нормальных 10/12 микрон до 500 и более при многих нанесениях. Что касается многообразия подложек различной природы, мы можем назвать список из тысяч наименований материалов из пластика, стекла, металла, которые ежедневно появляются на рынке и ради которых шелкографы каждый день проявляют изобретательность, чтобы найти краску, подходящую для печати.

Форма запечатываемого материала также не слишком останавливает эволюцию трафаретной печати. Если не считать подложки сферические и вогнутые, запечатываемые с помощью тампона (хотя с помощью трансферной технологии можно было бы декорировать предметы плоские, цилиндрические, конические, воронкообразные, усеченной формы), любой необычный тип предмета ежедневно запечатывается шелкографами. Достаточно подумать, что кроме плоских листов печать наносится на авторучки, стаканы, тарелки, панели приборов, обои, часы, каминные полки, лобовые и задние стекла автомобилей, подносы, зонты и множество других предметов.

Наконец, что касается размеров: определить их как «безграничные», наверное, было бы преувеличением, но теоретический предел трафаретной печати очень высокий. Достаточно взять большую раму и натянуть на нее ситовую ткань. Есть шелкографы, которые ежедневно печатают форматы 9×4 м, а некоторые и того больше. Все это должно заставить размышлять о многогранности шелкографии и о тех трудностях, которые могут возникнуть при таком ее применении.

От этого лучше понимаешь, что шелкография — это слишком обширное ремесло, которое имеет разнообразные преимущества:

  • простота процесса;
  • оборудование, доступное по низкой цене;
  • возможность печатать на материалах различного типа;
  • значительная толщина наносимой краски и специфически шелкографическая яркость красок;
  • долговечность запечатанных материалов;
  • экономия при печатании маленьких и средних тиражей;
  • особые решения, невозможные с помощью других способов печати, и, при равной стоимости, лучшее покрытие, яркость и устойчивость запечатанных материалов.

Классификация различных применений шелкографии

  1. Малоформатная трафаретная печать Включает в себя все, что является плоской печатью на различных подложках, особенно на ПВХ, а также на бумаге и картоне, формат печати не превышает 100×140см. Характеризуется обычно печатью на заказ изделий самого различного назначения, но всегда требуется очень высокое качество воспроизведения.
  2. Крупноформатная трафаретная печать Аналогична предыдущей, но с плоской печатью больших форматов, превышающих 100×140см.
  3. Печать на мелких предметах Возможно декорирование ручек, зажигалок, брелоков и других сувениров. Для печати по круглым предметам используются ротационные полуавтоматы. Здесь ощутима конкуренция тампопечати, хотя изображение, сделанное шелкографией, более устойчиво к истиранию.
  4. Текстильная печать (набивка тканей) Это печать на ткани в бобинах, на отрезах техникой настольного печатания, механотекстильными, ковровыми станками, машинами с вращающимися цилиндрами. Речь идет об обширной отрасли, связанной с текстильной промышленностью. Текстильная печать представляет собой одну из разнообразных и важных отраслей экономики многих стран.
  5. Текстильная печать на готовых изделиях Печать на готовых изделиях (футболки, мелкие вещи) осуществляется с помощью машин, называемых «карусельными станками».
  6. Трафаретная печать на табличках и металлах Связана с производством и обработкой металлов, анодированием, листовой штамповкой, травлением, обжигом и т. д.
  7. Трафаретная печать по стеклу Применяется в автомобильной отрасли и в производстве электробытовых приборов. Есть и особые случаи применения, например, печать на стеклянных изделиях, таких как бутылки.
  8. Трафаретная печать на флаконах Широко применяется в косметической, фармацевтической и в некоторых других отраслях промышленности.
  9. Отрасль печатных плат Включает все, что сегодня может быть сделано трафаретной печатью в обработке электронных схем как общего пользования, так и профессиональных, многослойных, проводящих и т. д.
  10. Дополнительная трафаретная печать Охватывает все те применения, особые, дополнительные и специфические, которые не вошли в перечисленные выше группы.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА И ПОНЯТИЯ ШЕЛКОГРАФИИ

Система методов трафаретной печати обладает некоторыми особенностями, которые ускользают при поверхностном анализе. Обычно думают о шелкографии как о процессе с незначительными характерными особенностями, простом, в котором достаточно использовать ситовую ткань и пропустить через нее краску. Если бы был только вопрос прохождения через ситовую ткань краски, как через фильтр, шелкографией можно было бы считать также и прохождение чая через ситечко, фильтрование песка или же фильтрацию нечистот. В действительности же в шелкографическом процессе есть специфика, которая делает его уникальным. Принцип, по которому ракель выдавливает краску через ситовую ткань, достигая однородного и контролируемого прохождения, базируется на основном законе шелкографии: «Прохождение краски через отверстие ячейки ситовой ткани происходит контролируемым образом только тогда, когда возможно добиться тиксотропного эффекта посредством подходящего ракеля при корректном надавливании».

Это означает, что только при наличии фактора изменчивости вязкости мы сможем осуществить шелкографический процесс. Достаточно просто проверить прохождение через трафаретную форму других материалов, которые не являются шелкографическими. Сразу обратит на себя внимание, что прохождение не происходит правильным образом, что наблюдается тенденция к забиванию ячеек и материал не намазывается после прохождения.

Отдельный специфический разговор касается печати по текстилю, при которой не всегда достигается изменяемость тиксотропии, а только в отдельных случаях, поскольку не требуется выполнять печать с высокой степенью четкости изображения. Ткань ведет себя как промокательная бумага, поэтому шелкографический процесс получается частичным, без варьирования вязкости. Трафаретная печать остается привязанной к относительно простым правилам, однако это всегда правила. И ошибочно думать, что шелкография — это искусство.

Художественным является все то, что связано с уникальностью воплощения, оригинальностью и гением того, кто создает произведение искусства. Шелкография — это совершенно не искусство, а только и попросту, как и любая технология печати, это метод, или, лучше сказать, совокупность методов, определенных и точных, которые нужно знать и выполнять.

Итак, что же такое тиксотропия? «Тиксотропией называется способность жидкости менять свою вязкость при перемешивании или нагревании и возвращаться к первоначальной вязкости в состоянии покоя, когда заканчивается перемешивание, и к температуре, предшествущей перемешиванию». Тиксотропия — это тот процесс вынужденного изменения шелкографической краски, который позволяет ей проходить корректным образом с одной стороны ситовой ткани на другую в печатном клише и точно воспроизводить печатаемое изображение.

Давайте посмотрим, что же такое вязкость: «Вязкость — это количество внутреннего трения или сопротивления, которое встречают соседние слои жидкости при скольжении относительно друг друга». Также вязкость неправильно называют плотностью жидкости или же противоположностью текучести. Вязкость находится под непосредственным воздействием температуры, которая в шелкографическом процессе приобретает большое значение. Вязкость измеряется с помощью вискозиметров, среди которых упомянем вискозиметр Энглера, называемый некоторыми «бокалом форда», и вискозиметр Брукфильда, наиболее используемый в области красок.

Контролируемая изменяемость вязкости, которую мы определим как тиксотропию, позволяет краске легче проходить через ячейки ситовой ткани трафаретной формы, или клише, а также действует таким образом, что краска не склеивает вместе подложку и трафаретную форму и они отлично отделяются друг от друга со значительной скоростью. Когда процесс протекает некорректно, наблюдается явление, когда подложка не отделяется от трафаретной формы и остается приклеенной к ней краской.

«Явление, из-за которого краска при прохождении через ячейки ситовой ткани не может полностью отделиться от трафаретной формы и выступает в роли клеящего вещества между трафаретной формой и подложкой, склеивая их вместе, называется эффектом залипания».

«Эффект залипания» обнаруживается довольно часто и зависит от многих факторов. Эффект залипания может проявиться, когда:

  • краска слишком вязкая или некорректно разбавлена;
  • изображение расплывчатое и краска выходит за края желатина, из-за чего, оставаясь на нем, не удаляется полностью и склеивает трафаретную форму и подложку;
  • краска слишком холодная, и тиксотропного эффекта не происходит;
  • скорость печатания некорректна, возможно, слишком высокая, в зависимости от случая;
  • разбавитель краски неподходящий и делает ее слишком липкой;
  • подложка плохо сцеплена с плоскостью печати или разряжение вытяжной системы для листов имеет слабый напор;
  • ситовая ткань плохо натянута, слишком мало ньютонов и очень маленькая возвратная сила;
  • ракель слишком закруглен, из-за чего теоретическая линия смыкания слишком широкая;
  • факторы среды, такие как статическое электричество, усиливают дефект.

Другое важное понятие присутствует каждый день в жаргоне шелкографов и представляет собой покрываемость краски: «Покрываемость краски — это ее способность препятствовать видимости на свету тона цвета, по которому произведена печать этой краской». Если, например, печатается белым по черному, то отличная покрываемость будет препятствовать видимости черного и будет виден только белый цвет. Если черный цвет останется частично видимым, то краска не будет плотно покрывающей. Понятие покрываемости, связанное с шелкографическими красками, в действительности напрямую связано с понятием матовости: «Матовость краски — это ее свойство не пропускать через себя световые лучи, и оно противоположно прозрачности». Очевидно, что понятия «матовость» и «покрываемость» по сущности одно и то же понятие. Они различаются только непосредственной ссылкой, которая в случае покрываемости относится к краске, тогда как матовость — понятие более общее. Очень важно знать те немногие законы, которые управляют методом шелкографической печати. В любой ситуации может быть очень полезным мысленно вернуться к основополагающим понятиям этого процесса, чтобы суметь вмешаться даже в те ситуации, которые могут показаться необъяснимыми.

ПРЕИМУЩЕСТВА ШЕЛКОГРАФИИ

Шелкография — это не какое-то искусство печати, а, как мы уже говорили, речь идет скорее о совокупности технологий. Поскольку печатный процесс рождается всегда в зависимости от какой-то прикладной потребности, считается, что трафаретная печать и соответствующая технология появились, чтобы решить какую-то конкретную проблему наиболее дешевой ценой.

Типографская печать зарождается в XIX веке и решает проблему печатания и распространения книг. Книга, которая в течение многих столетий производилась ручным способом, из-за чего была дорогостоящей и ее распространение ограничивалось некоторыми социальными классами, становится благодаря типографской печати объектом обширного рынка, обладая техническими преимуществами наряду с культурной значимостью.

В дальнейшем то, что было начато типографской печатью, продолжила улучшать офсетная печать, предлагая все более и более обширную продукцию по все более и более выгодной цене. Однако почти все технологии печатания были почти всегда направлены на печать по бумаге и картону. Трафаретная печать на Западе никогда не могла быть направлена в сторону огромнейшего рынка, какой из себя представляет рынок бумаги, а всегда использовалась для печатания того, что не являлось бумагой, то есть всего остального.

Особенностью шелокографии является возможность получения более толстого красочного слоя, чем при других способах печати, поэтому она используется для такой печати, которая должна быть устойчивой к внешним воздействиям (дорожные знаки, постеры для наружной рекламы, вывески, растяжки и т.д). Трафаретная печать распространяется совершенно беспорядочным образом в самых несходных отраслях, вследствие чего она не смогла быть слишком индустриализованной.

Фирмы, производящие краски для офсетной печати, кроме ряда производимых красителей, могут рассчитывать на производства, которые используют несколько видов различных смол. Поскольку это специализированное применение на немногих запечатываемых материалах, то ясно, что здесь отдается предпочтение объемам с использованием красок ограниченного применения.

Другое дело шелкография, где маленьким производственным объемам соответствует очень большое число красок, различных для каждого отдельного применения, где существует исследовательская проблема с тем, чтобы получить краски, которые «держатся» на новых материалах. Этот феномен очевиден, когда мы рассматриваем отрасль по производству шелкографического оборудования. Производителями являются в основном очень маленькие промышленные и ремесленные фирмы, если их сравнивать с немецкими и японскими производителями оборудования для офсетной печати. Кроме того, они должны производить большую гамму разнообразных принадлежностей, которые продаются абсолютно специфическим и селективным образом в зависимости от применения.

Шелкография, несмотря на то, что применяется различным образом и в различных областях, имеет твердые правила, которые объединяют почти все разнообразные ее применения. Эти твердые правила принадлежат научной стороне применяемой технологии и неоднократно использовались самими шелкографами естественным образом не как правила, а как секреты.

Если преимуществом шелкографии является возможность ее применения в различных отраслях, то ее слабой стороной является то, что в каждой шелкографической фирме технология применяется субъективно, поскольку нет ни школ, ни учебников, которые унифицировали бы каким-то образом все то, что каждый печатник должен знать. Для большинства шелкографов единственными возможностями узнать о технологиях являются публикации поставщиков продукции и оборудования и, спорадически, встречи во время отраслевых выставок. В связи с этим является характерным знакомство с технологиями, напрямую связанными с присутствием в данном регионе той или другой фирмы-поставщика. В действительности каждый является носителем собственной «привычки» в работе и редко стремится ее поменять, получая надежные результаты с тем или иным расходным материалом. Какую-нибудь эмульсию или краску один пользователь превозносит, а другой систематически хулит и бракует. Или источники света для экспонирования шелкографических печатных форм имеют такое разнообразие, что их стоит назвать. В различных фирмах всего мира мы найдем простые кварцевые лампы различной мощности, натриевые лампы, ртутные лампы, йодные лампы, ксеноновые лампы, металлогалогеновые лампы, лампы на неактиничном неоне, на сверхактиничном неоне и даже системы с прямым солнечным облучением.

rr46.ru

Шелкография в домашних условиях: наносим изображения на ткань

Трафаретная печать или шелкография в домашних условиях — это способ нанесения рисунка на разные поверхности методом продавливания краски через специальную сетку. Технология предусматривает перенос изображений на ткани, канцтовары, посуду, полиэтиленовые пакеты и пр. Никаких сверхсложных манипуляций и дорого оборудования не нужно.

Делать шелкографию дома выгодно, потому что это:

  • ручная работа (всегда актуальная и ценная);
  • нет ограничений в видах изображений;
  • яркость и красочность рисунка;
  • широкий выбор материалов — бумага, пластик, ткань;
  • низкая себестоимость;
  • простота технологии;
  • компактность — не нужны отдельное помещение и громоздкое оборудование.
Кстати, дома можно делать не только изображения на тканях, но и визитки. Подробнее об этом читайте здесь.

Приспособления для шелкографии занимают минимум места

Сетка для шелкографии

Качество шелкографии зависит от печатной формы, а именно — от ее основы (сетки). Она бывает:

  • Полиэфирной. Используется при печати водными, пластизольными, сольвентными красками. Отличается и вид плетения: холщовые (1:1 — одна нить к другой) и саржевые (2:1 или 2:2). Первые используются чаще.
  • Стальной. Применяется исключительно при работе с термопластичными красками.

Сетки бывают белыми и окрашенными в желтый цвет. Последние обеспечивают максимальную четкость рисунка с подробной детализацией.

Белые и желтые сетки для шелкографии

Обратите внимание на линиатуру. Она присутствует в маркировке. К примеру, маркировка на сетке «№120—34» означает, что размер линиатуры — 120 линий на сантиметр, а 34 — это диаметр нити. Чем выше первый параметр, тем тоньше сетка.

Сетчатое полотно делят на категории в зависимости толщины нитей. Каждая категория обозначается своей буквой (стоит рядом с номером: S, М, Т, HD — от легкой до самой тяжелой). Полотно с толстой нитью прочнее, его натягивают с большим усилием. Толщина нити влияет на то, какое количество краски пройдет через сетку.

При работе с толстым полотном края рисунка теряют четкость. Могут появиться зазубрины. Выбирайте тонкие сетки для мелких изображений.

Рама для шелкографии

Трафаретные рамы используются не только в типографиях, но и в домашних условиях. К ним предъявляют такие требования:

  • многократность использования — в целях удешевления печати;
  • химическая устойчивость — при смывке и нанесении фоточувствительного слоя и краски неизбежен контакт с рамой;
  • жесткость — рамы изготавливают из жесткого, устойчивого к скручиванию и деформации изгиба материала;
  • небольшой вес — рама должна быть легкой, мобильной.

Самые простые трафаретные рамы для шелкографии делают своими руками из прямослойного дерева. Они легкие, дешевые, но чувствительные к воздействию влаги.

Альтернатива — алюминий. Он недорогой, легкий, позволяет достичь необходимого натяжения. Рама из алюминия не подвержена химическому воздействию реагентов, которые используются в шелкографии, подходит для многократного использования, сохраняет геометрию.

Готовые к использованию деревянные рамы

Трафарет без экспонирования и эмульсии

Еще один способ изготовления трафаретов для шелкографии — с применением термопресса. Его разработали американцы. Будет нужен лазерный принтер. Начинайте с распечатки нужного изображения на обычной ксероксной или офсетной бумаге. Печатайте в черно-белом цвете.

Теперь кладите распечатку лицевой стороной на подготовленную трансферную бумагу и отправляйте в термопресс. Потребуется 20 сек. при температуре 110 ०С — изображение с распечатки перенесется на трансферную бумагу.

Ее надо разместить на рамке лицевой стороной вниз и снова положить в термопресс. Этот этап длится полминуты. Рабочая температура — 180 ०С. Трафарет готов.

Так выглядит термопресс

Нанесение рисунка на ткань

Понадобится сетка, рама и краска. При наличии художественного таланта рисунок создают с помощью кисточки, при отсутствии — на компьютере. Новичкам в шелкографии рекомендуем начинать с крупных сплошных изображений, то есть без мелких деталей и сложной геометрии.

Шаг 1. Выбор изображения. Рисунок при трафаретной печати дома может быть любым: логотип, картинка, надпись. Его рисуют или находят в интернете и затем распечатывают на принтере.

Шаг 2. Можно взять готовую рамку с сеткой или натянуть ее самостоятельно, закрепив края строительным степлером. Нужно дополнительно проклеить их бумажной лентой или изолентой — краска не будет растекаться.

Шаг 3. Рамку покрывают фотоэмульсией. Это состав, чувствительный к свету, — потребуется темное помещение. Его наносят сверху вниз, тщательно прорабатывая каждый участок. Рамке дают время высохнуть в горизонтальном положении — примерно 1—3 часа (время зависит от толщины слоя).

Шаг 4. Подсохшую сетку накрывают лоскутом темной ткани. Это защита от засветки. Рамку с сеткой размещают на подставке, лицевой стороной по направлению к источнику света.

Шаг 5. Следующий этап шелкографии на дому — подготовка образца для оттиска. Берут изображение так, как нужно перенести на изделие, переворачивают и размещают на рамке.

Шаг 6. Теперь понадобится прозрачное стекло — с его помощью рисунок прижимают к сетке. Можно включить свет. Для сетки 60х60 см потребуется в среднем 35 минут с лампой 150 Вт, удаленной от изображения на 45 см. После этого на трафарете появляется едва заметный отпечаток.

Шаг 7. Трафаретный рисунок должен быть светонепроницаемым. Чтобы убедиться в этом, посмотрите на него, направив на источник света. Если лучи проникают через картинку, качество будет хромать. Потребуется распечатать еще одну копию и наложить на первую. Другой вариант — закрасить образец маркером.

Шаг 8. Теперь нужно промыть рамку теплой водой. По мере вымывания фотоэмульсии оттиск будет становиться все более выраженным — трафарет готов.

Шаг 9. Подготовленный трафарет кладут на изделие. Рамка с сеткой внешней стороной должна соприкасаться с рабочей поверхностью. Если это ткань, для удобства под низ подкладывают что-то твердое и ровное.

На трафарет выкладывают краску и равномерно распределяют ее при помощи резинового скребка. Чем сильнее надавливать на скребок, тем четче будет рисунок. Нужно учитывать, что высохнув, краска приобретет более темный оттенок.

Шаг 10. Готовое изделие высушивают. Для закрепления изображения ткань проглаживают утюгом.

Краска не должна разрушать материал трафарета. Выбирайте ту, что сохнет не быстрее, чем идет печатный процесс.

Картинка получается яркой и полноцветной

Процесс шелкографии по ткани показан на видео:

Итоги

  • Шелкография на ткани возможна в домашних условиях: она проста и малозатратна.
  • Технологию используют при создании уникальных футболок, сувениров, ручек, подушек, кружек.
  • Трафарет можно создать своими руками, что нужно: ткань, сетка, рама и краска.
  • Современные технологии позволяют создавать трафареты без эмульсии и экспонирования.

print-info.ru

Трафаретная печать

Одним из самых простых и экономичных видов печати на сегодняшний день признаётся трафаретная печать. Технология её работы в большом производстве схожа с технологией работы принтера трафаретной печати. Несомненное преимущество данного способа печати заключается в том, что он подходит для многих материалов: картон, бумага, синтетические полотна, текстиль, керамика, стекло, дерево. Габариты здесь не играют никакой роли, ведь работа идёт как с огромными листами и панелями, так и с предметами, например, домашней утвари.

Что такое трафаретная печать и шелкография

Чтобы никого не ввести в заблуждение и избежать тавтологии, первым делом отметим, что сам способ печати один, а названия у него два: трафаретная печать и шелкография.

Шелкография - это метод печати, который позволяет перенести изображение посредствам продавливания краски сквозь форму, называемую трафаретом.

Он используется в виде тонкой сетки из натуральных (шёлковых) либо синтетических и металлических нитей с уже готовым изображением. Чтобы сэкономить на производстве, чаще используют сети из искусственных материалов. Сквозь их открытые ниши, переносящие рисунок, запечатываемый материал окрашивается. Получается, что формой данного способа печати именуется сочетание шаблона и сетки.

Качественные и технические характеристики сетки (ткани) - это комбинация материала; числа её нитей на сантиметр её длины (линиатура); толщины формы; процентное отношение общей площади всех ниш к площади сетки (уровень открытости сети).

Оттиск определяется установленным шаблоном. Его помещают так, чтобы он находился со стороны сетки, противоположной движению ракеля. Это делается для того, чтобы материал не испортился и не износился. Шаблоны могут изготавливаться вручную (предназначены для изнаночной стороны сетки) или механически в зависимости от степени сложности производимой работы.

В процессе создания шаблона используются только диазотипные светочувствительные копировальные слои. Этого требует прогрессирующее качество печатной продукции. Изготовление шаблона проходит несколько этапов:

  • Нанесение слоя;
  • Сушка;
  • Обработка материала УФ-излучением (трафаретная уф-печать);
  • Затвердевание копировальной формы;
  • Удаление контурных излишек струями воды;
  • Повторная сушка;
  • Исправление дефектов лаковой обработкой.

Шаблон готов к эксплуатации.

История возникновения трафаретной печати

Название «шелкография» (с греч.: «письмо по шёлку») пришло к нам ещё из Древней Греции, где этим термином обозначали ремесленные работы, заключающиеся в украшении шёлковых тканей рисунком или надписями. До сих пор доподлинно неизвестно, где зародилась шелкография, но современные историки относят её появление к Древнему Китаю, ведь именно эта страна именуется «Родиной шёлка» вот уже около 2500 лет. Однако многие учёные утверждают, что к моменту расцвета этого искусства, практически все существовавшие страны имели возможность обрабатывать шёлк.

Нынешние методы шелкографии не имеют почти ничего общего с древними способами печати.

Если заглянуть в доподлинные источники, это ремесло, вероятно, зародилось на берегах Средиземного моря, где располагались такие государства, как Финикия и Месопотамия. Однако предпочтение в вопросе появления и развития шелкографии всё же отдают финикийцам.

Финикийцы – это немногочисленный народ Финикии, предками которого являются семитские племена. В период с IX по III века до нашей эры это государство переживало расцвет и было хозяином Средиземного моря. Финикийские мореплаватели славились своей стойкостью и походами. Основав первые города-порты, финикийцы активно занимались торговлей, продавая как произведённые своими руками, так и завоёванные товары. Если посмотреть на современную карту мира, то можно сказать, что эти моряки добирались до территории современной Дании. Представьте, какое мощное было государство!

Именно финикийцы научились добывать пурпур - первый, можно сказать, краситель, получаемый из пурпурных желёз некоторых брюхоногих моллюсков. Он использовался в качестве косметических средств, вещества для обработки и окраски тканей, а также в качестве материала для произведений живописи. В Финикии так впервые и зародилось искусство письма по одежде.

Стоит отметить, что покраска одеяний осуществлялась «штамповочным» методом, не вручную. Но как? Есть предположение, что Финикия, как самое продвинутое государство того периода, «сотрудничала» с далёкими цивилизациями, которые на тот момент уже имели подходящее для такого дела оборудование. Факт остаётся фактом – вручную сделать это было невозможно. Так и появилась шелкография. С современными способами печати то искусство никак не связано, однако название всё же сохранилось, как и процесс «копирования» изображения путём нанесения нескольких слоёв краски.

Как уже стало понятно, мы пользуемся не достижением шелкографии как ремесла и искусства, мы пользуемся её технологическим прогрессом, который и тогда, и сейчас основывается на переносе разных рисунков и надписей посредством различных «отпечатков», шаблонов и трафаретов. Краска на них наносилась похожими на современные губки и валики материалами. Конечно, люди не сразу научились «штамповать» производство. В древности «штамповка» была чуть ли не самым накладным способом нанесения рисунка: пигментный слой был ненасыщенный, что позволяло мастерам использовать лишь толстые ткани, способные хорошо впитывать влагу. Со временем процесс значительно упростился, пройдя долгий путь совершенствования.

Лишь через 1800 лет (где-то в 1190 – 13337 годах) процесс трафаретной печати резким скачком перешёл на совершенно новую ступень развития. В городе Камакура, который на тот момент являлся столицей Японии, шёл небывалый расцвет японской культуры. Несомненно, процветала вся страна, но Камакура считалась культурной столицей мира. Средневековая японская культура охватила все виды искусства, не исключая печать. Сначала метод трафаретной печати применялся для украшения доспехов и снаряжения самураев, но после сделанного открытия технология распространилась на очень многие сферы производства. Чтобы материал не искажался, что впоследствии деформировало рисунок, под шаблон стали наклеивать что-то вроде сетки, волокна которой изготовлялись из человеческого волоса. Изображение на такой сетке не соскальзывало, не мялось, не разрывалось, а тонкий волос не был заметен после нанесения пигмента.

Именно с того момента шелкография стала больше походить на современную технологию печати. Позже сетки станут изготавливать из натуральных и искусственных тонких волокон, а также синтетических металлических нитей.

В Европе появление трафаретной печати было связано с изобретением обоев (1750 год, Жан Патильон). Ведущими европейскими державами на тот момент были Англия и Франция. С них и началось распространение шелкографии на этом материке.

Таким образом, ко второй половине XVIII века этот способ печати распространяется по всему миру. И здесь уже ведущую роль играет Америка, где шелкографию стали использовать как элемент любого предмета декорирования: посуды, ткани, мебели, стен, потолков, металлических изделий. С «волосяной» сетки перешли на шёлковую и кисейную, однако с ними нужно было повозиться.

Второй скачок в усовершенствовании этого метода печати произошёл в 1907 году в Англии, когда был впервые запатентован процесс трафаретной печати сквозь натянутую шёлковую ткань, которая была более устойчива, предоставляла расширенный диапазон размеров печати и удобно взаимодействовала в работе с резиновыми валиками (ракелями). Таким образом, появился сам печатник трафаретной печати. Изобретение получило название «печатание шёлковым ситом», его создателем был некий Симон из Манчестера.

Можно сказать, что термин «шелкография» появился именно с момента патента этого изобретения. Той, какой мы привыкли видеть трафаретную печать, она стала в середине XX века, когда этим методом печаталось практически всё: визитки, брошюры, плакаты, ткани, открытки и даже автомобильные номера. Трафаретная печать совсем перестала восприниматься как искусство, как особый вид переноса рисунка из-за своей коммерческой направленности. Рутинная «штамповка» превратила её в незначительное среднее производство, подчиняющееся корпорациям.

На сегодняшний день этот метод широко применяется в разных сферах производства. У шелкографии есть преимущества перед другими видами печати. А главное – то, что она универсальна: текстиль, электроника, автомобилестроение, строительство. Все перечисленные отрасли не обходятся без трафаретной печати.

Какие сегодня есть виды трафаретной печати

Малоформатная трафаретная печать

В этот вид печати входит всё, что можно назвать плоской печатью (подложки, полиэтиленовые пакеты, бумажные пакеты, бумага, картон). Название говорит само за себя – формат не должен превышать 70x100 сантиметров. Печать подходит для больших оптовых заказов, которым требуется высокое качество рисунка.

Печать на мелких предметах

Изображение может наноситься на ручки, зажигалки, рюмки, брелоки и другие безделушки. Чтобы наносить рисунок на предметы круглой формы, здесь используются ротационные полуавтоматы. Несмотря на то, что изображение, сделанное, шелкографией, более долговечно, конкурентом этого вида печати всё же является тампонная печать.

Текстильная печать (набивка тканей)

Современная отрасль текстильной промышленности необъятна. Здесь всегда востребован метод трафаретной печати, ведь это универсальное производство, которое является основой экономики многих стран мира. Трафаретная печать на ткани в бобинах, ковровыми, текстильными станками и машинами, предназначенными работать без устали.

Трафаретная печать на готовых изделиях

Собственно, шелкография. Машины, называемые «карусельными станками» печатают рисунок на майках, пазлах, кружках, логотипах и так далее. Однако особой популярностью пользуется трафаретная печать на футболках, так как существует огромный выбор принтов на любой вкус. Кроме того, можно заказать любой рисунок на своё усмотрение.

Трафаретная печать на табличках и металлах

Очень широкое направление, имеющее дело с листовой печатью, обжигом, травлением, анодированием, обработкой металлов.

Трафаретная печать по стеклу

Главными отраслями применения являются электротехника и автомобилестроение. Бывают и «эксклюзивные» случаи применения (печать на бутылках, окнах, банках).

Трафаретная печать на флаконах

В основном используется в производстве косметики, выпуске фармацевтических средств и чего-то незначительного из других отраслей промышленности.

Отрасль печатных плат

Полное обслуживание электронных многослойных проводящих, а также профессиональных схем внутри всей отрасли.

Дополнительная трафаретная печать

Сюда относится всё, что не было включено в предыдущие девять пунктов.

Какие имеет преимущества трафаретный способ печати

Разнообразие цветов и фактур

Для рекламной продукции шелкография (трафаретная печать) предоставляет клиентам огромный выбор красок со свойствами и цветовыми решениями на любой вкус. Качество изображения зависит во многом от краски, поэтому на сегодняшний день можно выбрать для себя оптимальный вариант: нанесение рисунка люминесцентными, флуоресцентными, металлизированными красками. Кроме того, существует ещё и всепенная печать, позволяющая придать рисунку объём и реалистичность.

Цвета модели Pantone, которые являются плашечными, придадут любому изделию колоритность, яркость и красоту. Чтобы максимально приблизить печать к достижению такой насыщенной цветовой гаммы, какой обладают цвета Pantone, рисунок наносят на подложку.

Стойкое нанесение

Стоит ещё раз отметить такой плюс трафаретной печати, как долговечность: рисунок со временем не тускнеет, выдерживает оптимальные стирки, устойчив к перепаду температур и т.д. Это преимущество завоевало огромную популярность у заказчиков. Конечно, всё относительно, и для каждого изделия и каждой краски есть свой срок годности. При аккуратном использовании и стандартной стирке изображение, например, на футболке, может прослужить Вам примерно год без каких-либо проблем!

Здесь ещё стоит сказать о таком виде нанесения, как шелкотрансфер. Оно менее выносливо, чем шелкография, и при небрежном использовании или частой стирке может потрескаться. Таким вещам необходим более тщательный уход.

Большая площадь нанесения

Для трафаретной печати футболок, курток, маек, жилетов и толстовок наиболее оптимальный формат нанесения изображения - А3.

Технологически нанести рисунок трафаретной печатью на какой-либо пластиковый, деревянный или стеклянный предмет иногда не представляется возможным. Нужно обращать внимание на карточку с информацией о конкретном товаре, где обычно указывается, возможна ли печать шелкографией или нет.

Низкая стоимость единицы изделия при больших тиражах

Если требуется напечатать небольшой тираж, оптимальным будет выбор от 50 до 100 экземпляров. Здесь играет соотношение доступность-выгода. Всё, что выше 50 - доступно; всё, что выше 100 - выгодно!

На стоимость влияет тираж и число наносимых цветов.

Если производится цветная печать, то подложка здесь идёт как дополнительный оплачиваемый цвет.

Какие используют краски для трафаретной печати

  • Цветные краски. Толщина красочных слоёв, наносимых на запечатываемый материал при печати шелкографией, зависит от типа сетки, задействованной в печати. Толщина имеет свой небольшой диапазон, которым можно управлять в офсете. Преимуществом шелкографии является то, что толщина слоя краски здесь в разы больше, чем в офсете, и потому насыщенность изображения будет намного выше. Этот метод трафаретной печати позволяет печатать, например, жёлтой краской на синем листе, ведь здесь используются «покрывающие краски», которые остаются такими, какими их изначально наносили: синий останется синим, а не станет превращаться в зелёный, как это происходит в офсетной печати.
  • Золото, серебро, металлизированные краски. В общем-то, серебряный и золотой оттенки можно напечатать и в офсете, но эффект металлического блеска в шелкографии, безусловно, выше за счёт большой толщины прокрасочного пласта. Если необходимо сделать всё в темпе, то трафаретная металлизация - это настоящая находка!
  • Флуоресцентные краски. Толщина покрасочного слоя и здесь сыграла свою роль. Существует множество флуоресцентных красок, которые при помощи шелкографии получаются колоритными, полными, придавая рисунки яркий вид. Снова заметим, что всё вышеупомянутое используется для различных запечатываемых материалов, среди которых есть немного непривычные в этой сфере пластик, дерево, металл, стекло и т.д. Каждому материалу подходит его индивидуальный диапазон красок. Следовательно, возможность комбинировать любые краски, входящие в тот или иной промежуток, действительно несоизмерима.

Какие еще используются материалы для трафаретной печати

Ткани, используемые при трафаретной печати

Они имеют несколько критериев отбора. Какая-то ткань подходит под определённое изделие, какая-то - нет. Материал подразделяется по следующим признакам:

  • Вид нити, из которого состоит ткань. Существуют два основных вида нити: многонитевая и многоволоконная. Второй из них более качественный в отличие от первого, изображения на основе которого имеют более небрежные края. От того и цена на многоволокно обычно выше.
  • Сеточная плотность, которая определяется количеством нитей на дюйм. Чем плотнее они расположены, тем отчётливее просматриваются мелкие элементы, что повышает качество результата.
  • Прочность, которая зависит от диаметра нити. Чем он больше, тем прочнее материал, но тем ниже качество готовой продукции.
  • Рисунок для ткани в трафаретной печати делится на три категории: ровный, можно сказать, стандартный, так как применяется в большинстве случаев; сетчатый, который благодаря своей прочности подходит для печати крупных тиражей; саржевый (диагональный), можно сказать, «бюджетный», не обладает высоким качеством, но имеет доступную цену.

Материалы, из которых изготавливаются практически весь текстиль для трафаретной печати на ткани:

  • Шелк - самый стойкий, надёжный и долговечный материал. Однако постепенно он теряет свой высокий статус, и на его место встают другие ткани с похожими характеристиками, но более дешёвые. Самыми дорогостоящими из них на сегодняшний день считаются синтетические волокна.
  • Ткань органди, подходящая для маленьких и средних заказов. Преимущество здесь в цене.
  • Натуральный или синтетический нейлон, являющийся «вечной» тканью. Если поверхность неровная (выпуклая или вогнутая), то нейлон – это лучший выбор для такой печати.
  • Полиэстер является универсальной, прочной, крепкой тканью. Универсальность – основной плюс.
  • Сделанная из металла (меди, стали, латуни, бронзы, нержавеющей стали) сетка, применяется в процессе нанесения нагретых чернил на основание из пластика.

Типы трафаретов

Существует три типа созданных вручную трафаретов: бумажные, водорастворимые и лакорастворимые. Их вырезают скальпелем.

  1. Для простых рисунков и незначительных тиражей предназначены бумажные трафареты, вырезаемые из соответствующего материала.
  2. Водорастворимые: с пластиковой основы трафарета снимается желатин, который имеет способность растворяться в воде. После он вычищается там, где должны накладываться красящие вещества. Пластиковая основа кладётся на трафарет, а в качестве «клея» здесь выступает вода, которая скрепляет желатин и трафаретный материал. В завершении процесса удаляют желатин, оставшийся на ткани.
  3. Лакорастворимые: процесс печати на таких трафаретах очень схож с предыдущим, однако главное отличие заключается в том, что покрытие подложки осуществляется лаком, а в ходе работы используются разные лаковые растворители.

Трафареты, изготовленные автоматически, называются фототрафаретами. В процессе их производства применяются необходимые диапозитивы. Материалы, на основе которых они сделаны, фоточувствительны. Фототрафареты также делятся на виды по способу изготовления:

    • Косвенный способ. Изготавливаются независимо от сетки и крепятся к сеточной ткани только в конце процесса. • Прямой способ. Здесь фоточувствительное красящее вещество, наносящееся на сетку трафарета, подвергается воздействию ультрафиолета, после чего материал неотделим от ткани. Данный способ применяется только при изготовлении больших тиражей, так как является очень долгим. • Прямой/косвенный способ. «Тандем» двух предыдущих способов создания трафарета. Благодаря этому, данный материал более стойкий, а качество печати более высокое.

Чернила

На сегодняшний день выбор чернил для трафаретной печати огромен. Они бывают стойкие к ультрафиолету и к истиранию (зависит от химического состава вещества), а бывают, наоборот, стирающимися и тускнеющими. Однако все эти показатели зависят от типа печатной продукции. Чернила наносятся толстым слоем, и поэтому им необходимо сохнуть довольно долгое время. Этот процесс протекает естественно только в том случае, когда область печати мала или стандартна. Но в большинстве случаев в этом деле используют воздействие высоких температур для более быстрой сушки. В основном это необходимо для продукции, производимой на станках и требующей высокой скорости и большого тиража.

Какие используют машины для трафаретной печати

Если объём печати велик, то процесс изготовления проходит на машинном оборудовании, что повышает скорость печати и понижает материальную стоимость товара. Вручную производится какая-либо эксклюзивная печать или же продукция малых тиражей. Существует несколько видов автоматизированных станков трафаретной печати:

  • Планшетные. Применяются при плоской печати.
  • Планшетно –цилиндровые. Тип применения похож на планшетные, однако здесь печатаются довольно крупные тиражи, благодаря более высокой скорости изготовления.
  • Цилиндровые. Применяются при печати на выпуклых и вогнутых поверхностях.
  • Текстильные. Задействованы в трафаретной печати на футболках, кепках, майках, куртках, толстовках и прочей одежды.
  • Планшеты высокой точности. Применяются в сфере электрооборудования при изготовлении печатных плат.
  • Ротационные. Чернила находятся в печатной форме (цилиндре) и распределяются специальным валиком, который находится внутри данной формы, что значительно повышает производительность.

Особенности трафаретной печати, влияющие на сроки и стоимость

Тираж продукции в трафаретной печати, как и у других типов печати, имеет огромный диапазон. Однако критериями печати также являются её стоимость и время изготовления. Здесь стоит отметить некоторые особенности трафаретной печати.

  • Из-за технологии самого процесса шелкография не является быстрым способом печати. Ракель, вдавливающий красящее вещество, проходит по каждой ячейке сетки, замедляя процесс. Существует несколько причин медлительности производства, но основная из них – степень густоты красящего вещества или высокая вязкость, как называют это профессионалы. На данный момент скорость офсетного оборудования превышает скорость оборудования для трафаретной печати, даже если оно самого современного образца. Существует, правда, ротационный трафарет, скорость производительности которого значительно выше остальных, но он пригоден лишь для печати больших тиражей этикеток и в других сферах процесса не задействован. Следовательно, становится понятно, что трафаретная печать не обладает способностью скоростной печати, и крупные тиражи всё же придётся подождать какое-то время.
  • На сегодняшний день в процессах трафаретной печати в основном задействовано полуавтоматическое оборудование, где подача материала производится вручную. Из-за этого возникает проблема печати больших тиражей.
  • Сушка также требует времени, так как просушить необходимо каждый лист продукции. Чтобы выполнить этот процесс, нужно расстелить материал на предназначенных для того стеллажах и вешалках. Это не только увеличивает время на изготовление, но и ставит крупные тиражи в определённые рамки.
  • Однако неизменным преимуществом этого оборудования является возможность печати крупных форматов, что позволяет наносить красящее вещество сразу на несколько единиц продукции.
  • Время также уходит на производство самой формы трафаретной печати. Офсетные формы изготавливаются быстрее и стоят значительно дешевле, что даёт им преимущество в печати малых тиражей.

Чтобы правильно определить, стоит ли отдавать тираж на трафаретную печать, необходимо принять во внимание все вышеупомянутые её особенности. Вывод напрашивается сам собой: оптимальный тираж для шелкографии варьируется от пары сотен до пяти тысяч экземпляров.

Трафаретная печать, цена которой устроит каждого

Естественно, каждая типография устанавливает свою стоимость на трафаретную печать. Более детально изучить диапазон цен Вам помогут сотрудники каждой из выбранных Вами компаний.

Существует два фактора, влияющих на цену продукции: цвет (один цвет – отдельный трафарет) и стоимость самого материала для печати.

Шелкография прекрасно подходит для печати на выпуклых и вогнутых поверхностях, а также для печати на самых разных материалах: стекло, дерево, кожа, ткань, металл, керамика. В этом вопросе трафаретная печать выигрывает по двум критериям: качество и материальная выгода. Оптимальным количеством экземпляров для заказа будет 50-100 единиц.

Однако, как уже было сказано, трафаретная печать – процесс довольно долгий, и Вам придётся запастись терпением и подождать своего заказа. Не стоит забывать, что при шелкографии наносится большой слой красящего вещества. Минусом является и то, что разрешение отпечатка невелико. Возможность нанести полноцветный рисунок отсутствует. Все эти детали Вам должен пояснить сотрудник типографии, в которую Вы обращаетесь.

Трафаретная печать позволяет наносить контрастные, колоритные, объемные изображения. Она также используется для печати с эффектом бархата или резины. По желанию заказчика на рисунок наносятся глиттеры (блёстки), стразы и прочие украшения.

Не надо думать, что трафаретная печать – это лёгкий процесс, которым может управлять даже новичок. Если Вы хотите получить качественную продукцию, обращаться за этим нужно только к профессионалам своего дела, в типографию высшего уровня. Одной из таких является компания «СловоДело».

«СловоДело» - крупнейшая московская компания офсетной печати, оснащенная также самыми современными станками трафаретной печати, имеющими возможность производить абсолютно любую полиграфическую продукцию. Оборудование изготовлено в Германии и обладает производительностью высочайшего уровня. С его помощью выполняют любые заказы полноцветной печати форматов А1-А4, а также выбранных Вами нестандартных форматов.

Станки для постпечатной обработки, также имеющиеся в компании «СловоДело», играют огромную роль в изготовлении продукции. Таким образом, компания берёт на себя полный цикл производства полиграфии рекламного и офисного типов, гарантируя высокое качество конечной продукции. Работа с клиентами направлена на минимизацию их расходов и сроков выполнения заказов. Любой заказ рассматривают как индивидуальную задачу, что позволяет выполнить все требования клиента без задержек и изъянов.

Поделиться:

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

slovodelo.ru

Шелкография - что это такое? Шелкография своими руками. Оборудование, краски, техника и метод нанесения шелкографии

Шелкография – что это такое? Это определенный вид печати. Основной его особенностью является интересный способ нанесения краски на материал. Она выдавливается по трафарету через мелкие ячейки специальной сетки.

Шелкография – что это такое? Это широко востребованная и уникальная технология, позволяющая производить нанесение рисунков на любые сувенирные товары (подушки, ручки, футболки и т. д.).

Преимущества

Метод шелкографии позволяет не просто создавать уникальные предметы. Востребованная в современных условиях технология значительно расширяет предоставляемый спектр услуг. Узоры при применении шелкографии получаются намного сочнее и ярче, цвета – четче. Основным преимуществом уникального метода является возможность производить изделия малыми тиражами, нанося изображения на любые поверхности. Работа при этом довольно проста и имеет низкую себестоимость.

История появления

Шелкография – что это такое? Термин «serigrafia» включает в себя два корня. В переводе с греческого они означают «шелк» и «изображение» (писание). Само происхождение слова «шелкография» говорит о работе, которая связана с декорированием шелковой ткани или ее использованием. По одним данным считается, что эта технология впервые появилась в Китае. Основывается версия на том факте, что именно в этой стране еще за тысячу двести лет до н.э. стали производить шелк. Однако конкретных подтверждений этому пока не найдено.

Некоторые исторические факты указывают на то, что основы шелкографии были открыты финикийцами. Этот народ добывал пурпур из секрета железы одного из видов моллюска. Вещество, имеющее красный цвет, и служило для украшения материалов. Технология при этом основывалась не на ручном способе. Она была ускоренно повторяющейся. Древний метод в корне отличается от современного. Его можно описать как нанесение простых рисунков при помощи специальных штампов (матриц).

Совершенствование технологии

Значительные улучшения метода шелкографии произошли в последующих столетиях. Дело в том, что печать при помощи штампа обладала рядом недостатков. Главным из них был малый слой пигмента при применении впитывающих и толстых тканей. Приблизительно в период с 1185 по 1333 год в городе Камакура, который был в те времена столицей Японии, умельцы декорировали украшения для коней и доспехи самураев. Первоначально для нанесения узоров использовался простой трафаретный способ. Затем в ход было пущено гениальное новшество – наносимое изображение наклеивалось на специальную сетку, сделанную в виде рамки с закрепленными на ней человеческими волосами. Такой метод позволил полностью переносить рисунок на ткань. Человеческий волос, прижимаемый тампоном, смоченным в пигменте, на материале был абсолютно незаметен.

Ко второй половине XVIII в. уникальная технология отображения на ткани красящего вещества стала популярна во многих странах. Нанесение шелкографии получило распространение в Европе. Во Франции и Англии стали производиться уникальные обои. Американские умельцы декорировали металлические изделия, стены, мебель и ткани.

Со временем материалом для изготовления «печатной рамы» стали не человеческие волосы, а шелковые нити. Большим шагом в развитии шелкографии стал патент, зарегистрированный в 1907 году неким Симоном. Он изобрел новый метод трафаретной печати. Согласно новому изобретению, нанесение рисунка стало осуществляться через шелковые ткани. Это гарантировало большую устойчивость натяжения, стабильность размеров, а также позволило использовать резиновые валики.

Современный вид технология трафаретной печати приобрела в период с тридцатых по пятидесятые годы прошлого века. С этого времени шелкография стала использоваться для нанесения рисунка на любой вид ткани. С помощью уникального метода начали создаваться плакаты и открытки, этикетки, и даже номерные знаки на автомобили.

Широко используется шелкография и в настоящее время. Возможности данного способа печати многогранны. Это позволяет применять шелкографию в типографии, а также в электронной и текстильной, стекольной и керамической, автомобильной и многих других отраслях промышленности.

Новые возможности

Шелкография – что это такое? Это уникальный способ получать многоцветные и высококачественные фото и изображения на металлических, фарфоровых и тканевых изделиях. При использовании традиционного способа необходимо дорогое, громоздкое оборудование и достаточно большой опыт работы.

Сравнительно недавно в страны СНГ из Америки была ввезена новая технология, которая тут же стала весьма востребованной. При этом способе доступна шелкография, своими руками выполненная в домашних условиях.

Что понадобится?

Оборудование для шелкографии включает компьютер и принтер, сканер и цифровой фотоаппарат, а также специальные комплектующие. В том случае, если вы умеете хорошо рисовать, компьютерная техника не понадобится.

Нанесение рисунка

Весь процесс состоит из двух этапов. На первом из них следует подготовить негатив изображения. Следующий шаг – перенос рисунка на изделие.

Для первого этапа технологического процесса необходимо распечатать нужное изображение на принтере или нарисовать его на листе бумаги. Затем на эскиз наклеивается трафаретная пленка. Подготовленная таким образом заготовка кладется на несколько минут в специальной рамке на солнечный свет или под УФ-лампу.

На следующем этапе технологического процесса пленку помещают в воду, ополаскивают и удаляют с ее поверхности мягкой кисточкой лишнее покрытие. Полученный влажный негатив подлежит сушке на ткани или салфетке под лучами солнца или ультрафиолетовой лампы.

На следующем этапе изображение переносится на выбранную вещь. При этом негатив плотно прикладывается к изделию, а специальной лопаточкой из пластикового материала наносятся краски. Для работы понадобится приобрести комплект, в который включена экспонирующая рамка, пять обычных листов А4, такое же количество бумаги для нанесения изображения с более высоким разрешением, а также пластиковая лопаточка. Если вы захотите использовать шелкографию для получения прибыли, то потребуется организовать более масштабное производство.

При этом понадобится приобрести специальное оборудование. Помимо компьютера и черно-белого принтера предстоит покупка шелкографического станка (в целях экономии он может быть сделан самостоятельно), экспонирующей камеры, а также резака. Понадобятся и некоторые комплектующие (ракель-кювета и рамки, краски и др.).

Краски для шелкографии в настоящее время производятся на предприятиях России централизованно. Их классифицируют по типу пленкообразующего и запечатываемого материала. Для номенклатуры таких красок используют цифровые и буквенные обозначения. Маркировка красок зарубежных производителей отличается от отечественной. Однако она также выражается при помощи цифр и букв. При применении красок для шелкографии следует придерживаться рекомендаций, которые дает фирма-производитель.

Какие же условия существуют для качественного нанесения уникальной печати? Краски должны обладать хорошей текучестью, но при этом не быть слишком жидкими. Это позволит материалу с легкостью наноситься на изделие, проходя через ячейки ткани. При этом краска должна действовать таким образом, чтобы не происходил процесс склеивания подложки и трафаретной формы.

В шелкографии существует еще одно важное понятие. Оно называется «покрываемость краски». Что под этим подразумевается? Например, при нанесении на черное изделие белой краски первоначальный (черный) цвет не должен просвечиваться из-под рисунка. Это понятие напрямую связано с матовостью, то есть непрозрачностью краски.

fb.ru


Смотрите также