ВНИМАНИЕ! Если Вам ПО ТЕЛЕФОНУ предложили перевести деньги на КИВИ-КОШЕЛЁК, то это означает, что к нашим номерам подключились мошенники!!! Будьте внимательны!

Газ 13 чайка фото


Крылья Советов: догоняем Америку на Чайке ГАЗ-13

15 января 2017 годаЧайка ГАЗ‑13

Ударник коммунистического труда

К 1959 году гонка между США и СССР приобрела широкий общественный характер. Сверхдержавы — соперники в атомной теме и освоении космоса — стали демонстрировать друг другу достижения и в более приближенных к жизни простых граждан сферах. В 1959‑м прошли советская выставка в Нью-Йорке и американская в Москве, в Сокольниках. На обеих среди прочего демонстрировали достижения автомобильной промышленности.

В Нью-Йорке, в частности, представили Чайку ГАЗ‑13 (серийное производство машины начали в январе, а впервые ее показали за рубежом в 1958 году, в Брюсселе). Конечно, на американскую публику советский представительский седан не произвел большого впечатления, тем более что откровенно напоминал Packard 1955 года. Но американское влияние тогда коснулось практически всех производителей. А в Европе автомобилей класса Чайки почти никто и не делал, разве что Rolls-Royce да французская фирма Facel.

Строгость и выдержанность салона поддерживает отделка серым цветом.Строгость и выдержанность салона поддерживает отделка серым цветом.
И не ленились же гравировать надписи к крутилкам и рычажкам!И не ленились же гравировать надписи к крутилкам и рычажкам! Забавно, что показания спидометра в десять раз меньше истинной скорости.Забавно, что показания спидометра в десять раз меньше истинной скорости.
Под роскошным по тем временам приемником — управление системой вентиляции.Под роскошным по тем временам приемником — управление системой вентиляции. Кнопочное управление коробкой передач — шик конца 1950‑х. Режим Т — для тяжелых условий: когда не включается высшая передача. Режима парковки нет, так что о ручнике забывать нельзя ни в коем случае.Кнопочное управление коробкой передач — шик конца 1950‑х. Режим Т — для тяжелых условий: когда не включается высшая передача. Режима парковки нет, так что о ручнике забывать нельзя ни в коем случае.

Для СССР Чайка, наряду с главным «членовозом» ЗИЛ‑111, была действительно революционной машиной. Она разительно отличалась от ЗИМа, попытки модернизировать который и привели к созданию совершенно нового автомобиля. Правда, «птица» на решетке радиатора впервые появилась еще на опытном образце модернизированного ГАЗ‑12 ЗИМ, но ничего другого ГАЗ‑13 от предшественника не унаследовал. Зато обзавелся двигателем V8 мощностью 195 л.с. (на прототипе стоял 180‑сильный мотор), автоматической коробкой передач с кнопочным переключением, усилителями рулевого управления и тормозов, электростеклоподъемниками. Просторный кузов длиной 5600 мм покоился на Х‑образной раме. Вот только кондиционера, в отличие от американских аналогов, ГАЗ-13 не имел.

Инструкция по эксплуатации столь же основательна, как и сама Чайка.Инструкция по эксплуатации столь же основательна, как и сама Чайка.

Автомобили хорошо иллюстрируют эпоху, в которой родились. А Чайка просто идеально символизирует свое время. Гагарин еще не полетел в космос, но советский спутник уже потряс мир. Как раз в 1959 году советская станция Луна‑3 впервые сделала фотографии загадочной обратной стороны спутника Земли. В СССР начали производство первого собственного транзисторного приемника Атмосфера, а первый секретарь Хрущев полетел в Вашингтон на новейшем ТУ‑114. В стране происходили и иные заметные перемены — началась эпоха массового домостроения. Неказистые панельные дома, которые позднее прозвали хрущёвками, стали для многих спасением от подвалов и бараков‑общежитий. Никто же не предполагал, что они простоят полвека! И ко всему этому — новая советская машина, щедро украшенная хромом, солидная, массивная, но в то же время стремительная.

Прототипы ГАЗ‑13 появились в 1958 году, серийное производство стартовало в начале 1959‑го. Автомобиль оснащали двигателем V8 (5,53 л, 195 л.с.) и трехступенчатой автоматической коробкой передач. Максимальная скорость — 160 км/ч.

Помимо стандартных седанов в небольших количествах делали лимузины ГАЗ‑13А с внутренней перегородкой, кабриолеты ГАЗ‑13Б, санитарные универсалы для обслуживания высокопоставленных пациентов ГАЗ‑13С, которые изготавливал завод РАФ. Стро­или и кинооператорские автомобили с массивной площадкой перед передним бампером и съемным тентом над задней частью крыши. Такие машины, в частности, производили в Чернигове, на заводе «Кинотехника». Всего до апреля 1981 года ­собрали 3179 автомобилей.

ГАЗ‑13С Прототип ГАЗ‑13, 1958 годПрототип ГАЗ‑13, 1958 год
Киносъемочная Чайка ОСАД‑3Киносъемочная Чайка ОСАД‑3 ГАЗ‑13Б

Знак почета

Низким баритоном урчит огромная «восьмерка». Нажимаю кнопку с буквой Д — и ощущаю легкий толчок: включилась первая. Осторожно отпускаю педаль тормоза… Разгон Чайки не поражает стремительностью: 195 сил на две с лишним тонны снаряженной массы — это по нынешним меркам немного. Но ход машина набирает уверенно. А спортивного разгона от огромного седана никто и не требовал, особенно от этого.

Ездовыми повадками Чайка вполне логично напоминает американских ровесников. Машина мягко демпфирует любые неровности, заметно кренится в поворотах, но при аккуратном рулении старательно и, главное, умело обеспечивает пассажирам комфорт. Водителю, конечно, тоже, но он, хоть и сидит на таком же массивном мягком диване и оперирует всего двумя педалями, всё же работает. Вписывать длиннющий седан в повороты непросто, особенно с непривычки. Производительность насоса усилителя рулевого управления зависит от оборотов двигателя — на малых руль заметно тяжелее, чем на высоких. В какой-то момент руль словно «подкусывает», и вдруг он неожиданно становится легким. Тормоза довольно эффективны, а педаль тугая и требует привыкания.

Не столько роскошь, сколько строгость и солидность. Тут место серьезным пассажирам.Не столько роскошь, сколько строгость и солидность. Тут место серьезным пассажирам. Несмотря на наличие откидных страпонтенов, большинство Чаек не имело перегородки в салоне, то есть они были седанами, а не лимузинами.Несмотря на наличие откидных страпонтенов, большинство Чаек не имело перегородки в салоне, то есть они были седанами, а не лимузинами.
Еще одно достижение советского автопрома — электростеклоподъемники.Еще одно достижение советского автопрома — электростеклоподъемники.

Но главное не это. Основное отличие от американских аналогов состоит в том, что Чайка с ее строгим салоном, отделанным серым, цвета офицерской парадной шинели времен СССР, сукном, совершенно не располагает к легкомыслию, навеваемому автомобилями производства США.

Неудивительно, ведь Чайку нельзя было купить — ее можно было только заслужить. По легенде, несколько машин правительство СССР подарило советским знаменитостям, но тоже, скорее, не как частным лицам, а как живым символам могущества социализма. Небольшое количество «тринадцатых» работало в загсах и Интуристе, где они радовали новобрачных и обслуживали высокопоставленных гостей. Но к подавляющему большинству Чаек в СССР прилагался высококвалифицированный немногословный шофер, «униформа» из непременно серых плаща, пальто, костюма, шляпы и каракулевой шапки, просторная квартира (отнюдь не в хрущёвке) с домработницей в придачу, дача за высоким забором и отдых в привилегированном санатории. Строгость и выдержанность салона Чайки прекрасно гармонировала с огромным кабинетом с массивным столом и дубовыми панелями на стенах, украшенными строгими портретами. Потому-то в этой машине нет места панибратской пестроте, характерной для ее заокеанских ровесников.

Полетное задание

Кто бы мог представить, что новинка 1959 года, вполне вписывающаяся, как сказали бы теперь, в тренд автомобильного прогресса рубежа 1950–1960‑х, застрянет во времени, как Челюскин во льдах?

Справа от двигателя — «гармонь» усилителя тормозов, сжимающаяся и разжимающаяся при работе.Справа от двигателя — «гармонь» усилителя тормозов, сжимающаяся и разжимающаяся при работе.

Новый, относительно молодой лидер СССР, сменивший Никиту Сергеевича, успел состариться и одряхлеть, сменились пяток президентов США. В космос слетал уже не только Гагарин, но и экипажи из нескольких человек. На орбите даже состыковались советский Союз и американский Аполлон. СССР наводнили вполне современные для 1970‑х годов Жигули. Даже Волга и ЗИЛ стали совсем другими, а в Горьком продолжали — вплоть до 1981 года! — неспешно (штук по сто пятьдесят в год) собирать ГАЗ‑13, чей дизайн выглядел уже музейным. Впрочем, и традиционные пассажиры Чаек менялись не сильно. Поэтому-то в те годы я и представить себе не мог, что когда-нибудь так близко познакомлюсь с космически недоступной машиной: посижу и за рулем, и даже на номенклатурном заднем диване. А вот ведь, познакомился!

Автомобили хорошо иллюстрируют эпоху, в которой родились. А Чайка просто идеально символизирует свое время.Автомобили хорошо иллюстрируют эпоху, в которой родились. А Чайка просто идеально символизирует свое время.

Редакция благодарит Андрея и Евгения Жариновых за предоставленный автомобиль.

За несколько десятилетий Чайки сыграли в отечественном кино немало эпизодических, но заметных ролей. Как правило, они возили положительных руководителей большого ранга — штатских и военных, иногда дипломатов. Порой черные машины просто мелькали на улицах, побуждая постовых милиционеров торопливо брать под козырек.

«Тридцать три», 1965 год
«Июльский дождь», 1966 год«Июльский дождь», 1966 год«Укрощение огня», 1972 год«Укрощение огня», 1972 год
«Тема», 1979 год«Родня», 1981 год
Крылья Советов: догоняем Америку на Чайке ГАЗ-13Крылья Советов: догоняем Америку на Чайке ГАЗ-13Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Чайка ГАЗ-13 и ее заокеанские прототипы

4 ноября 2018 года

Первая Чайка ГАЗ‑13 — такой же символ промышленного и духовного подъема 1950‑х, как новые кварталы, великие сибирские стройки, совсем иные, чем прежде, фильмы и книги. Ну и, конечно, Чайка, ставшая теперь культовым автомобилем, - это символ мощи советской индустрии, автомобиль, как принято было писать некогда, высшего класса. Машина эта, как известно, не продавалась, ездили на ней только чиновники высокого ранга, приближенные к власти особы, а позднее и некоторые молодожены.

Конечно, даже на рубеже 1960‑х годов было понятно, что Чайку делали по американским лекалам. Но по каким и в какой степени? Написано на эту тему немало, но на многие вопросы внятных ответов по-прежнему нет. Попробуем их найти, разложив ГАЗ‑13 если не на атомы, то хотя бы на молекулы.

Дизайн Чайки поражал советских граждан смелыми аэрокосмическими линиями и богатством декора. Но те, кто был хоть немного знаком с американской автомобильной стилистикой тех лет (а после выставки США, прошедшей в Сокольниках в 1959‑м, таковых стало довольно много), понимали, что именно заокеанские решения стали образцом для советских художников.Дизайн Чайки поражал советских граждан смелыми аэрокосмическими линиями и богатством декора. Но те, кто был хоть немного знаком с американской автомобильной стилистикой тех лет (а после выставки США, прошедшей в Сокольниках в 1959‑м, таковых стало довольно много), понимали, что именно заокеанские решения стали образцом для советских художников.В 1956 году в НАМИ состоялась закрытая (только для специалистов) выставка советских легковых автомобилей и зарубежных моделей, закупленных для изучения в качестве аналогов для перспективных отечественных разработок. Среди них был Packard Patrician, который и послужил основой для разработки дизайна Чайки. Американская фирма уже переживала не лучшие времена, но стилистика ее машин оставалась на достойном уровне. Кроме того, свою роль сыграло давнее уважение к марке, привечаемой высшим руководством страны еще с 1930‑х годов. Так, основные узлы и агрегаты лимузина ЗИС‑110 были копией паккардовских.В 1956 году в НАМИ состоялась закрытая (только для специалистов) выставка советских легковых автомобилей и зарубежных моделей, закупленных для изучения в качестве аналогов для перспективных отечественных разработок. Среди них был Packard Patrician, который и послужил основой для разработки дизайна Чайки. Американская фирма уже переживала не лучшие времена, но стилистика ее машин оставалась на достойном уровне. Кроме того, свою роль сыграло давнее уважение к марке, привечаемой высшим руководством страны еще с 1930‑х годов. Так, основные узлы и агрегаты лимузина ЗИС‑110 были копией паккардовских.Ходовой прототип ГАЗ‑13 появился в 1958 году, к производству приступили в самом начале 1959‑го. Для советского автопрома многое в машине было революционным — в частности, двигатель V8, автоматическая коробка передач (такую, правда, уже применяли на Волге ГАЗ-М21, но не очень успешно), гидроусилитель руля и вакуумный усилитель тормозов, электростеклоподъемники. Семиместный кузов смонтировали на раме. У предыдущего горьковского представительского автомобиля ГАЗ‑12 ЗИМ кузов был несущим, но Чайка, разумеется, получилась тяжелее. Впрочем, полная масса ГАЗ‑13 превышала массу предшественника всего на 185 кг.Ходовой прототип ГАЗ‑13 появился в 1958 году, к производству приступили в самом начале 1959‑го. Для советского автопрома многое в машине было революционным — в частности, двигатель V8, автоматическая коробка передач (такую, правда, уже применяли на Волге ГАЗ-М21, но не очень успешно), гидроусилитель руля и вакуумный усилитель тормозов, электростеклоподъемники. Семиместный кузов смонтировали на раме. У предыдущего горьковского представительского автомобиля ГАЗ‑12 ЗИМ кузов был несущим, но Чайка, разумеется, получилась тяжелее. Впрочем, полная масса ГАЗ‑13 превышала массу предшественника всего на 185 кг.
Важное новшество ГАЗ‑13 состо­яло в том, что его несущая рама — не лестничного типа, а Х‑образная, более легкая. Такой прогрессивной рамы не имели не только Паккарды, но и большинство иных американских автомобилей тех лет.Важное новшество ГАЗ‑13 состо­яло в том, что его несущая рама — не лестничного типа, а Х‑образная, более легкая. Такой прогрессивной рамы не имели не только Паккарды, но и большинство иных американских автомобилей тех лет. Передняя подвеска ГАЗ‑13 традиционная: двухрычажная, пружинная, с телескопическими амортизаторами — такая схема применялась на большинстве автомобилей тех лет. Некоторые американские фирмы, в том числе Packard и Chrysler, увлекались в те годы торсионами. А на Кадиллаки ставили уже и пневматику, причем спереди — в качестве опции. Но для нашей страны такие решения были, конечно, неприемлемы. Сзади у ГАЗ‑13 — традиционные продольные рессоры.Передняя подвеска ГАЗ‑13 традиционная: двухрычажная, пружинная, с телескопическими амортизаторами — такая схема применялась на большинстве автомобилей тех лет. Некоторые американские фирмы, в том числе Packard и Chrysler, увлекались в те годы торсионами. А на Кадиллаки ставили уже и пневматику, причем спереди — в качестве опции. Но для нашей страны такие решения были, конечно, неприемлемы. Сзади у ГАЗ‑13 — традиционные продольные рессоры.
Флагманом автопрома США в те годы была компания Cadillac. Именно ее автомобили в середине 1950‑х годов получили Х‑образную раму, на которую очень похожа (но при этом не является точной копией!) чáйковская.Флагманом автопрома США в те годы была компания Cadillac. Именно ее автомобили в середине 1950‑х годов получили Х‑образную раму, на которую очень похожа (но при этом не является точной копией!) чáйковская.В основе автоматической коробки передач Чайки (а сначала и Волги) лежал агрегат Ford, но очень сильно переделанный. Необычно и эффектно выглядели кнопки управления коробкой передач.В основе автоматической коробки передач Чайки (а сначала и Волги) лежал агрегат Ford, но очень сильно переделанный. Необычно и эффектно выглядели кнопки управления коробкой передач.Фактура панели приборов и сами круглые циферблаты Чайки немного похожи на те, что применялись в середине 1950‑х на автомобилях Packard. Но лишь похожи. Кнопочное управление коробкой передач у Чайки от Крайслера. Именно эта компания некоторое время применяла подобное управление.Фактура панели приборов и сами круглые циферблаты Чайки немного похожи на те, что применялись в середине 1950‑х на автомобилях Packard. Но лишь похожи. Кнопочное управление коробкой передач у Чайки от Крайслера. Именно эта компания некоторое время применяла подобное управление.В основе мотора ГАЗ‑13 — агрегат Chrysler с характерной компоновкой навесных агрегатов — например, генератором в развале цилиндров. Экспериментальный газовский двигатель объемом 4,8 литра, очевидно, вырос из американского мотора V8 объемом 301 куб. дюйм (4,94 л). Диаметр цилиндра и ход поршней — как у мотора ГАЗ‑21: 92х92 мм. Серийный двигатель ГАЗ‑13 ближе к крайслеровскому объемом 354 куб. дюйма (5,8 л, 100×92 мм). Под капотом Крайслера, рядом с двигателем, - вакуумный усилитель тормозов, скопированный для Чайки.В основе мотора ГАЗ‑13 — агрегат Chrysler с характерной компоновкой навесных агрегатов — например, генератором в развале цилиндров. Экспериментальный газовский двигатель объемом 4,8 литра, очевидно, вырос из американского мотора V8 объемом 301 куб. дюйм (4,94 л). Диаметр цилиндра и ход поршней — как у мотора ГАЗ‑21: 92х92 мм. Серийный двигатель ГАЗ‑13 ближе к крайслеровскому объемом 354 куб. дюйма (5,8 л, 100×92 мм). Под капотом Крайслера, рядом с двигателем, - вакуумный усилитель тормозов, скопированный для Чайки.Серийный двигатель ГАЗ‑13 рабочим объемом 5,52 литра (диаметр цилиндра 100 мм, ход поршня 88 мм) имел степень сжатия 8,5 и развивал 195 л.с. На прототипы, как вспоминали создатели автомобиля, ставили экспериментальный 4,8‑литровый агрегат мощностью 180 л.с., унифицированный по поршням с новым мотором ГАЗ‑21. Обратите внимание: справа от двигателя ГАЗ‑13 видна характерная гармошка ­вакуумного усилителя тормозов.Серийный двигатель ГАЗ‑13 рабочим объемом 5,52 литра (диаметр цилиндра 100 мм, ход поршня 88 мм) имел степень сжатия 8,5 и развивал 195 л.с. На прототипы, как вспоминали создатели автомобиля, ставили экспериментальный 4,8‑литровый агрегат мощностью 180 л.с., унифицированный по поршням с новым мотором ГАЗ‑21. Обратите внимание: справа от двигателя ГАЗ‑13 видна характерная гармошка ­вакуумного усилителя тормозов.

Крылья застоя

ГАЗ‑13 Чайка — это в известной мере компиляция достижений американского автопрома, но очень умелая и грамотная. Чайка получилась куда более самобытной, нежели ЗИС‑110. А если немного отвлечься от дизайна, то примерно настолько же самобытной, как ГАЗ‑20 Победа.

Другое дело, что американский автопром шел в те годы семимильными шагами, особенно в части стилистики. Чайка и в конце 1950‑х явно не выглядела прорывной по сравнению с зарубежными аналогами, - а уж в 1960‑е, тем более в 1970‑е, и подавно! Однако машина, которую выпускали до 1981 года, была сделана для совсем другой жизни и совсем иных потребителей…

  • С кого срисовали знаменитую «копейку», узнайте тут.
  • Какие автомобили были в основе ЗИС-110, мы рассказали в этой публикации.
  • Не обошлось без клонирования и при создании Москвича-2141.
  • О том, чьей копией была легендарная Победа ГАЗ-М20, читайте здесь.
  • Запорожец ЗАЗ-965 тоже имеет заграничных родственников.
  • Особенным автомобилям требуется особенный подход. Знания можно почерпнуть из специальной литературы, а ухаживать за ретромобилем проще с качественной автохимией.
Чайка ГАЗ-13 и ее заокеанские прототипы

Фото: из архива автора

Чайка ГАЗ-13 и ее заокеанские прототипыОшибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Автомобиль Чайка, фото

Таких автомобилей, как Чайка, на территории бывшего СССР больше нет и, вероятнее всего, уже не будет никогда. Безусловно, машина страшно диссонировала с тогдашней тотальной нищетой и символизировала роскошь правящей верхушки. В этом, пожалуй, и была основная изюминка этого лимузина. Хотя, в середине 70-х, дорогой товарищ Брежнев лично отдал распоряжение разрешить использование автомобиля ГАЗ 13 Чайка для обслуживания свадебных кортежей. Цена этой роскоши — 50 советских рублей. Волга стоила 20-25 рублей.

Содержание:

Нужна машина для генсека

Автопарк представительских автомобилей любой страны должен состоять по возможности из отечественных автомобилей, если автомобильная промышленность имеет хоть каплю гордости. Гордость у советских автостроителей была, не было денег и возможностей, поэтому все послевоенные годы руководители страны возили себя либо на импортных машинах, либо на ГАЗ 12 (ЗИМ).

В 1955 году ЗИМ уже настолько морально устарел, что никакие внешние доработки и правки не помогали. Нужен был совершенно новый представительский, по меркам СССР, автомобиль. Особенного опыта в постройке таких машин у советских конструкторов не было, поэтому для изучения зарубежного материала для НАМИ были закуплены в Штатах два автомобиля Packard 1956 года выпуска. Модели Patrician и Carribean. Они на фото.

Чайка или Паккард?

Собственно, можно долго рассказывать о творческом конкурсе, который устроил завод, о целой толпе советских дизайнеров и конструкторов, которые разрабатывали кузов новинки, но автомобиль Чайка фото которого рядом с Паккардом можно и перепутать, считается исключительно советским изобретением и не имеющим никакого отношения к автомобилям из США.

Даже с точки зрения конструкции двигателя, на инженеров внезапно нашло озарение. Старый мотор от ГАЗ 12 (ЗИМ), допотопная рядная шестерка, построенная на основе мотора Додж 40-х годов, не вписывался в концепцию нового представительского автомобиля. Его заменили на новый, внезапно разработанный советскими инженерами, имена которых называть мы не станем.

Технические характеристики ГАЗ 13

Двигатель был V-образным с 8 цилиндрами, имел 5,5 литра объема и около 190 лошадиных сил. По большому счету, это был крайслеровский V-8, адаптированный под поршневую автомобиля ГАЗ 21. Двигатель получился настолько универсальным, что позже его же установили на грузовик ГАЗ 53, ГАЗ 66 и на некоторые бронетранспортеры.

Вместе с двигателем внезапно изобрелась гидромеханическая коробка передач-автомат, которая параллельно устанавливалась на некоторые варианты автомобиля ГАЗ 21. Все это было установлено в рамный кузов с Х-образной силовой частью, как в американских автомобилях того времени. Кроме этих невероятных для советского автомобилестроения новшеств, в конструкции Чайки применили:

  • гидроусилитель руля;
  • вакуумный усилитель тормозов;
  • четырехкамерный карбюратор повышенной производительности;
  • электрические стеклоподъемники;
  • бескамерные шины;
  • радиоприемник с автопоиском.

В 1957 году было собрано несколько предсерийных автомобилей, которым предстояло пройти испытательный пробег длиной в 21 тысячу километров. После определенных доводочных работ, в 1958 году автомобиль отправился на выставку Экспо-58 в Брюсселе, а уже с 1959 года начался серийный выпуск Чайки ГАЗ 13.

Модификации Чайки

Внешне все модификации Чайки фактически без изменений повторяли те самые Паккарды. Остались нетронутыми даже задние фонари, декоративные элементы передней части автомобиля. Осталась и V-образная поперечина на радиаторе, только Паккард и ГАЗ вкладывали в нее разный смысл. На ГАЗе говорили, что это символ парящей чайки, а для Паккарда это было символом мощного двигателя V-8.

Автомобиль выпускался в нескольких модификациях. Базовая модель — ГАЗ 13, кабриолет со складывающимся тентом и электрогидравлическим приводом ГАЗ 13Б. У этого автомобиля складная крыша занимала определенное место в задней части салона, поэтому кабриолеты могли принять на борт только шесть пассажиров. По разным оценкам кабриолетов Чайка было выпущено не более 20 экземпляров.

По заказу Министерства обороны выпускалась модификация с перегородкой между водительским и пассажирским отсеками, ГАЗ 13А. На мощностях завода РАФ выпускался санитарный вариант автомобиля, ГАЗ 13С. Визуально он никак не отличался от Чайки в кузове универсал, разница была только в оборудовании в салоне.

Примечательно, что о цене автомобиля даже говорить было бесполезно. Чайки могли быть подарены выдающимся деятелям СССР, но каждая машина стояла на учете и сервис проводился только в специализированных закрытых ведомственных автопарках. Параллельно с Чайкой ГАЗ 13 завод освоил выпуск более современной модификации, ГАЗ 14, однако автомобиль также был калькой американских представительских седанов, но особой популярности так и не получил. За все время выпуска, с 1959 по 1978 год было выпущено около 3120 экземпляров Чайки первого поколения.

Большинство автомобилей работает до сих пор в свадебных кортежах, но ниаболее хорошо сохранившиеся экземпляры находятся в частных музеях и коллекциях.

ladamaster.com

Важная птица: история разработки ГАЗ-13 Чайка - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал

Кстати, развенчавший культ личности Сталина Никита Сергеевич Хрущев тоже использовал в качестве транспортного средства американскую технику. В личном пользовании будущего Первого секретаря ЦК КПСС с 1944 по 1949 годы был трофейный Cadillac Fleetwood 75 из винницкой ставки Гитлера.

Именно поэтому, не считая доставшегося по репарациям после окончания Второй мировой войны немецкого завода по производству Опелей под названием Москвич-400, в СССР при разработке новых моделей ориентировались на американскую автомобильную промышленность в качестве точки отсчета. Особенно, если речь шла об автомобилях высокого класса – что-что, а производить комфортабельные и высококлассные машины «янки» умели как никто другой в мире.

Немудрено, что и довоенные ЗИСы, и более поздний ЗИМ недвусмысленно походили на продукцию заокеанского автопрома как внешним обликом, так и конструкцией.

Однако к середине пятидесятых годов этот крупный и весьма представительный седан откровенно устарел. Ведь американская мода была очень быстротечной – в битве за пресыщенного покупателя конструкторы, художники и технологи различных производителей устроили настоящую «гонку вооружений», выпуская все новые и новые модели ежегодно.

Уже к началу пятидесятых среднеразмерные американские седаны ощутимо прибавили в габаритах, став не только длиннее, но и шире. Вдобавок многолитровые моторы стали еще мощнее и объемнее, а во внешности все явственнее стали проступать авиационные и даже аэрокосмические мотивы. Большие панорамные стёкла с сильными «загибами», обилие хрома, длинные «кили» задних крыльев, своеобразные «прицелы» на бамперах – все это приметы пятидесятых годов, которые к концу десятилетия достигли своего апогея.

Однако вернемся в СССР. Действительно, ЗИМ походил на американские седаны пяти-, а то и семилетней давности – по «их» меркам, уже даже не вчерашний, а позавчерашний день. На фоне новейших дредноутов советский седан выглядел уже не представительским щеголем, а этаким простоватым пенсионером.

Да и технически советский автомобиль уже заметно проигрывал новейшим заокеанским аналогам – к примеру, его 3,5-литровый мотор развивал всего 90 л. с. – возможно, достаточно по меркам сороковых годов, но… его максимальная скорость составляла 120 километров в час, а разгон до сотни занимал умопомрачительные по длительности 37 секунд. С одной стороны, номенклатурной «персоналке» и не подобало носиться стремглав, но и конструкторам, и потенциальным пользователям не хватало запаса динамики, чтобы «в случае чего» черное тело ЗИМа могло быстро домчать своего высокопоставленного пассажира за заседание совмина.

Хэлло, Америка!

Работу над новым советским лимузином предваряло важное событие – приобретение парочки Паккардов – Caribbean и Patrician. Их тщательно изучили как сотрудники научно-исследовательского института НАМИ, так и конструкторы ГАЗа и ЗИЛа. Кстати, этим объясняется некая схожесть первой Чайки ГАЗ-13 и ЗИЛ-111 между собой – просто оба эти автомобиля неуловимо походили на американский «исходник».

Новый горьковский автомобиль должен был стать не только современнее ЗИМа: в процессе работы над будущей Чайкой конструкторам нужно было избавиться от характерных «болячек» ГАЗ-12. Во-первых, эта машина была слишком тяжеловесной в управлении для водителя, во-вторых, довольно шумной для своего класса и целевого назначения. По итогам нескольких лет эксплуатации были замечания и по ходовой части, и по долговечности кузова ЗИМов.

Горьковские конструкторы А. Просвирин и Н. Юмашев не подвели: Чайка не только выглядела совершенно иначе, чем её предшественник, но и существенно отличалась от ЗИМа по технической части.

Вместо не слишком оправдавшего себя несущего кузова на новом лимузине применили отдельную Х-образную раму, к которой через резиновые проставки крепился эффектный по дизайну кузов – работа художника Б. Лебедева.

Среди других инноваций – автоматическая трансмиссия с кнопочным переключением диапазонов, гидравлический усилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов, бескамерные шины... Такой впечатляющий набор современных новшеств обеспечивал лёгкость управления Чайкой и высокий уровень комфорта, как и подобает автомобилю представительского класса.

Конструкция Чайки по меркам тех лет была весьма прогрессивной

Понятно, что новая машина требовала принципиально другого «сердца». Не мудрствуя лукаво, конструкторы использовали в качестве прототипа мотор Chrysler V8, но в целях унификации применили поршневую группу и газораспределительный механизм ГАЗ-М-21 Волга, «умножив на два» количество цилиндров. Такая V-образная восьмерка объемом 4,89 литра выдавала 180 л. с., однако ходовые испытания опытных образцов показали, что мощность нужно поднять до уровня около 200 л. с. Это было достигнуто увеличением рабочего объема до 5,5 л, а итоговая мощность двигателя ГАЗ-13 с «мокрыми» гильзами и центробежным масляным фильтром составила 195 «лошадок».

Интересная деталь: восьмицилиндровый двигатель представительской Чайки оказался настолько хорош, что его в модернизированном виде стали устанавливать на горьковские грузовики ГАЗ-53А и ГАЗ-66.

Хватало и «электрических» новшеств, среди которых моторизованные стеклоподъемники, а также пятидиапазонный радиоприёмник с автоматической настройкой и электроприводом штока антенны. По сути, Чайка вобрала в себя практически все возможные достижения лучших образцов мирового автопрома – разумеется, речь идёт об американских седанах тех лет, поскольку после Второй мировой войны в Европе были в ходу утилитарные и даже в чем-то примитивные автомобили, на которые создателям «персоналки» было ориентироваться не с руки.

Наш лауреат

Летом 1957 года был собран первый опытный образец ГАЗ-13, который отличался комбинированной окраской – светло-кремовый верх и тёмно-вишневый низ. В некоторых деталях отделки прототип практически полностью повторял паккардовские решения – это касается и знаменитой «чайки» на решетке радиатора, которой машина, собственно, и обязана своим названием. При этом на Packard характерная «птичка» указывала всего лишь на V-образность двигателя.

Предсерийный прототип отличался «игривой» цветовой гаммой

Использовавшиеся в «натурных» испытаниях более поздние опытные образцы 1958 года несколько видоизменились в мелочах – практически в таком виде Чайка и встала на конвейер в начале 1959 года.

Разумеется, производство ГАЗ-13 изначально было мелкосерийным и было приурочено к знаменательному событию – ХХI съезду ЦК КПСС, знаменитому тем, что на нем провозгласили окончательную победу социализма в СССР и курс на коммунизм к 1980-м годам. Что же до Чайки, то она еще годом ранее в предсерийном исполнении получила престижную международную награду – Гран-при на Всемирной промышленной выставке ЭКСПО-58 в Брюсселе.

ГАЗ-13 на выставке

Без лишней скромности: Чайка получилась действительно отличным автомобилем, за что её дизайнеры и конструкторы и были отмечены европейскими профессионалами.

Новинку демонстрировали и на других выставках – как на отечественной ВДНХ, так и в Европе и США.

Тем временем игривая цветовая гамма предсерийных прототипов уступила место «протокольному» черному цвету. Оно и понятно – автомобилю надлежало «трудиться на службе» в различных министерствах, обкомах, где автомобиль, по заветам Генри Форда, мог быть любого цвета при условии, что он чёрный.

Вскоре после начала выпуска Чайки стали не только обслуживать партийно-номенклатурную элиту СССР, но и работать в различных представительствах советского государства за рубежом. Да и практически половина дипломатического корпуса Москвы в шестидесятые годы ездила на Чайках – послы и консулы Финляндии, Венгрии, ГДР, Болгарии, Монголии, КНДР, Эфиопии, Индонезии и многих других стран использовали ГАЗ-13 в качестве служебного транспортного средства. Более того – один лимузин горьковского автозавода даже попал в автопарк американского посольства!

ГАЗ-13

Обновление

Уже через несколько лет после начала выпуска, в 1962-м, машину обновили в мелочах: Чайка получила новый карбюратор К-114, иные колпаки и другую отделку салона. В следующем десятилетии на ГАЗ-13 начали устанавливать двухконтурную тормозную систему, ремни безопасности и транзисторный радиоприёмник с коротковолновым диапазоном. Кроме того, для отделки интерьера вновь стали применять другие материалы горчичного цвета вместо прежнего серо-зелёного.

Интерьер ГАЗ-13 за всё время выпуска изменялся весьма незначительно

Минимальные нововведения объясняются просто: и технически, и по дизайну Чайка была выполнена столь хорошо и цельно, что практически не нуждалась в доработках. Интерьер по меркам шестидесятых годов смотрелся современно, стильно и даже роскошно, соответствуя уровню американских аналогов даже в самых мелких деталях. Вдобавок «основной потребитель» ГАЗ-13 был не только консерватором, но и… пребывал на работе, то есть находился в салоне Чайки по долгу службы.

На фоне Волги Чайка смотрелась солидно и внушительно

К слову, номинальная «семиместность» вместительного салона не предполагала постоянное использование Чайки для перевозки такого количества пассажиров. Ведь тонкие откидные страпонтены по центру салона предназначались для сопровождающего персонала (охраны) высокопоставленных лиц, которые должны были размещаться на комфортабельном заднем диване. К их услугам – пепельница, веревочные поручни и поворачивающиеся форточки в задних окнах – негусто по меркам нашего времени, но вполне достаточно для непродолжительной поездки в служебных целях.

На «приставных стульчиках» сидели сопровождающие лица

Отдельно о дизайне. Несмотря на очевидное сходство с заокеанскими прототипами, Чайка получилась самобытной, лишенной ощущения «цельнотянутости» с Паккардов хотя бы и по той причине, что один из них, Patrician, был четырёхоконным седаном, а не лимузином с длинной базой, а Caribbean – и вовсе двухдверным хардтопом без центральной стойки. Благодаря большим габаритам массивный кузов смотрелся внушительно, но при этом весьма динамично. Это ощущение усиливало обилие хромированных элементов и отрицательный угол наклона многих деталей. Длинный шестиоконный кузов был не лишен некоей чопорности, но при этом не воспринимался чрезмерно грузным и тяжеловесным.

Packard Patrician, ставший прообразом ГАЗ-13 Панель приборов Caribbean с кнопочным селектором автомата: очень, очень похоже на Чайку. Точнее, наоборот.

Вариации и закат

Кроме традиционных трехобъемников, существовало несколько необычных разновидностей Чайки. Самая, пожалуй, известная – это «черный доктор» – медицинский универсал ГАЗ-13С, построенный на базе обычной машины по заказу Минздрава. «Кремлёвки» выполняли роль неотложек для высокопоставленных лиц – как действующей партийной элиты и членов их семей, так и заслуженных номенклатурных работников. К еще более редким модификациям относятся частично открытые Чайки, кузова которых переоборудованы в ландо и фаэтоны.

А вот серьезным модернизациям ГАЗ-13 так и не подвергался – несмотря на попытку уже в 1961 году выпустить более современную версию автомобиля с иным решением передней части в стиле более современных «американцев», вплоть до 1981 года Чайка так и выпускалась в неизменном виде.

«Новое лицо» с четырьмя круглыми фарами на ГАЗ-13 так и не прижилось

Уже после заката «партийной карьеры» ГАЗ-13 у советских граждан появилась возможность посмотреть на мир сквозь стёкла Чайки со стороны салона: списанные из ГОНов автомобили эксплуатировались ЗАГСами в качестве свадебных лимузинов и пользовались стабильным спросом у молодоженов.

С 1977 года прежняя Чайка выпускалась параллельно с ГАЗ-14 – следующим поколением представительского лимузина из Горького. При этом с выходом «четырнадцатой» прежняя модель заняла более низкую позицию в негласной табели о рангах, хотя по-прежнему эта машина являлась средством передвижения для высокопоставленных чиновников. В частные руки, разумеется, Чайки не попадали в принципе, не считая редких исключений вроде писателя Михаила Шолохова или первой покорительницы космоса Валентины Терешковой.

Собственной персоной: Леонид Брежнев возле ГАЗ-13 Кортеж генсека: ЗИЛ-фаэтон в окружении десятков Чаек

Ежегодно на ГАЗе собирали примерно полторы сотни Чаек ГАЗ-13, а всего за двадцать с небольшим лет удалось выпустить чуть больше трёх тысяч экземпляров, из которых до наших дней дожили считанные единицы, и их стоимость сами хозяева измеряют десятками тысяч долларов.

В начале восьмидесятых годов устаревшая модель была полностью вытеснена более современным ГАЗ-14, заслуживающим отдельного рассказа. Ну а часть менее важных пассажиров пересела с отслуживших своё Чаек на новую «персоналку» модели ГАЗ-3102, о которой мы также рассказывали не так давно. Наконец, в СССР существовала и та «каста неприкасаемых», которая и вовсе ездила на московских лимузинах, выпущенных на заводе ЗИЛ. О них тоже поговорим как-нибудь в следующий раз.

www.kolesa.ru

Категории

«Чайка» - была настоящей «синей птицей» в руках СССР. Работая над новой моделью, конструкторы пытались создать служебный автомобиль класса «люкс». Так и вышло, ведь на «Чайке» в то время ездили многие министры, первые секретари обкомов, богатейшие люди Советского Союза, а также – этот автомобиль было принято дарить самым известным людям мира или предоставлять Дворцам Бракосочетания (уж настолько красивым и парадным был дизайн этой модели). Все остальные граждане имели возможность любоваться этим автомобилем либо с улиц, либо с картинок журналов.

Участие Чайки в государственных парадах

Немного истории о ГАЗ-13

Официально многосерийное производство Чайки началось с конца 1959 года, но в начале 1958 года все же был представлен первый экземпляр «Э-2», который разрабатывали в экспериментальном режиме специально для международной выставки «ЭКСПО-58», которая проходила в Германии. Этот образец отличался пастельно-бирюзовым цветом, эмблемой в виде чайки на капоте и дизайном, практически аналогичному «Паккарду» (именно последний фактор принудил конструкторов заметно модернизировать кузов в дальнейшем).

ГАЗ-13 «Чайка»

За создание этой «птицы» взялись самые опытные инженеры, конструкторы и испытатели: Н. А.Юшманов, В. В. Гнетнев, М. Мокеев, В.С. Соловьев, О. И. Пелюшенко и т.д. Именно они привнесли в Чайку много новинок, о которых раньше в Советском Союзе даже не говорили. Сюда можно отнести мощнейший верхнеклапанный двухрядный 5.5 литровый двигатель, автоматическую коробку передач, четырехкамерный усовершенствованный карбюратор, усилитель тормозов, гидроусилитель руля, возможность поднимать и опускать стекла с помощью кнопок и многое другое (о них мы поговорим ниже). Кстати, рама автомобиля стала Х-образная, на которой уже не было лонжеронов, а сам кузов крепился в 16-ти точках. Чайки были достаточно габаритными автомобилями, ведь, как правило, в салоне было три ряда сидений, рассчитанных на 7 человек, как минимум. Не смотря на это, усовершенствованная система отопления отлично обогревала такой большой салон, а встроенный бардачок, электроприкуриватель, пепельницы, качественный радиоприемник и мощные задние динамики только увеличивали комфорт, делая пребывание в автомобиле настоящим наслаждением для того времени.

Панель управления Чайки

В начале 60-х ХХ века в Латвии, по индивидуальному заказу главы Минздрава, «Чайка» была переоборудована под медицинский автомобиль. У них был более просторный салон, специальные носилки, большой круглый салонный фонарь, а также – были усилены задние рессоры. Этот автомобиль называли «кремлевскими чайками», ведь они обслуживали исключительно чиновников, большевиков и «первых» людей Советского союза. Кстати, во многих источниках можно еще встретить Чайку «ослобык», которая также переоборудовалась по индивидувальному заказу военного генералитета. Так как Чайка была автомобилем для высшего общества, то средним чиновникам их иметь было несколько опасно. Обладая хорошей смекалкой, военные нашли выход – это взять кузов знаменитого «ЗИМа», сохранив, при этом, салон и техническую «начинку» от Чайки.

Медицинская Чайка, 1982 год

Первую серьезную модернизацию Чайка получила в середине 1962 года, которая коснулась не только внешнего вида, но и технических характеристик. Ее комфортабельность возросла за счет нового приемника с регуляторами на заднем диване, и более дорогой обивки салона в приглушенно-зеленых тонах. Дизайнеры поставили на колеса новые диски, а вместо старого карбюратора К-113, поставили более производительный К-114. В 1963 году конструкторы сделали передние фары цельными, немного изменили форму бамперов и улучшили бамперную облицовку. В таком виде «Чайка» кружила на просторах Советского Союза около 10 лет, не вызывая никаких нареканий даже со стороны самых требовательный ее покупателей.

ГАЗ-13 «Чайка» 1959-1981 гг

Уже к началу 70-х гг. ХХ столетия дизайнеры вновь принялись за модернизацию. На этот раз на ГАЗ-13 были установлены уникальные боковые зеркала с ножкой и возможностью регулировки положения. Спустя несколько лет в салоне появилась деревянная обивка, для диванов использовался качественный велюр светло-коричневого цвета, а также – был установлен новый транзисторный радиоприемник. Таких экземпляров сошло с конвейера совсем немного, и один из них до сих пор украшает музей завода имени Молотова. Вскоре производство ГАЗ-13 прекратилось. На смену им пришли новые «Чайки» под артикулом ГАЗ-14.

Создание автомобиля ГАЗ-13

За всю свою историю выпуска Чайка прошла одно из главных испытаний – это по-настоящему всемирное признание, любовь и уважение. Этот автомобиль заслужено получил звание «самый красивый автомобиль ХХ столетия» и «лучший лимузин Советского Союза». За 19 лет производства было выпущено всего 3179 экземпляров. Это и не странно, ведь Чайка имела представительский класс и не предназначалась для массового пользования.

С самого начала между создателями разгорелся спор о том, как назвать ГАЗ-13 – «Чайкой» или «Стрелой». Но после того, как один из инженеров произнес «Если есть Волга, так значит, над ней должна парить Чайка», выбор стал очевиден. Пожалуй, самым сложным процессом в создании ГАЗ-13 – это была разработка дизайна. 

Чертежи кузова Чайки

Работа началась со средины 50-х, и тогда автомобиль еще не имел козырьков над передними фарами, имел много общего с кузовом знаменитой «Волги», а передний бампер почти повторял бампер ЗИЛ-111. В конечном итоге получился не очень удачный вариант, поэтому скульптор Лебедев и автоконструктор Дуарте принялись переделывать ГАЗ-13, в надежде создать что-то новое и не похожее ни на что иное. Уже в 1957 году было изготовлено 2 опытных экземпляра, отличия которых заключались лишь в объеме двигателя. Они проходили испытания на сложных дорогах Украины, России и горных дорогах Кавказа, общей длиной не менее 21000 км. И вот уже 19 января 1959 года Горьковский завод спустил с конвейера первую «Чайку», которая никогда не оставалась без внимания всех прохожих.

Производство Чайки

Первая серия Чаек имела некоторые отличия от всех последующих, и первым делом это касалось самой эмблемы. Этот автомобиль уже с первых лет своей «жизни» принимал активное участие практически во всех зарубежных выставках (Брно, Будапешт, Женева, Нью-Йорк, Лейпциг и Мехико и др.). Одной из первых самых крупных выставках, на которых участвовал ГАЗ-13 была выставка-конкурс «Гран-При», которая проходила в Германии (город Брюссель). Там было представлено три модификации – это ГАЗ-13А (седан с внутренней перегородкой), ГАЗ-13С (медицинский автомобиль) и ГАЗ-13Б (кабриолет). Кстати, отталкиваясь от медицинского универсала, немного позже был создан образец катафалка, которому так и не было суждено пойти в массовое производство.

Двухцветная Чайка, изготовлена для выставки Гран-При

В конце 1959 года в Нью-Йорке был представлен уникальный экземпляр «Чайки» в черном цвете с тканевой обивкой салона, которая имела оригинальный шахматный принт. Если рассматривать «жизнь» Чайки в хронологическом порядке, первое перевоплощение автомобиль ощутил уже в 1961 году, когда на Горьковском заводе принялись за разработку кабриолета, который получил артикул «13Б». В этом же году, на несколько месяцев позже, вышел в свет знаменитый лимузин, имеющий цельную перегородку от водителя. Эти автомобили выпускались, как правило, только по индивидуальным заказам и в соответствии с прихотями «первых лиц» Советского Союза (это касалось даже дизайна салона и цветовой гаммы). Лимузинов сходило с конвейера не более 150 экземпляров в год. Через год, в 1962 году, основной седан полностью модернизировался и получил «новый облик» как изнутри, так и внешне. К 1970 году, Чайка уже обзавелась зеркалом заднего вида. В последней «фазе жизни» конструкторы немного сбавили обороты над производством ГАЗ-13 и принялись за новый ГАЗ-14. Хотя в этот период все-таки решили переделать салон, добавив туда натуральные материалы, более красивую обивку и прочее (который, в принципе, был очень похож на салон ГАЗа-14).

Кабриолет «Чайка», 1961-1962 гг

Сравнивая с другими автомобилями, такими как ЗИМ, Победа или МЗМА-402, ГАЗ-13 «Чайка» не была автомобилем свободной продажи и никогда не имела определенной стоимости. Но из некоторых источников было известно, что, когда цена других автомобилей колебалась от 16 до 40 тысяч рублей, то цена Чайки была не менее 100 тысяч рублей. Кстати, Чайка имела и еще одну важную особенность – это лимит на пробег, который устанавливался в обязательном порядке. После того, как автомобиль «накатает» определенное количество километров, ему либо полностью меняли моторную часть, либо перекрашивали в белый цвет и передавали в центры бракосочетания. Кстати, и сейчас, в ХХI веке, Чайка является одним из самых востребованных автомобилей на свадьбе.

Но если говорить в общем, то «Чайка» была настоящей звездой своего времени, ведь она всегда участвовала в парадах, праздниках, ее подавали приезжим дипломатам, политикам и людям высшего общества, а также – официально передавались в «Интурист» в качестве автомобиля для vip-туристов. Чайки были настоящим «лицом» Советского Союза – они были во всех посольствах СССР за границей. ГАЗ-13 – это большая редкость в наши дни, ведь во время всего периода производства было выпущено около 3000 экземпляров (из которых 20 универсалов и не более 8-ми кабриолетов).

Технические характеристики ГАЗ-13 «Чайка»

Год выпуска1959-1978 гг.
Тип кузова4-х дверной седан (лимузин - 7 мест, фаэтон – 6 мест)
Двигатель/объем/мощностьЗМЗ-13 V8/5520см3/4200 об.мин
Расход топлива14-21 л/100км
Бак для топлива80 л
Приводзадний
КПП3-х ступенчатая гидромеханическая АКП
Задний мостлитой, с цельным картером
Карбюратор4-х камерный, с падающим потоком
Система вентиляцииОткрытая
Тормоза передн./задн.Дисковые/Барабанные
Подвеска передн./задн.Независимая/зависимая
Амортизаторы2-х стороннего действия, гидравлические и телескопические
Шины8,5х15, бескамерного типа
Разгон до 100 км/ч20 секунд
Макс. скорость160 км/ч
Габариты д/ш/в, 5600/2000/1620 мм
Колесная база3250 мм
Колея задняя/передняя1530/1540 мм
Дорожный просвет180 мм
БезопасностьБлокировка дверей, ремни безопасности, очистители фар, противотуманные фонари
Масса2100 кг
Масса полн.2625 кг
Смотрите полные характеристики ГАЗ-13
Взгляд на «Чайку» изнутри

Конструкторы наградили Чайку 8-ми цилиндровым верхнеклапанным двигателем V8. Все блоки и головки цилиндров изготовлены из прочного сплава алюминия, тогда, как сами гильзы съемные и изготовлены из чугуна. Пять подшипников коренного типа имеют специальные вкладыши и держат коленчатый вал с шатунными шейками, имеющими по 2 шатуна каждая. Поршни установлены спереди и соответствуют движению автомобиля, а изготовлены они, как и двигатель, из алюминиевого сплава. Комбинированная смазка двигателя обеспечивает смазывание подшипников коленчатого и распределительного валов. Все остальные детали смазываются путем разбрызгивания. Шестеренчатый масляный насос имеет две секции – из одной масло подается в двигатель, а с другой – в радиатор и фильтр. Открытая система вентиляции Чайки обеспечивала эффективное устранение отработанных газов, которые негативно влияют на состояние масла. Система сжигания Р-13 имела октан-корректор и вакуумный и центробежный регуляторы.

Карбюратор будем рассматривать более новый, то есть К-114, который начал устанавливаться с 1962 года. На то время это была достаточно мощная модель вертикального типа на 4 камеры. По сути, он мог полностью заменить два 2-х камерных карбюратора. Он работал таким способом, что когда автомобиль двигался со средней скоростью и средней нагрузкой, то топливо подавалось только из двух камер. Как только Чайка переходила на повышенную передачу или заметно увеличивалась нагрузка, то в работу подключались и две остальные камеры. Сами камеры расставлены попарно и каждая их них имеет собственную поплавковую камеру, предназначены для контроля уровня топлива через небольшое окошко. Вторая пара камер имеет аналогичную конструкцию, но дополнительно комплектуются ускорительным насосом, воздушной заслонкой и системой холостого хода (регулировать которую можно только с исправным зажиганием и на хорошо прогретом двигателе автомобиля). Карбюратор Чайки имеет крышку, которая крепиться на 8-ми основных болтах и 2-мя дополнительными винтами. Гидротрансформатор ГАЗ-13 состоит из реактора, насосного колеса и турбины. Он крепиться к коленчатому валу. АКП Чайки имеет ряд шестеренок планетарного типа, которые в сумме дают три основных передачи и задний ход автомобиля. За переключение передач отвечают два ленточных тормоза и два дисковых сцепления. При зажигании, срабатывают два насоса, которые обеспечивают смазкой тормоза, сцепление, самой коробки и гидротрансформатора. Для того, чтобы передачи переключались плавно и вовремя, установлены система гидравлического управления и силовой регулятор. От водителя требуется лишь нажимать на соответствующие кнопки, а именно: Н – запуск, холостой ход и нейтральная передача, Д – движение, T – тормоз, ЗХ – задний ход.

Основные модификации ГАЗ-13 «Чайка»

ГАЗ-13 — самая первая и самая распространенная модификация. Она имела универсальный 4-х дверный салон и три дивана в салоне.

ГАЗ-13А — 4-х дверный универсал с тремя рядами сиденьев и перегородкой между водителем и салоном для пассажиров. Производство исключительно по спецзаказу Минобороны в ограниченных количествах.

ГАЗ-13Б — 2-х дверных кабриолет (в некоторых источниках этот кузов называют «фаэтон»). Мягкая крыша поднималась и опускалась с помощью гидравлической системы. Рамки стекол заменяла металлическая окантовка. автомобиль рассчитан на 6 пассажирских мест.

ГАЗ-13Б кабриолет

ГАЗ-13С - медицинский седан-универсал с перегородкой между водителем и салоном и складными носилками. Ручная сборка по индивидуальным заказам, поэтому каждая модель имела те или иные отличия. В наше время сохранилось 12 экземпляров из 20-ти выпущенных.

ГАЗ-13С

Интересные факты о автомобиле

1. Оригинальный цвет ГАЗ-13 «Чайка» - это черный. Единственная белая Чайка была изготовлена по спецзаказу и подарена Валентине Терешковой, красная – у главы управления пожарной охраны. Двухцветные Чайки были изготовлены исключительно для Брюссельской выставки Гран-При.

2. Чайку изготовили, отталкиваясь от двух самых популярных автомобилей – это седан Packard Patrician и кабриолет Packard Caribbean. В этом можно убедиться, изучая самые первые модификации ГАЗа-13, которые имели множество заметных сходств. В дальнейшем их постепенно искоренили.

2-х дверный кабриолет Packard Caribbean, который стал примером для создания Чайки

3. Чайка всегда считалась почетным подарком от главы СССР и вручалась только избранным. Так, Хрущев успел подарить ее Михаилу Шолохову, Юрию Гагарину, Галине Улановой, Фидель Кастро и Валентине Терешковой.

4. Первый секретарь ЦК КПСС Белорусии П. М. Машеров во время рабочей поездки погиб именно в своей новоприобретенной Чайке. Случилось это в 1980 году.

5. По спецзаказу Мосфильма было изготовлено несколько экземпляров съемочных Чаек. На задней части кузова крыша срезалась таким образом, чтобы там можно было установить кинотехнику. Под технику также переоборудовался и передний бампер автомобиля.

Также рекомендуем посмотреть историю автомобиля ГАЗ М20 Победа

avtoclassika.com

ГАЗ-RAF-13С – редкая санитарная версия «Чайки» только для вождей

В Советском Союзе старались не акцентировать внимание общественности на состоянии здоровья вождей. Но члена ЦК КПСС не повезешь в больницу на обычном «рафике» – ему по статусу положено передвигаться на более «серьезном» автомобиле. Для сановных пациентов пришлось создавать специальные машины скорой помощи, окрашенные в «протокольный» черный цвет. Эти автомобили получили прозвище «черный доктор».

Номенклатурный вариант

В 1953 году, согласно постановлению Совета министров СССР, лечебно-санитарное управление Кремля было реорганизовано в Четвертое управление Министерства здравоохранения СССР. Через 11 лет на Воздвиженке появилась спецполиклиника (спецотдел) по обслуживанию высших государственных и партийных руководителей, членов Политбюро ЦК КПСС.

Первое время спецполиклинику обслуживали обычные медицинские автомобили ГАЗ-12Б и ЗИС-110. Они более-менее справлялись с возлагаемыми на них функциями, поскольку были выполнены на базе автомобилей большого и высшего класса. Но в начале 70-х годов машины этих марок уже считались порядком устаревшими как физически, так и морально.

 Требовалось срочное обновление парка, тем более что в январе 1973-го произошла очередная реорганизация: спецполиклинику объединили с Первой больницей. Медицинский комплекс получил официальное название «Объединенная спецбольница с поликлиникой» Четвертого Главного управления при Минздраве СССР, а неофициальное «Кремлевская больница», или просто «кремлевка».

Новой медицинской организации, в которой в разное время лечились все руководители нашей страны и стран социалистического лагеря, потребовался и новый специализированный медицинский транспорт.

Новые машины не предназначались для оказания экстренной медицинской помощи или реанимационных действий только для перевозки клиентов Кремлевской больницы при вынужденной госпитализации.

Если высокопоставленный пациент нуждался в реанимации, использовался реанимационный автомобиль ЗИЛ-118А «Юность», созданный при участии специалистов Института имени Склифосовского.

Тем не менее, спецмашины должны были иметь на борту минимальный набор необходимого медицинского оборудования. В салоне предусматривалось место на носилках для перевозки пациента в лежачем положении, а также места для сопровождающего медицинского персонала.

Новые спецавтомобили просто обязаны были соответствовать высокому статусу пациентов, но при этом не бросаться в глаза, не привлекать к себе лишнего внимания, поэтому решено было окрашивать их в черный цвет. На спецмашинах не должно было быть ни надписей, ни опознавательных знаков, которые обычно наносятся на «гражданские» автомобили скорой медицинской помощи.

Кроме того, салон огромных черных лимузинов по всему периметру предполагалось закрыть шторами: зашторенные окна, если и обращали на себя внимание прохожих, то хотя бы позволяли скрыть истинное назначение автомобиля.

Еще одна особенность партийной номенклатуры: членам Политбюро и ЦК КПСС по статусу полагались автомобили ЗИЛ, всем остальным, рангом пониже, «Чайки». Естественно, что медицинские автомобили для Четвертого управления Минздрава тоже соответствовали номенклатурной иерархии.

«Чайки» над Ригой

Логично, если бы заказ на изготовление штучных экземпляров медицинских автомобилей получили заводы изготовители базовых шасси: ЗИЛ и ГАЗ. С Заводом имени И. А. Лихачева так и получилось – здесь самостоятельно готовили свою «санитарку», благо опыт постройки подобных автомобилей на предприятии был.

А вот с изготовлением медицинских «Чаек» на ГАЗе «не срослось»: в тот момент Горьковский автозавод был переполнен заказами по освоению новой техники, в том числе для армии.

Возможно, именно под этим предлогом горьковчане сумели отвертеться от нежеланного заказа, а может быть, наверху просто вовремя вспомнили про Рижскую автобусную фабрику (РАФ), у которой был опыт массового производства санитарных микроавтобусов для всей страны.

После переезда основного производства РАФ на новую территорию в Риге остался цех малых серий с соответствующими мощностями. В этом цеху работали модельщики и жестянщики очень высокого класса их услугами и собирались воспользоваться при постройке нового медицинского спецавтомобиля.

Когда началась история необычных «Чаек»? Точной даты уже никто не вспомнит, но, скорее всего, в 1973 году на Рижский опытный автобусный завод пришло письмо с красной полосой. Такие послания обычно приходили из ЦК или правительства и чаще всего содержали необычные заказы срочные и сложные. Так оказалось и на этот раз.

Из письма следовало, что РАФу необходимо построить на базе двух автомобилей большого класса ГАЗ-13 «Чайка» санитарные машины по техническому заданию Четвертого Главного управления Минздрава.

Единственным подходящим кузовом для такой машины на базе легкового автомобиля мог стать только кузов типа «универсал». Его и предстояло создать, интегрировав новые элементы в уже существующий силовой каркас «Чайки» с кузовом типа «седан».

Проектированием медицинского универсала на базе «Чайки» руководил известный инженер Артур Эйсерт – это он в свое время нарисовал авангардный РАФ-982 (впоследствии РАФ-2203 «Латвия»). Отвечал за заказ начальник бюро спецавтомобилей Юрис Пенцис.

Поначалу к машине пробовали приладить высокую крышу, как это сделано на большинстве «санитарок» на базе легковых автомобилей. Различные варианты будущего кузова с высокой крышей обрисовывали на обычных фотографиях ГАЗ-13, лепили масштабные макеты из пластилина, но позже от столь серьезной переделки кузова отказались, сделав крышу универсала простым продолжением уже существующей крыши.

В салоне, рядом с носилками, отвели два места для персонала одно в изголовье, другое сбоку, с правой стороны от носилок (по ходу движения). Запасное колесо, которое у обычной «Чайки» размещалось в багажнике, убрали в нишу за левой задней дверью. Эта дверь на санитарной машине все равно не использовалась по прямому назначению, так как по всему левому борту устанавливалось медицинское оборудование, в том числе кронштейн для капельницы.

По правому борту машины, возле задней двери, предусматривалось место для кислородных баллонов и портативный дефибрилятор (аппарат для электроимпульсной терапии нарушений сердечного ритма). Необходимое медицинское оборудование на заводе не устанавливали, лишь предусматривали для него место, а оснащали машины уже в Москве.

Как по Волшебству

Из Горького в Ригу поступили обычные серийные седаны. На РАФе их пришлось частично разобрать, срезать часть крыши и багажника, приварить к оставшемуся каркасу кузова более длинную, сваренную из трех частей крышу, а сзади навесить пятую распашную дверь.

Внутри салона, сразу за передними сиденьями, установили перегородку, аналогичную перегородке на лимузине ГАЗ-13А, чтобы отделить медицинский салон от кабины водителя.На потолок, над водительским местом, вывели три клавиши управления светом в санитарном помещении.

Столь серьезная переделка базовой модели позволяла рижанам с полным правом установить на задней двери готовых машин, рядом с родной эмблемой «Чайки», собственный логотип «РАФ».

«Начинка» машины оставалась без изменений: двигатель, гидромеханическая коробка передач, рулевой механизм, тормоза, мосты. Только в задние рессоры с учетом возросшей массы (более 3 т вместо 2660 кг) вводили два дополнительных листа – всего получалось по десять листов.

Все, что в СССР обычно «доставали» и «пробивали», для такого заказа появлялось как по волшебству: стекла, хромированный пруток для занавесок из дорогой белой материи, детали для крышки багажника. Разумеется, никакой санитарной символики — красных крестов, надписей на машинах не было.

Поскольку конструкция автомобилей принципиально не менялась, испытания не предусматривались. Но понимая, что такой заказ может быть не последним, на заводе подготовили рабочие чертежи ГАЗ-13С. И действительно, подобные бумаги с красной полосой стали приходить ежегодно.

Позже ГАЗ-13С изготавливали не только для Четвертого Главного управления Минздрава, но и для нужд Министерства обороны, где была своя система медицинского обслуживания высших военных чинов. По разным оценкам до 1982 года было построено примерно полтора десятка универсалов ГАЗ-13C.

Скорая для тропиков

В 1982-м два универсала вернули на завод в Ригу – их предстояло переоборудовать по специальному заказу из Вьетнама. Эти автомобили понадобились вьетнамцам для эвакуации тела их вождя Хошимина из мавзолея в случае начала войны с Китаем: отношения между двумя странами в тот момент резко обострились.

У автомобилей должно было быть лишь два боковых окна в передних дверях, но главное их предстояло оснастить кондиционерами. В Ханое под мавзолеем работал целый завод, обеспечивавший внутри температуру 16 °С. И в «Чайке» температура должна была оставаться такой же – и это в тропическом климате!

Отечественные кондиционеры были слишком громоздкими, и пристроить их в «Чайку»-универсал не получилось. В результате машины оснастили японскими кондиционерами.

Климатические испытания проходили в Горьком. При работе в тропическом климате агрегаты автомобилей не должны были перегреваться, поэтому с особой тщательностью отслеживали все температуры, вплоть до масла в коробке передач.

Перед отправкой машин во Вьетнам сопровождавшего их рижанина Юриса Пенциса напутствовали так: «Из Ханоя ты или с почетом вернешься в Ригу или... в Сибирь». Но заказчики остались довольны.

С 1983 года, после прекращения выпуска Горьковским автозаводом автомобилей ГАЗ-13 «Чайка», медицинские спецмашины для представителей высших эшелонов власти стали строить на базе новой «Чайки» ГАЗ-14. Примечательно, что новая медицинская машина все-таки получила высокую крышу, а заодно и индекс по новому стандарту РАФ-3920.

carakoom.com

«Чайка» ГАЗ-13

Работы над созданием нового автомобиля представительского сегмента, призванного заменить модель ГАЗ-12, стартовали в середине 1950-х годов «с чистого листа» усилиями большого коллектива инженеров, конструкторов и дизайнеров «Горьковского автозавода»… а уже летом 1957-го был собран первый опытный экземпляр седана ГАЗ-13, получивший название «Чайка».

До мелкосерийного производства трехобъемник добрался в начале 1959 года, а уже через несколько лет, в 1962-м, его слегка обновили – машине отделили новый карбюратор, другую отделку салона и иные колесные колпаки.

После этого в неизменном виде выпуск четырехдверки продолжался до 1981 года, когда и был окончательно свернут.

ГАЗ-13 «Чайка» представляет собой представительский автомобиль «большого класса» в кузове седан. При этом встречается он и с открытым кузовом типа «фаэтон» (ГАЗ-13Б) с мягким верхом, поднимающимся и опускающимся посредством электрогидравлической системы (их было выпущено не более 20 штук).

Габаритные размеры трехобъемника впечатляют: 5600 мм в длину, 1620 мм в высоту и 2000 мм в ширину. Колесные пары машины разнесены на расстояние 3250 мм, а ее «брюхо» отделено от дороги клиренсом величиной 180 мм. «Боевая» масса легковушки насчитывает 2100 кг, а ее полный вес переваливает за 2600 кг.

Технические характеристики. Для «Чайки» оригинального воплощения предлагался только один бензиновый двигатель – это V-образная «восьмерка» объемом 5.5 литров (5526 кубических сантиметров) с алюминиевым блоком цилиндров, карбюраторным впрыском, 16-клапанным ГРМ и жидкостным охлаждением, производящая 195 «жеребцов» при 4400 об/минуту и 412 Нм предельного момента при 2500 об/минуту.

Силовой агрегат на автомобиле состыкован с 3-ступенчатым гидромеханическим «автоматом», имеющим кнопочное переключение диапазонов, и заднеприводной трансмиссией.

С места до 100 км/ч советский лимузин устремляется по истечению 20 секунд, максимально достигает 160 км/ч и «поедает» порядка 17.5 литров топлива в смешанных условиях.

В основе ГАЗ-13 «Чайка» находится X-образная хребтовая рама, к которой посредством резиновых проставок прикреплен стальной кузов. На передней оси седана использована независимая пружинно-рычажная подвеска с гидравлическими амортизаторами, а в задней части – зависимая система на двух полуэллиптических рессорах (также с амортизаторами). Автомобиль оснащен рулевым управлением с 2-х гребневым роликом и гидравлическим усилителем. Четырехдверка демонстрирует тормозную систему с вакуумным усилителем: спереди она «щеголяет» дисковыми устройствами, а сзади – более простыми «барабанами».

До наших времен «дожило» совсем немного экземпляров ГАЗ-13 «Чайка», а их стоимость сами хозяева исчисляют миллионами рублей.

Достоинства автомобиля: эксклюзивность на дорогах, эффектная внешность, комфортабельная подвеска, высокая плавность хода, качественный салон и многое другое. Его недостатками считаются: дороговизна самого седана и его содержания, низкий уровень безопасности, «капризные» карбюраторы и большой расход топлива.

auto.ironhorse.ru


Смотрите также