ВНИМАНИЕ! Если Вам ПО ТЕЛЕФОНУ предложили перевести деньги на КИВИ-КОШЕЛЁК, то это означает, что к нашим номерам подключились мошенники!!! Будьте внимательны!

Камаз мастер двигатель


Автомобили

Машина, готовая к подвигам

«Расправь крылья своей фантазии и ощути неизведанные измерения скорости и пространства» 

В сентябре 1988 года на ралли «Ельч» в Польше состоялся дебют команды из Набережных Челнов. В том первом в своей истории ралли-рейде камазовские спортсмены выступили на серийных полноприводных внедорожниках КАМАЗ 4310. Уже в начале 90-х годов, в тесном содружестве с заводскими конструкторами и испытателями, коллектив создал собственные спортивные грузовики: КАМАЗ 49250 и КАМАЗ 49251 . Основой для этих машин служила самая совершенная на тот период времени техника Камского автозавода. 

В 1994 году команда выступила на автомобиле с ярко выраженными спортивными характеристиками, принципиально отличающимися от обычных серийных грузовиков, – КАМАЗ 49252. На нем стоял двигатель в 750 лошадиных сил, машина имела среднемоторную компоновку и крупные 25-дюймовые колеса. Скошенная платформа внедорожника, призванная снизить аэродинамическое сопротивление, - оригинальный этап дизайна спортивного грузовика, оставшийся в истории. Уже через год три спортивных грузовика нового поколения вынесут камазовские экипажи к победному подиуму автомарафона «Париж-Москва-Пекин». Спустя несколько месяцев, в январе 1996-го, команда впервые станет победительницей легендарного ралли-марафона «Дакар». 

Эксперименты над техникой иногда были даже чересчур смелыми. Например, спортивный КАМАЗ 49255 имел двенадцатицилиндровый двигатель мощностью в 1050 лошадиных сил. Его гипермощное сердце ломало трансмиссию, что и произошло на «Дакаре» 1998 года. Очень часто автомобили рождались в предельно сжатые сроки. Так, в 2002 году FIA наложила вето на участие в «Дакаре» грузовиков со среднемоторной компановкой, обеспечивающей хорошую развесовку и устойчивость. Камазовский грузовик был как раз таким. Но самая большая сложность состояла в том, что об этих нововведениях стало известно всего за полгода до старта. В краткие сроки был создан боевой спортивный грузовик КАМАЗ 49256 с двигателем мощностью в 830 лошадиных сил. Рождался он в муках, после каждого испытания с полигона машину увозили на трале. И только за несколько часов до отправки команды на «Дакар» погрешность была найдена и устранена. В итоге, автомобиль прошел проверку на прочность, принеся камазовцам очередное дакаровское золото. 

Еще через год команда «КАМАЗ-мастер» совершила новый качественный скачок, создав новую модель спортивной машины. КАМАЗ 4911 EXTREME стал боевым автомобилем, не имеющим аналогов по проходимости, маневренности и динамике. За уникальные технические и эксплуатационные качества его нарекли «летающим грузовиком». И действительно, в руках таких мастеров, как пилот Владимир Чагин эта машина на скорости с легкостью отрывалась от земли, отталкиваясь от естественных трамплинов. С двигателем мощностью в 830 лошадиных сил автомобиль за десять секунд разгонялся до 100 км/ч. 

С 1999 года традиционным испытательным полигоном для технических новшеств стало ралли «Desert Challenge» в Арабских Эмиратах, условия которого максимально приближены к дакаровским. Коллектив начал вести постоянную работу по уменьшению массы автомобиля, увеличению плавности хода и решению множества других важных задач по совершенствованию техники. В 2007 году организаторы «Дакара» вновь изменили технические требования, предъявляемые к участвующим в гонке грузовикам, несколько смягчив их. В частности, стало возможным немного сместить назад двигатель, чем команда «КАМАЗ-мастер» и воспользовалась, улучшив развесовку и маневренность автомобиля, а также увеличив плавность хода. Однако, облегчение в одном повлекло за собой ужесточение в другом: были предъявлены новые требования к серийности. Если раньше, чтобы спортивный грузовик прошел омологацию, достаточно было выпустить с конвейера пятнадцать подобных машин, теперь требовалось - пятьдесят в течение двух лет. Поэтому вновь за основу новой модели был взят автомобиль, выпускаемый камским автогигантом для нужд армии. 

На исходе 2007 года появился на свет КАМАЗ-4326 VK. О добросовестности подхода к созданию машины свидетельствует один лишь факт: новый камазовский боевой грузовик первым прошел омологацию в своем классе. Предъюбилейный КАМАЗ-4326 VK, воплотивший все самые лучшие наработки команды доказал свой потенциал сначала на этапах чемпионата России, а затем и на «Дакаре 2009».

 В 2016 команда «КАМАЗ-мастер» презентовала спортивный грузовик капотной компоновки. Решение о создании новой машины было принято исходя из растущей тенденции по использованию автомобилей капотной компоновки во внедорожной спортивной дисциплине.

kamazmaster.ru

Камаз ДАКАР: технические характеристики, особенности

Недавно Камский автозавод представил новую версию своего знаменитого раллийного грузовика КамАЗ 43509. Новая модификация титулованного автомобиля стала необходимостью по причинам.

  1. Изменение регламента трансконтинентальной ралли-марафона «Дакар».
  2. Завершение действия омологации предыдущей версии машины.

Соответственно изменились и технические характеристики КамАЗа для гонки «Париж-Дакар» (ныне просто «Дакар»), подготовленного в 2018-м году. Так, новый грузовик получил 13-литровый двигатель, пришедший на смену силовому агрегату с рабочим объемом 16,2 литра. Всего же команда «КАМАЗ-Мастер» получила 4 модифицированные боевые машины.

Новые КамАЗ Дакар 2018, помимо характеристик, существенно отличается от своих спортивных предшественников и экстерьером. Два обновленных грузовика, которые успели поучаствовать в официальных гонках, по итогам «Шелкового пути-2018», а также ралли-марафона «Дакар-2019» великолепно себя зарекомендовали. Поэтому данная модель заслуживает более пристального внимания.

Двигатель

Ни для кого не станет откровением тот факт, что на технические характеристики КамАЗ для ралли «Дакар», впрочем, как и для любого другого авто, огромное влияние оказывает используемый двигатель.

Для оснащения модели с индексом 43509 был избран 6-цилиндровый рядный агрегат Cummins ISZ-13, обладающий максимально близкими параметрами рабочего объема к значениям, разрешенным регламентом.

По причине того, что ранее в автомобилях команды «КАМАЗ-Мастер» использовались V-образные «движки», их замена на рядные установки вызывала определенные трудности. К тому же в новых спорткарах были использованы оригинальные конструкторские решения, которые ранее не применялись.

Учитывая эти два фактора, а также богатейший опыт команды в ралли «Париж-Дакар», конструкторы приняли решение не осуществлять модернизацию грузовиков предыдущего поколения, а создать совершенно новые автомобили.

В свете такого решения была произведена форсировка силовых агрегатов. Здесь следует особо отметить, что эта задача была возложена на отечественных инженеров НП «КАМАЗ-Автоспорт», без привлечения кого-либо из иностранных специалистов.

Техники команды «КАМАЗ-мастер» использовали серийный дизельный мотор, но для КамАЗ Дакар 2018 его технические характеристики им удалось повысить почти в два раза. Если же говорить о конкурентах, то они избрали другой путь, сделав ставку на дефорсированные гоночные силовые агрегаты от кольцевых грузовиков.

Мероприятия по форсировке двигателя для нового автомобиля начались еще в 2016-м году. Итог этих работ действительно впечатляет. Так, инженерам удалось добиться от серийного дизеля 1100 «лошадок» максимальной мощности и 4500 Нм крутящего момента.

Особого внимания также заслуживает работа отечественных специалистов по оптимизации ПО управления мотором и подбору характеристик турбокомпрессора, которая позволила значительно улучшить динамические качества силовой установки КамАЗ 43509.

Коробка передач

На спортивных грузовиках предыдущего поколения использовались КПП механического типа. Но сейчас существует официальное разрешение на установку и применение «автоматов» в гоночных авто категории Т4-2.

Приняв в расчет это обстоятельство, а также тот факт, что главные конкуренты «КАМАЗ-мастер» уже довольно активно и эффективно используют АКПП в своих автомобилях, было решено применить такую трансмиссию и на КамАЗ 43509.

Работы в этом направлении велись на протяжении двух лет. В итоге автоматическими коробками были оснащены два из четырех гоночных грузовика, а на оставшихся двух специалисты сохранили проверенную и надежную «механику».

Подвеска

Помимо всего сказанного, коснулись изменения и подвески автомобиля. Так, для улучшения технических характеристик КамАЗ Дакар она подверглась серьезной оптимизации. Эти работы длились более года, и принесли свои плоды.

Спортивный КамАЗ 43509 переставили на 22,5-дюймовые колёса, обеспечив автомобилю уверенное движение при низком давлении, а также великолепную управляемость. К тому же, подобное конструктивное решение обеспечивает более качественное охлаждение компонентов тормозной системы.

Помимо прочего, для успешного выступления в ралли «Дакар» характеристики КамАЗ были повышены за счет использования новых электронных блоков управления распределением тормозного усилия.

В завершение лишь скажем, что упомянутые модернизации - это далеко не полный список новых технических решений, которые получили грузовики с индексом 43509.

Таблица: технические характеристики КАМАЗ-43509

Параметры массы
Полная масса а/м 10,2 т
Двигатель
Модель DCEC ISZ-13
Тип дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением
Максимальная мощность / при оборотах 720 (980) кВт (л.с.) / 2400 мин-1
Расположение и число цилиндров: Рядный, 6
Рабочий объем, л: 13
КПП
Коробка передач АКПП / МКПП

Видео КАМАЗ-мастер на ралли ДАКАР-2019

gruzovik.biz

«КАМАЗ-мастер» в мире моторов

«Дакар-2018» – последний, в котором в грузовой категории позволяется использовать моторы объёмом более 13 литров. Для большинства команд это мало что меняет, так как большая часть грузовиков и без того на протяжении многих лет оснащались моторами меньшего объёма. Но для «КАМАЗ-мастер» это изменение знаковое – ведь основным мотором для команды последние годы был двигатель Liebherr V8 объёмом 16 литров.

Именно такие двигатели стоят на трёх из четырёх КАМАЗах на нынешнем «Дакаре». На четвёртом, под управлением Дмитрия Сотникова, установлен экспериментальный 13-литровый мотор, рядная «шестёрка», который и должен стать той силовой установкой, которая будет устанавливаться на КАМАЗы в будущем.

Смена мотора для «КАМАЗ-мастер» далеко не новость. За годы выступлений на ралли-рейдах команда использовала силовые установки самых разных компаний (КАМАЗ, Cummins, ЯМЗ, ТМЗ, Liebherr), самых разных конфигураций (рядные «шестёрки», V8 и даже V12) и самых разных объёмов (от 11 до 25 литров). О том, почему «КАМАЗ-мастер» использовал такие большие двигатели, и почему остальные команды предпочитали моторы гораздо меньших размеров, нам рассказал технический директор команды Владимир Губа.

Владимир Губа: Причина использования большинством команд 13-литровых моторов проста: все ведущие команды в мире ралли-рейдов ставят на свои грузовики моторы, которые используются в кольцевых гонках, в чемпионате Европы по гонкам грузовиков. На кольцевых грузовиках строгий регламент — двигатель 13 литров, 10 цилиндров, одноступенчатый наддув. Это достаточно совершенные двигатели, разработанные специально для гонок. Там есть команды MAN, Iveco, Mercedes. Команда Tatra в ралли-рейдах ставит на свои грузовики тот же двигатель, который используется на кольцевых грузовиках команды Buggyra. Поэтому в этом плане им несколько проще. Они берут двигатель мощностью 1200 лошадиных сил и моментом в 6000 Н*м, и дефорсируют его до уровня 1000 лошадиных сил, и 4500 Н*м.

Но это специальный продукт. Мы не можем так поступать, у нас нет своей команды в гонках грузовиков. Мы пробовали работать с мотором Buggyra, но строить на его базе грузовики мы не можем, потому что мы профессиональная команда, и наше преимущество в том, что мы досконально знаем все компоненты нашего автомобиля. Мы должны иметь возможность их диагностировать, проверить, отремонтировать в любых условиях. Если мы берем готовый узел, то, как правило, не знаем, что у него внутри, не имеем доступа к программе, не имеем даже доступа к диагностике. То есть мы целиком и полностью завязаны на услугах поставщика. Нам это не подходит.

Поэтому мы действуем обратным образом – берём за основу серийный двигатель. Так было и в случае с Liebherr — мы взяли серийный двигатель, который применялся на спецтехнике, а отдельная модификация использовалась на грузовиках MAN. Но это серийный двигатель мощностью 500 киловатт, 700 лошадиных сил. Мы его форсировали, довели мощность до 1000 лошадиных сил. Сейчас то же самое делаем с 13-литровым двигателем Cummins. Мы взяли двигатель мощностью 520 лошадиных сил, и стараемся добиться от него мощности более 1000 лошадиных сил, увеличиваем момент в два раза.

Моторы Cummins ставятся и на серийные КАМАЗы, но маленькие, 7-литровые. Недавно запустили производство 9-литровых. То есть, с точки зрения объёма они пока занимают низшую ступеньку в иерархии этих силовых установок. Мы же используем 13-литровый двигатель. Это не первый наш опыт работы с Cummins, они стояли на наших грузовиках, в том числе гоночных, еще в 90-е годы. А уже в 2007-2008 году использовали 15-литровый двигатель Cummins, с двойным турбонаддувом. Он себя не очень хорошо показал, что лишний раз подтверждает неэффективность работы с чужим мотором. Он был сделан по заказу, и, естественно, производитель закладывает определенный резерв для клиентского двигателя, чтобы, не дай бог, чего не случилось. Поэтому характеристики его оказались не лучшими. Тем не менее, мы сейчас опять вернулись к блоку цилиндров Cummins. Но уже разрабатываем всё сами, и стремимся подойти к пределу его возможностей.

Сейчас мы работаем с Cummins на таких условиях: мы покупаем у них двигатели специальной комплектации, они оказывают нам помощь запасными частями и некоторой информацией. Но все разработки, все изменения, все доводки, все испытания мы ведём сами. Почему Cummins? Такой выбор сделан по той простой причине, что по регламенту эти двигатели должны производиться серийно и устанавливаться на коммерческие грузовики. Пока такого мотора у КАМАЗа нет, а ждать, когда он появится, и начинать работу только после этого – это потеря времени. Наш Научно-технический центр (НТЦ) сейчас как раз работает над версией 13-литрового двигателя с очень близкими показателями. Мы же работаем на опережение, и к тому моменту, когда начнётся его серийное производство, мы уже будем готовы. Думаю, мы достаточно быстро сможем перенести весь опыт на свои отечественные двигатели, и уже тогда начнём ездить на своих двигателях.

Несмотря на то, что на наших машинах и на грузовиках наших конкурентов стояли моторы очень разных размеров, мощность у них была примерно одинаковая. Почему? Помимо прочего, она ограничена разумными рамками. Максимальная скорость на ралли-рейдах сейчас ограничена регламентом на уровне 140 км/час. Для такой скорости, в общем-то, 1000 лошадиных сил вполне достаточно. Излишняя мощность — это нагрузка на трансмиссию, это более сложные режимы работы, температура, давление и так далее.

Действительно, долгие годы «КАМАЗ-мастер» использовал двигатель большого объема, 18,5 литра. Мы даже как-то пробовали ярославский 24-литровый 12-тицилиндровый мотор. Но от него быстро отказались, потому что он всё ломает. Избыточная мощность. Так что вернулись к 18,5-литровому, ярославскому, или сейчас тутаевскому двигателю. Но это мотор достаточно старой разработки.

Он неплохой по конструкции, но цельноалюминиевый. Главное – у него алюминиевые головки. И они не позволяют выходить на высокие степени форсировки. У всех современных моторов уже чугунные головки. Поэтому для того чтобы обеспечить такую же мощность, степень форсировки была гораздо ниже – с алюминиевой головкой невозможно достичь тех же давлений, тех же температур. Поэтому на выходе мы получали такие же показатели, но с более низкими удельными показателями. С меньшей теплонапряженностью. С меньшей нагрузкой на механические узлы и детали.

Но затем максимальный разрешённый рабочий объём двигателей уменьшили, и последние пару лет на грузовиках стоят 16-литровые двигатели Liebherr. Он имеет примерно такие же параметры, как и ярославские моторы. Мы пытались выйти на более высокие показатели в мощности, но есть у V-образных двигателей одна особенность — у них два шатуна находятся на одной шатунной шейке. И ширина вкладышей достаточно маленькая, это самое напряженное место. То есть, мы достигаем определенного момента – и всё. Да, теоретически турбонаддув и система топливоподачи позволяют выйти на больший момент, на большую мощность. Но механически увеличивать её уже больше невозможно. Потому что вкладыши, даже самые лучшие, не выдерживают. За счёт меньшего уровня форсировки была повышена надежность, увеличен ресурс этих двигателей.

Сейчас мы переходим на рядный 6-цилиндровый двигатель, там нет этого ограничения. Но есть другие, связанные, например, с более высокой тепловой напряженностью. Если у наших «восьмерок», больших двигателей, температура выхлопа была около 800 градусов, то сейчас повысилась до 900 градусов. Это уже существенно. То есть, такие моторы требуют другого подхода, использование других, более дорогих материалов.

Конечно, у двигателя меньшего размера есть свои плюсы. С точки зрения массы, 13-литровый двигатель легче процентов на 25. Но, с другой стороны, рядный мотор длиннее и выше. То есть V-образный двигатель примерно на два цилиндра короче, и за счёт развала он ниже, поэтому под новый мотор нам пришлось проектировать практически с нуля весь автомобиль. Изменено положение двигателя, расположение по высоте, по длине. Изменилось положение кабины, потому что прежнее, над двигателем, мы использовать уже не могли – кабина слишком высоко поднимается. Поэтому мы искали новые варианты, чтобы максимально эффективно разместить массы, не увеличивая высоту центра тяжести. Так что, как обычно в спорте, нет какой-то концепции, позволяющей всегда побеждать – всё упирается в поиск компромиссов.

Основные силовые установки гоночных грузовиков «КАМАЗ-мастер»

Машина Годы Двигатель Конфигурация Объём Мощность Крутящий момент
КАМАЗ 4310 С 1988-1995 КАМАЗ-7403 Дизель, турбо, V8 10,85 л 305 л.с. 1050 Нм
КАМАЗ 49251 1994-1995 Cummins N14-500E Дизель, турбо, L6 14,01 л 520 л.с. 1700 Нм
КАМАЗ 49252 1994-2003 ЯМЗ 7Э846 Дизель, турбо, V8 17,24 л 750 л.с. 2700 Нм
КАМАЗ 49255 1997-1998 ЯМЗ 3Э847 Дизель, турбо, V12 25,86 л 1050 л.с. 3724 Нм
КАМАЗ 49256 2001-2002 ЯМЗ 7Э846.10 Дизель, турбо, V8 17,24 л 830 л.с. 2700 Нм
КАМАЗ 4911 2002-2007 ЯМЗ 7Э846.10 Дизель, турбо, V8 17,24 л 850 л.с. 2700 Нм
КАМАЗ 4326 2007-2013 ЯМЗ/ТМЗ 7Э846.1007 Дизель, турбо, V8 18,47 л 850 л.с. 2700 Нм
КАМАЗ 4326/2013 2013-наст.вр. Liebherr D9508 Дизель, турбо, V8 16,16 л 920 л.с. 4200 Нм
ГКП* 2015-2016 Caterpillar C13 (Buggyra) Дизель, турбо, L6 12,5 л 980 л.с. 4000 Нм
КАМАЗ 4326/2017 2017-наст.вр. Cummins ISZ-13 Дизель, турбо, L6 13 л 980 л.с. 4300 Нм

* – грузовик капотной компоновки, на ралли-рейдах «Дакар» не использовался

www.f1news.ru

Боевые машины КАМАЗ-Мастер — DRIVE2

Всегда очень интересовала меня эта темка)

«Расправь крылья своей фантазии и ощути неизведанные измерения скорости и пространства»

В сентябре 1988 года на ралли «Ельч» в Польше состоялся дебют команды из Набережных Челнов. В том первом в своей истории ралли-рейде камазовские спортсмены выступили на серийных полноприводных внедорожниках КАМАЗ 4310. Уже в начале 90-х годов, в тесном содружестве с заводскими конструкторами и испытателями, коллектив создал собственные спортивные грузовики: КАМАЗ 49250 и КАМАЗ 49251 . Основой для этих машин служила самая совершенная на тот период времени техника Камского автозавода.

В 1994 году команда выступила на автомобиле с ярко выраженными спортивными характеристиками, принципиально отличающимися от обычных серийных грузовиков, – КАМАЗ 49252. На нем стоял двигатель в 750 лошадиных сил, машина имела среднемоторную компоновку и крупные 25-дюймовые колеса. Скошенная платформа внедорожника, призванная снизить аэродинамическое сопротивление, — оригинальный этап дизайна спортивного грузовика, оставшийся в истории. Уже через год три спортивных грузовика нового поколения вынесут камазовские экипажи к победному подиуму автомарафона «Париж-Москва-Пекин». Спустя несколько месяцев, в январе 1996-го, команда впервые станет победительницей легендарного ралли-марафона «Дакар».

Эксперименты над техникой иногда были даже чересчур смелыми. Например, спортивный КАМАЗ 49255 имел двенадцатицилиндровый двигатель мощностью в 1050 лошадиных сил. Его гипермощное сердце ломало трансмиссию, что и произошло на «Дакаре» 1998 года. Очень часто автомобили рождались в предельно сжатые сроки. Так, в 2002 году FIA наложила вето на участие в «Дакаре» грузовиков со среднемоторной компановкой, обеспечивающей хорошую развесовку и устойчивость. Камазовский грузовик был как раз таким. Но самая большая сложность состояла в том, что об этих нововведениях стало известно всего за полгода до старта. В краткие сроки был создан боевой спортивный грузовик КАМАЗ 49256 с двигателем мощностью в 830 лошадиных сил. Рождался он в муках, после каждого испытания с полигона машину увозили на трале. И только за несколько часов до отправки команды на «Дакар» погрешность была найдена и устранена. В итоге, автомобиль прошел проверку на прочность, принеся камазовцам очередное дакаровское золото.

Еще через год команда «КАМАЗ-мастер» совершила новый качественный скачок, создав новую модель спортивной машины. КАМАЗ 4911 EXTREME стал боевым автомобилем, не имеющим аналогов по проходимости, маневренности и динамике. За уникальные технические и эксплуатационные качества его нарекли «летающим грузовиком». И действительно, в руках таких мастеров, как пилот Владимир Чагин эта машина на скорости с легкостью отрывалась от земли, отталкиваясь от естественных трамплинов. С двигателем мощностью в 850 лошадиных сил автомобиль за десять секунд разгонялся до 100 км/ч.

С 1999 года традиционным испытательным полигоном для технических новшеств стало ралли «Desert Challenge» в Арабских Эмиратах, условия которого максимально приближены к дакаровским. Коллектив начал вести постоянную работу по уменьшению массы автомобиля, увеличению плавности хода и решению множества других важных задач по совершенствованию техники.

В 2007 году организаторы «Дакара» вновь изменили технические требования, предъявляемые к участвующим в гонке грузовикам, несколько смягчив их. В частности, стало возможным немного сместить назад двигатель, чем команда «КАМАЗ-мастер» и воспользовалась, улучшив развесовку и маневренность автомобиля, а также увеличив плавность хода. Однако, облегчение в одном повлекло за собой ужесточение в другом: были предъявлены новые требования к серийности. Если раньше, чтобы спортивный грузовик прошел омологацию, достаточно было выпустить с конвейера пятнадцать подобных машин, теперь требовалось — пятьдесят в течение двух лет. Поэтому вновь за основу новой модели был взят автомобиль, выпускаемый камским автогигантом для нужд армии.

На исходе 2007 года появился на свет КАМАЗ-4326 VK. О добросовестности подхода к созданию машины свидетельствует один лишь факт: новый камазовский боевой грузовик первым прошел омологацию в своем классе. Предъюбилейный КАМАЗ-4326 VK, воплотивший все самые лучшие наработки команды доказал свой потенциал сначала на этапах чемпионата России, а затем и на «Дакаре 2009»

http://rutube.ru/tracks/2113663.html

Уход Владимира Чагина из команды в качестве пилота.

www.drive2.ru

Гонки без капота

Поднимите руку и быстро-быcтро потрясите кистью — так тряслась моя голова, когда меня катали на дакаровском грузовике под Набережными Челнами! Незадолго до ралли-рейда «Шелковый путь» я посетил команду КАМАЗ-мастер — и узнал, какие технические новинки там готовятся.

Не везет камазовцам с гоночным капотником! Его построили еще в конце 2015 года, явно глядя на конкурентов с капотными грузовиками IVECO Powerstar и Renault Sherpa. ­Челнинскую машину оснастили ­кабиной и оперением от модели Mercedes Zetros, а двигатель Gyrtech 12.5 (сильно тюнингованный Caterpillar) арендовали у чешского ателье Buggyra — поскольку немецкий Liebherr, который стоит на других гоночных ­КАМАЗах, не влезал под капот.

В прошлом году машина участвовала в паре российских ралли-рейдов, но на Дакар-2017 не поехала. Увы, к «Шелковому пути — 2017» машину тоже не успели подготовить, хотя перед гонкой ей активно занимались.

Капотный «КАМАЗетрос» в процессе переделки

Например, в связи с развесовкой: если раньше камазовцы добивались распределения массы «50 на 50», то по новому регламенту Дакара на переднюю ось должно приходиться не менее 4,6 т (при прежней полной массе 8,5 т). Говорят, это решение продвинула голландская команда Mammoet Rallysport с грузовиком Renault Sherpa, — в результате КАМАЗу пришлось менять расположение запасок, топливных баков и т.д.

Трубы защитного каркаса, воздуховоды, провода — интерьер «боевых» грузовиков аскетичен. Но посадка очень удобная!

Вместо двигателя Gyrtech на капотник поставили Cummins — благо КАМАЗ активно сотрудничает с этой компанией. Кстати, в перспективе и моторы Liebherr на бескапотных КАМАЗах тоже собираются заменить на Cummins: с 2019 года рабочий объем двигателей на Дакаре не должен превышать 13 л (похоже, этот пункт в регламент организаторы тоже ввели, чтобы вставить камазовцам палки в колеса).

На смену V-образным двигателям Liebherr (на снимке), которыми сейчас оснащены гоночные КАМАЗы, придет рядный Cummins

И если у моторов Liebherr этот объем равен 16,5 л, а мощность — 920 л.с., то у гоночной версии Камминза снимают даже больше — аккурат ­1050—1100 л.с. с 12,99 л. Вот только насколько надежным окажется двигатель при такой форсировке и меньшем литраже?

Как бы то ни было, на «Шелковый путь» уже отправилась одна машина с мотором Cummins, а вот другой грузовик, с Либхерром, оснащен автоматической коробкой ZF. Команда экспериментировала с «автоматом» этой марки еще в 2000 году: Владимир Чагин прошел с ним Дакар, победил — но опыт был признан неудачным. Масло в коробке грелось настолько, что выливалось наружу на остановках! Впрочем, за прошедшие годы технологии продвинулись вперед, и если «автомат» хорошо проявит себя на «Шелковом пути», то в будущем он может стать основным для боевых ­КАМАЗов. В качестве преимуществ такой трансмиссии спортсмены называют отсутствие разрыва потока мощности при переключениях и уменьшение физической нагрузки на пилотов. Но есть и минус: с этой трансмиссией машина хуже тормозит двигателем. Кстати, диапазоны здесь можно переключать и вручную: камазовцы выбирали между джойстиком и лепестками под рулем, но все же остановились на первом варианте.

Четырехосная техничка команды в процессе постройки: справа видна криокамера для оздоровительных процедур

Есть обновления среди машин поддержки. Если год назад команда представила трехосную техничку на шасси Sisu, то сейчас в придачу к ней появился четырехосник на камазовском шасси с кабиной Mercedes Axor. Он везет ­криокамеру для спортсменов, температура в которой понижается до минус 150°С. На первый взгляд — жуть, но аппарат охлаждает лишь поверхностные слои кожи человека, а сама ­процедура длится не больше трех минут. Пилотам криокамера нравится: говорят, бодрит не хуже нескольких чашек кофе.

Историческая машина команды — КАМАЗ-49252 (1994—2003 гг.)

В следующем году команда будет праздновать 30-летие — и планирует открыть экспозицию, где представит грузовики прошлых лет. Это, к примеру, горбатый КАМАЗ-49252 (первая ­по-настоящему подготовленная гоночная машина коллектива со среднемоторной компоновкой и стойками подвески от БМП) и ­КАМАЗ-4326 VK, на котором Чагин одержал свою последнюю победу на Дакаре.

И все-таки интересно: удастся ли камазовцам довести капотник до ума к Дакару-2018? А то конкуренты, включая Жерара де Роя и Алеша Лопрайса, уже который год успешно рассекают на «носатых». 

autoreview.ru

Там, где рождаются легенды: база "КАМАЗ-мастер" — DRIVE2

Полный размер

Так выглядит расположение гоночной команды для тех, у кого нет доступа внутрь

Об устройстве гоночного грузовика КАМАЗ-4326, который участвует в ралли-рейдах, а также от впечатлениях о поездке на нём по полигону в Тарловке я уже рассказывал, а значит, что логически завершить историю нужно повествованием о месте, где рождаются эти легендарные автомобили.

На базе команды «КАМАЗ-мастер», куда мы отправились после тестового полигона, нас встречает трёхкратный чемпион Dakar Айдар Беляев и проводит экскурсию по месту, где рождаются легендарные грузовики. Я никогда не был на базах команд Формулы-1, но отчего-то уверен, что там то же самое, разве что вместо металла работают с углепластиком.

Полный размер

Айдар Беляев (справа) сменил гоночный комбинезон на деловой костюм, а место в кабине грузовика на административную работу

Перед зданием стоит шеренга новых пикапов Toyota Hilux и Mitsubishi L200 предыдущего поколения, которые используются «КАМАЗ-мастер» в качестве служебных на ралли-марафоне «Шёлковый путь» (его устраивает также команда), а также Toyta Land Cruiser 200 и Prado, представительские Mercedes-Benz GLS, которые немецкая марка предоставила коллективу, будучи его официальным партнёром. Глядя на спортивный центр команды сейчас, трудно представить, что в начале 2000-х годов это здание было недостроем… Но силами «КАМАЗ-мастер» руины были превращены в место создания одних из самых известных и успешных в мире гоночных машин.

Внутри стерильная чистота, идеальный порядок на рабочих местах, опрятные инженеры и механики — в каждой детали заметна любовь к своему делу. Современное оборудование и профессионализм сотрудников позволяют в рамках одного цеха делать всё от и до, создавая из отдельных деталей узлы и агрегаты, а из них уже рождая грозу ралли-рейдовых трасс. Примечательно, что в зоне отдыха стоят шахматы, лежат автомобильные и мотоциклетные журналы (и не только на русском языке!), так что свободное время проводят либо за интеллектуальными играми, либо в спортивно-оздоровительном члене — у команды есть собственный оборудованный зал и даже бассейн, где все сотрудники могут заниматься когда им удобно. Но вернёмся к автомобилям.

Полный размер

В производственной зоне цеха

Стандартного в гоночном «КАМАЗ» практически ничего нет. Все компоненты грузовика либо выпускаются силами самой команды специально для машины, либо же адаптируются под спортивную специфику из серийных компонентов. И никаких сторонних разработок — в «КАМАЗ-мастер» инженеры самостоятельно ведут научно-исследовательские работы и находятся в постоянном поиске любой возможности сделать автомобиль быстрее, не пожертвовав при этом надёжностью. Так продолжается анализ эффективности автоматической коробки передач, подбираются новые настройки электроники двигателей под условия высокогорья, идёт развитие тормозной системы (например, появился моторный тормоз), меняется компоновка грузовика ради лучшей устойчивости. Перечислить все нововведение просто невозможно — они буквально в каждом узле автомобиля.

Полный размер

Работа не останавливается ни на секунду — скоро новый Dakar!

На очевидно набивший оскомину команде вопрос, что же в «КАМАЗ» российского, в коллективе отвечают прямо. Всё, что подходит по качеству, используют отечественное, ну а если компоненты недостаточно надёжны для гоночных машин или же необходимые для команды детали не выпускают в России, то приходится обращаться к зарубежным поставщикам, говорит Айдар Беляев. Нынешний глава «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин его дополняет. «В первую очередь мы обращаемся к тем фирмам, что являются поставщиками для завода «КАМАЗ» и серийных грузовиков. Но очень часто случается так, что сначала компания поставляет свою продукцию для гоночных машин, а потом, если эти детали зарекомендовали себя хорошо, они могут появиться на конвейере в производстве дорожных машин», — отмечает «царь Дакара».

Полный размер

Фанаты Формулы-1 и NASCAR узнают знакомое имя =)

И дело даже не в том, где сделан тот или иной станок (в цеху, например, есть оборудование марки Haas — той самой, что сейчас представлена в Формуле-1), или агрегат, который всё равно перед установкой на автомобиль изменится настолько сильно, что его можно будет с чистой совестью называть разработкой «КАМАЗ-мастер». За наглядным примером далеко ходить не надо — в команду приходит 550-сильный двигатель Cummins, а на грузовик устанавливается этот мотор уже мощностью 1000 л.с. Думаю, объём переделок, сравнивая две эти цифры, представить себе легко. И так во всём.

Полный размер

В столовой команды кормят очень вкусно и крайне недорого — тот самый случай, когда можно работать за одну эту домашнюю еду =)

Немаловажный фактор успеха — люди. Детали-то можно купить и на стороне, а вот со специалистами не всё так просто. В «КАМАЗ-мастер» придерживаются стратегии выращивания своих кадров. Например, все нынешние пилоты начинали в команде чуть ли не с уборки помещений, постепенно продвигаясь по карьерной лестнице всё выше и выше. Именно поэтому для них нет никакой проблемы отремонтировать грузовик на трассе своими силами — просто потому, что пилоты наравне с механиками крутят гайки и участвуют в сборке автомобиля для гонок.

Полный размер

Пилоты команды Эдуард Николаев (слева) и Дмитрий Сотников (справа) с её главой легендарным Владимиром Чагиным (в центре)

И точно так же обстоит дело с другими сотрудниками команды. Все они растут внутри команды и в этом тоже секрет успеха «КАМАЗ-мастер». Купить комплектующие для грузовика легко, но вот сделать так, чтобы всё вместе работало и не просто работало, а было способно побеждать, могут только эти люди. Особенно меня порадовало отношение к наградам. В Формуле-1, например, в контракте у пилотов часто прописано, что они обязуются передавать призовые кубки в собственность команде, а если гонщику нужен честно заработанный им трофей, то он может сделать его копию за свой счёт. На мой вопрос, сдают ли пилоты «КАМАЗ-мастер» свои награды команде, я получил полный совершенно искреннего удивления и возмущения ответ — нет! В коллективе не собираются забирать у людей трофеи, за которые они расплачиваются своими силами и здоровьем. Так что в музее хранятся награды в командном зачёте, а гонщики свои кубки забирают себе. И это тоже показательный момент.

Полный размер

Малая часть наград команды в своеобразной галерее успехов

Тем, кто жалуется на то, что гоночные грузовики не имеют общего с серийными, хочется задать один простой вопрос — когда вы в последний раз видели болид Формулы-1 на улице? Ответ столь же простой — никогда. Но это не значит, что технологии из гонок не используются на дорожных автомобилях. Также и с «КАМАЗ». Грузовик для Dakar — это спортивный инструмент и он точно так же не отвечает тем задачам, что стоят перед серийным грузовиком, равно как и наоборот. При этом новые наработки, появившиеся при создании гоночного «КАМАЗ», очень часто адаптируются и к обычным машинам.

Полный размер

Здесь идёт работа над компонентами ходовой части…

Полный размер

…и тормозной системы

При этом в «КАМАЗ-мастер» созданы все условия для полноценной работы. По своей сути, это небольшой мелкосерийный автопроизводитель, который своими силами и с использованием некоторых ресурсов завода «КАМАЗ», с нуля строит спортивную технику. Обслуживают её тут же — площадь основного цеха позволяет разместить пять гоночных грузовиков, несколько гигантских машин-техничек и все необходимые станки. Есть даже сервисная зона для легковых автомобилей, где «КАМАЗ-мастер» работает с вышеупомянутыми Toyota и Mitsubishi.

Полный размер

Сервисная зона легковых автомобилей команды

Во время нашего визита в цехе кипела работа — шла сборка грузовиков для грядущего Dakar (разобранные автомобили попросили не фотографировать, поскольку даже случайные снимки могут раскрыть конкурентам конструктивные особенности машин), комплектовались автомобили технической поддержки. На моторном стенде (также создан силами специалистов команды) шли испытания мотора и, судя по шеренге двигателей в коридоре и целым стеллажам турбин, тесты эти не первые и не последние. В соседнем помещении кипела работа над топливной системой, по соседству делали рессоры и компоненты тормозной системы. Проще говоря, на наших глазах рождались гоночные грузовики.

Полный размер

Моторный стенд…

Полный размер

…и целый стеллаж турбин

Например, не за горами тот день, когда привычные уже гоночные грузовики изменят свой облик. Сейчас серийные модели «КАМАЗ» постепенно переходят на новые кабины — такие машины уже есть в виде грузовиков-техничек (особенно впечатляет четырёхосная «техничка» общей массой около 32 тонн, в которой нашлось место передвижной мастерской, складу запчастей, личным вещам механиков команды и даже душу!), а вскоре появятся и новые моторы.

Полный размер

Грузовик технической поддержки с пока ещё старой кабиной

Технический регламент переводит грузовики на двигатели объёмом до 13 литров. Такой рядный шестицилиндровый Cummins был успешно обкатан в 2017 году на Silk Way Rally — экипаж Дмитрия Сотникова выиграл гонку и поедет Dakar-2018 на этом же грузовике с новым мотором. Руководитель команды Владимир Чагин, озвучивая составы экипажей на предстоящий южноамериканский ралли-марафон, подчеркнул, что решение отдать 13-литровый двигатель именно Сотникову было продиктовано тем, что механиком в экипаже Дмитрия едет Ильнур Мустафин, который специализируется на двигателях. Именно ради максимально эффективной оценки работы силового агрегата в «боевых» условиях под постоянным контролем мастера-моториста.

Полный размер

Новая четырёхосная техничка с мастерской (справа), складом запчастей (по центру), отсеками для личных вещей и душем (слева) и установленной на крыше фургона антенной спутниковой связи. Автомобиль и все комплектующие для него, включая спутниковую связь, разработаны в Татарстане

Но не одним новым мотором может похвастать «КАМАЗ-мастер». В 2018 году на Silk Way Rally должен выехать модернизированный газодизельный грузовик — марафон Africa Eco Race он пропустит, поскольку сейчас идёт работа по переводу на смесь дизельного топлива и газа двигателя Liebherr вместо устаревшего агрегата производства Тутаевского моторного завода. По словам Владимира Чагина, новый газодизельный «КАМАЗ» станет ещё мощнее, экономичнее и экологичнее прежнего.

Полный размер

В грузовике-техничке максимально эффективно используют каждый квадратный сантиметр площади — запчасти и инструменты даже на потолке!

Не заброшен и наделавший много шума проект капотного грузовика. Автомобиль планируют выставить всё на том же «Шёлковом пути» следующего года. Основной причиной, по которой брутальный чёрный «КАМАЗ» не появлялся на гоночных трассах, стал мотор. Предоставленный чешской командой Buggyra двигатель не подходил по своим характеристикам (по условиям соглашения «КАМАЗ-мастер» и Buggyra россияне не имели возможности существенно дорабатывать мотор), а это значит, что агрегат был эффективен в условиях гладкого асфальта кольцевых трасс, но никак не для ралли-рейдового бездорожья. Установить имеющийся дизельный V8 под капот было невозможно в силу конструктивных особенностей, так что в команде ждали рядного шестицилиндрового двигателя. Он появился, а значит, что и капотный грузовик обрёл долгожданное «сердце» и вскоре выйдет на старт.

Полный размер

Капотный грузовик, который ждёт мотора Cummins

Вообще 2018 год будет для «КАМАЗ-мастер» знаковым. Команде исполнится 30 лет и коллектив твёрдо намерен пополнить коллекцию своих трофеев новыми наградами на 40-м по счёту «Дакаре». На территории появился импровизированный музей исторической техники из нескольких грузовиков разных поколений, а в галерее, где выставлена малая часть завоёванных командой призов, совершенно точно найдётся место для очередного «бедуина».

Полный размер

В 2017 году команда выиграла все главные ралли-марафоны планеты — Dakar, Silk Way Rally и Africa Eco Race — отказать в уникальной возможности запечатлеть себя на память с этими трофеями я себе не смог

Скажу прямо и откровенно, наблюдая своими глазами как слаженно и с душой работает эта большая автоспортивная семья, нет никаких сомнений в том, что в следующем гоночном сезоне «синяя армада» имеет отличные шансы отметить свой юбилей триумфом на Dakar и Silk Way Rally. Ведь лучший подарок на день рождения — тот, что сделан своими руками.

Полный размер

Музей гоночных грузовиков, который пока находится в стадии создания

Page 2

Полный размер

Так выглядит расположение гоночной команды для тех, у кого нет доступа внутрь

Об устройстве гоночного грузовика КАМАЗ-4326, который участвует в ралли-рейдах, а также от впечатлениях о поездке на нём по полигону в Тарловке я уже рассказывал, а значит, что логически завершить историю нужно повествованием о месте, где рождаются эти легендарные автомобили.

На базе команды «КАМАЗ-мастер», куда мы отправились после тестового полигона, нас встречает трёхкратный чемпион Dakar Айдар Беляев и проводит экскурсию по месту, где рождаются легендарные грузовики. Я никогда не был на базах команд Формулы-1, но отчего-то уверен, что там то же самое, разве что вместо металла работают с углепластиком.

Полный размер

Айдар Беляев (справа) сменил гоночный комбинезон на деловой костюм, а место в кабине грузовика на административную работу

Перед зданием стоит шеренга новых пикапов Toyota Hilux и Mitsubishi L200 предыдущего поколения, которые используются «КАМАЗ-мастер» в качестве служебных на ралли-марафоне «Шёлковый путь» (его устраивает также команда), а также Toyta Land Cruiser 200 и Prado, представительские Mercedes-Benz GLS, которые немецкая марка предоставила коллективу, будучи его официальным партнёром. Глядя на спортивный центр команды сейчас, трудно представить, что в начале 2000-х годов это здание было недостроем… Но силами «КАМАЗ-мастер» руины были превращены в место создания одних из самых известных и успешных в мире гоночных машин.

Внутри стерильная чистота, идеальный порядок на рабочих местах, опрятные инженеры и механики — в каждой детали заметна любовь к своему делу. Современное оборудование и профессионализм сотрудников позволяют в рамках одного цеха делать всё от и до, создавая из отдельных деталей узлы и агрегаты, а из них уже рождая грозу ралли-рейдовых трасс. Примечательно, что в зоне отдыха стоят шахматы, лежат автомобильные и мотоциклетные журналы (и не только на русском языке!), так что свободное время проводят либо за интеллектуальными играми, либо в спортивно-оздоровительном члене — у команды есть собственный оборудованный зал и даже бассейн, где все сотрудники могут заниматься когда им удобно. Но вернёмся к автомобилям.

Полный размер

В производственной зоне цеха

Стандартного в гоночном «КАМАЗ» практически ничего нет. Все компоненты грузовика либо выпускаются силами самой команды специально для машины, либо же адаптируются под спортивную специфику из серийных компонентов. И никаких сторонних разработок — в «КАМАЗ-мастер» инженеры самостоятельно ведут научно-исследовательские работы и находятся в постоянном поиске любой возможности сделать автомобиль быстрее, не пожертвовав при этом надёжностью. Так продолжается анализ эффективности автоматической коробки передач, подбираются новые настройки электроники двигателей под условия высокогорья, идёт развитие тормозной системы (например, появился моторный тормоз), меняется компоновка грузовика ради лучшей устойчивости. Перечислить все нововведение просто невозможно — они буквально в каждом узле автомобиля.

Полный размер

Работа не останавливается ни на секунду — скоро новый Dakar!

На очевидно набивший оскомину команде вопрос, что же в «КАМАЗ» российского, в коллективе отвечают прямо. Всё, что подходит по качеству, используют отечественное, ну а если компоненты недостаточно надёжны для гоночных машин или же необходимые для команды детали не выпускают в России, то приходится обращаться к зарубежным поставщикам, говорит Айдар Беляев. Нынешний глава «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин его дополняет. «В первую очередь мы обращаемся к тем фирмам, что являются поставщиками для завода «КАМАЗ» и серийных грузовиков. Но очень часто случается так, что сначала компания поставляет свою продукцию для гоночных машин, а потом, если эти детали зарекомендовали себя хорошо, они могут появиться на конвейере в производстве дорожных машин», — отмечает «царь Дакара».

Полный размер

Фанаты Формулы-1 и NASCAR узнают знакомое имя =)

И дело даже не в том, где сделан тот или иной станок (в цеху, например, есть оборудование марки Haas — той самой, что сейчас представлена в Формуле-1), или агрегат, который всё равно перед установкой на автомобиль изменится настолько сильно, что его можно будет с чистой совестью называть разработкой «КАМАЗ-мастер». За наглядным примером далеко ходить не надо — в команду приходит 550-сильный двигатель Cummins, а на грузовик устанавливается этот мотор уже мощностью 1000 л.с. Думаю, объём переделок, сравнивая две эти цифры, представить себе легко. И так во всём.

Полный размер

В столовой команды кормят очень вкусно и крайне недорого — тот самый случай, когда можно работать за одну эту домашнюю еду =)

Немаловажный фактор успеха — люди. Детали-то можно купить и на стороне, а вот со специалистами не всё так просто. В «КАМАЗ-мастер» придерживаются стратегии выращивания своих кадров. Например, все нынешние пилоты начинали в команде чуть ли не с уборки помещений, постепенно продвигаясь по карьерной лестнице всё выше и выше. Именно поэтому для них нет никакой проблемы отремонтировать грузовик на трассе своими силами — просто потому, что пилоты наравне с механиками крутят гайки и участвуют в сборке автомобиля для гонок.

Полный размер

Пилоты команды Эдуард Николаев (слева) и Дмитрий Сотников (справа) с её главой легендарным Владимиром Чагиным (в центре)

И точно так же обстоит дело с другими сотрудниками команды. Все они растут внутри команды и в этом тоже секрет успеха «КАМАЗ-мастер». Купить комплектующие для грузовика легко, но вот сделать так, чтобы всё вместе работало и не просто работало, а было способно побеждать, могут только эти люди. Особенно меня порадовало отношение к наградам. В Формуле-1, например, в контракте у пилотов часто прописано, что они обязуются передавать призовые кубки в собственность команде, а если гонщику нужен честно заработанный им трофей, то он может сделать его копию за свой счёт. На мой вопрос, сдают ли пилоты «КАМАЗ-мастер» свои награды команде, я получил полный совершенно искреннего удивления и возмущения ответ — нет! В коллективе не собираются забирать у людей трофеи, за которые они расплачиваются своими силами и здоровьем. Так что в музее хранятся награды в командном зачёте, а гонщики свои кубки забирают себе. И это тоже показательный момент.

Полный размер

Малая часть наград команды в своеобразной галерее успехов

Тем, кто жалуется на то, что гоночные грузовики не имеют общего с серийными, хочется задать один простой вопрос — когда вы в последний раз видели болид Формулы-1 на улице? Ответ столь же простой — никогда. Но это не значит, что технологии из гонок не используются на дорожных автомобилях. Также и с «КАМАЗ». Грузовик для Dakar — это спортивный инструмент и он точно так же не отвечает тем задачам, что стоят перед серийным грузовиком, равно как и наоборот. При этом новые наработки, появившиеся при создании гоночного «КАМАЗ», очень часто адаптируются и к обычным машинам.

Полный размер

Здесь идёт работа над компонентами ходовой части…

Полный размер

…и тормозной системы

При этом в «КАМАЗ-мастер» созданы все условия для полноценной работы. По своей сути, это небольшой мелкосерийный автопроизводитель, который своими силами и с использованием некоторых ресурсов завода «КАМАЗ», с нуля строит спортивную технику. Обслуживают её тут же — площадь основного цеха позволяет разместить пять гоночных грузовиков, несколько гигантских машин-техничек и все необходимые станки. Есть даже сервисная зона для легковых автомобилей, где «КАМАЗ-мастер» работает с вышеупомянутыми Toyota и Mitsubishi.

Полный размер

Сервисная зона легковых автомобилей команды

Во время нашего визита в цехе кипела работа — шла сборка грузовиков для грядущего Dakar (разобранные автомобили попросили не фотографировать, поскольку даже случайные снимки могут раскрыть конкурентам конструктивные особенности машин), комплектовались автомобили технической поддержки. На моторном стенде (также создан силами специалистов команды) шли испытания мотора и, судя по шеренге двигателей в коридоре и целым стеллажам турбин, тесты эти не первые и не последние. В соседнем помещении кипела работа над топливной системой, по соседству делали рессоры и компоненты тормозной системы. Проще говоря, на наших глазах рождались гоночные грузовики.

Полный размер

Моторный стенд…

Полный размер

…и целый стеллаж турбин

Например, не за горами тот день, когда привычные уже гоночные грузовики изменят свой облик. Сейчас серийные модели «КАМАЗ» постепенно переходят на новые кабины — такие машины уже есть в виде грузовиков-техничек (особенно впечатляет четырёхосная «техничка» общей массой около 32 тонн, в которой нашлось место передвижной мастерской, складу запчастей, личным вещам механиков команды и даже душу!), а вскоре появятся и новые моторы.

Полный размер

Грузовик технической поддержки с пока ещё старой кабиной

Технический регламент переводит грузовики на двигатели объёмом до 13 литров. Такой рядный шестицилиндровый Cummins был успешно обкатан в 2017 году на Silk Way Rally — экипаж Дмитрия Сотникова выиграл гонку и поедет Dakar-2018 на этом же грузовике с новым мотором. Руководитель команды Владимир Чагин, озвучивая составы экипажей на предстоящий южноамериканский ралли-марафон, подчеркнул, что решение отдать 13-литровый двигатель именно Сотникову было продиктовано тем, что механиком в экипаже Дмитрия едет Ильнур Мустафин, который специализируется на двигателях. Именно ради максимально эффективной оценки работы силового агрегата в «боевых» условиях под постоянным контролем мастера-моториста.

Полный размер

Новая четырёхосная техничка с мастерской (справа), складом запчастей (по центру), отсеками для личных вещей и душем (слева) и установленной на крыше фургона антенной спутниковой связи. Автомобиль и все комплектующие для него, включая спутниковую связь, разработаны в Татарстане

Но не одним новым мотором может похвастать «КАМАЗ-мастер». В 2018 году на Silk Way Rally должен выехать модернизированный газодизельный грузовик — марафон Africa Eco Race он пропустит, поскольку сейчас идёт работа по переводу на смесь дизельного топлива и газа двигателя Liebherr вместо устаревшего агрегата производства Тутаевского моторного завода. По словам Владимира Чагина, новый газодизельный «КАМАЗ» станет ещё мощнее, экономичнее и экологичнее прежнего.

Полный размер

В грузовике-техничке максимально эффективно используют каждый квадратный сантиметр площади — запчасти и инструменты даже на потолке!

Не заброшен и наделавший много шума проект капотного грузовика. Автомобиль планируют выставить всё на том же «Шёлковом пути» следующего года. Основной причиной, по которой брутальный чёрный «КАМАЗ» не появлялся на гоночных трассах, стал мотор. Предоставленный чешской командой Buggyra двигатель не подходил по своим характеристикам (по условиям соглашения «КАМАЗ-мастер» и Buggyra россияне не имели возможности существенно дорабатывать мотор), а это значит, что агрегат был эффективен в условиях гладкого асфальта кольцевых трасс, но никак не для ралли-рейдового бездорожья. Установить имеющийся дизельный V8 под капот было невозможно в силу конструктивных особенностей, так что в команде ждали рядного шестицилиндрового двигателя. Он появился, а значит, что и капотный грузовик обрёл долгожданное «сердце» и вскоре выйдет на старт.

Полный размер

Капотный грузовик, который ждёт мотора Cummins

Вообще 2018 год будет для «КАМАЗ-мастер» знаковым. Команде исполнится 30 лет и коллектив твёрдо намерен пополнить коллекцию своих трофеев новыми наградами на 40-м по счёту «Дакаре». На территории появился импровизированный музей исторической техники из нескольких грузовиков разных поколений, а в галерее, где выставлена малая часть завоёванных командой призов, совершенно точно найдётся место для очередного «бедуина».

Полный размер

В 2017 году команда выиграла все главные ралли-марафоны планеты — Dakar, Silk Way Rally и Africa Eco Race — отказать в уникальной возможности запечатлеть себя на память с этими трофеями я себе не смог

Скажу прямо и откровенно, наблюдая своими глазами как слаженно и с душой работает эта большая автоспортивная семья, нет никаких сомнений в том, что в следующем гоночном сезоне «синяя армада» имеет отличные шансы отметить свой юбилей триумфом на Dakar и Silk Way Rally. Ведь лучший подарок на день рождения — тот, что сделан своими руками.

Полный размер

Музей гоночных грузовиков, который пока находится в стадии создания

www.drive2.ru

«КамАЗ» для «Дакара»: как устроен лучший грузовик в мире

Новости

4-17 января пройдет главное ралли планеты — «Дакар». Россия традиционно будет болеть за команду «КАМАЗ-мастер», которой предстоит защищать титул чемпиона в зачете грузовиков. Четыре «боевых» «КамАЗа» уже прибыли в Буэнос-Айрес. Накануне гонки мы узнали о настрое российской команды и о том, какие изменения претерпели грузовики.

Характеристики раллийных «КамАЗов»

Экипажи «КАМАЗ-мастер» будут выступать на различных модификациях хорошо зарекомендовавшего себя автомобиля «КамАЗ-4326», знакомого по предыдущей гонке. Все машины получили усовершенствованную тормозную пневмоаппаратуру Wabco и Knorr-Bremse с электронным управлением. Серьезная работа была проведена по улучшению характеристик подвески с точки зрения снижения экстремальных нагрузок на экипаж и возможности движения с большими скоростями в трудных дорожных условиях.

Грузовики «КамАЗ» могут получить новое название .

Поскольку в 2014 году на «Дакаре» серьезно ужесточились требования к дымности моторов, а с 2016 года объем двигателей грузовиков будет ограничен планкой в 16,5 литра, все «КамАЗы» отправились на гонку с турбо-дизельными двигателями Liebherr D9508. Силовой агрегат 16,2 V8 выдает 920 л. с. (при 2400 об/мин) и 4000 Нм (при 1500 об/мин) крутящего момента. В связи с использованием двигателей с электронным управлением, появилась возможность управления и передачи данных по CAN-сети.

Автомобили оснащены усовершенствованным круиз—контролем для поддержания скорости при движении в зонах ограничения скорости и обеспечения общего ограничения скорости, предписанной регламентом в 140 км/ч. Система в ходе испытаний показала свою высокую эффективность, поскольку позволяет водителю сосредотачиваться на контроле окружающей обстановки и не отвлекаться на контроль скорости.

С целью улучшения условий нахождения экипажа в кабине во время соревнований в условиях ралли «Дакар», когда температура в кабине доходит до +60 градусов, на все автомобили установлена система кондиционирования воздуха. Проверка данной системы на тестах в Марокко и в Астрахани показала существенное улучшение температурных условий для экипажа.

Габаритные размеры раллийного грузовика: длина — 6900 мм, ширина — 2550 мм, высота — 3280 мм, колесная база — 4300 мм. Подвеска — малолистовая рессора, газонаполненные амортизаторы Reiger. Колесная формула машины — 4×4. Несмотря на установку достаточно большого количества дополнительного оборудования, удалось сохранить общий вес близким к минимальному весу разрешенному техническим регламентом. Полная масса автомобиля составляет 10,2 тонны, объем топливного бака равен 1000 литров.

Маршрут «Дакара-2015»

В 2015 году «Дакар» пройдет в Южной Америке. Старт будет дан 4 января в Буэнос-Айресе, столице Аргентины, и там же через две недели состоится финиш. Экипажи проделают петлю по южноамериканскому континенту через Чили и Боливию, им предстоит преодолеть более 9000 километров.

Главные соперники

За победу будут бороться четыре экипажа «КАМАЗ-мастер» — это экипаж чемпиона прошлого года Андрея Каргинова, а также экипажи Эдуарда Николаева, Айрата Мардеева и Дмитрия Сотникова. Главными соперниками наших грузовиков будут: IVECO, MAN, GINAF, TATRA, Renault, LIAZ — всего 15-17 экипажей, рассказал руководитель команды Андрей Чагин. Отвечая на вопрос о задачах перед своей командой на «Дакар-2015» Чагин отметил, что нынешний марафон обещает быть очень жарким. «Соперники мобилизовали на гонку все ресурсы, все едут в Южную Америку за победой, и у всех сверхнастрой. Будем сражаться», — добавил Чагин.

Пилоты «КАМАЗ-мастер» улетают на «Дакар» в понедельник, механики команды — 31 декабря.

autorambler.ru


Смотрите также