ВНИМАНИЕ! Если Вам ПО ТЕЛЕФОНУ предложили перевести деньги на КИВИ-КОШЕЛЁК, то это означает, что к нашим номерам подключились мошенники!!! Будьте внимательны!

Кто может останавливать транспортное средство


Кто имеет право на остановку транспортного средства

Сегодня я расскажу о том, кто имеет право на остановку транспортного средства.

Согласно пункту 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. N 716 должностными лицами, уполномоченными осуществлять федеральный надзор в области безопасности дорожного движения являются работники ГИБДД и участковые уполномоченные полиции.

Однако нужно понимать, что остановить ваш автомобиль имеет право не любой сотрудник ГИБДД.

Смотрим пункт 2.4 Правил дорожного движения

Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14  контрольных пунктах — также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком.

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Кто такой регулировщик по смыслу ПДД? Согласно пункту 1.2. ПДД

Регулировщик — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование.

Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.

К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Таким образом, исходя из буквального прочтения вышеназванного пункта ПДД право на остановку транспортного средства предоставлено сотрудникам полиции и военной автомобильной инспекции.

Это что же, получается, на сегодняшний день остановить ваше транспортное средство имеет право любой полицейский на дороге, начиная от сотрудника патрульно-постовой службы и заканчивая каким-нибудь начальником какой-нибудь полицейской службы?

Правила  дорожного движения в пункте 1.3 дают следующий ответ на указанный вопрос

Участники дорожного движения обязаны… выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Таким образом, чтобы понимать в каждом конкретном случае, имел ли право на остановку вашего транспортного средства тот или иной сотрудник полиции, не относящийся к ГИБДД, нужно, в первую очередь, знать права, предоставленные сотруднику конкретной полицейской службы (подразделения).

Так в соответствии с пунктом 93 части 2 ст. 28.3 КРФоАП сотрудники военной автомобильной инспекции вправе составить протоколы об административных правонарушениях

предусмотренных частью 4 статьи 12.2, частью 1 и частью 2 (за исключением случаев незаконной установки на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси) статьи 12.4, частями 3, 4, 5, 6 статьи 12.5, частью 2 статьи 12.7, статьями 12.8, 12.26 КРФоАП.

Что касается сотрудников полиции, то под определение регулировщиков подпадают, в первую очередь, инспекторы рот, батальонов и полков ДПС. А на стационарном посту вы можете встретиться с инспекторами технического надзора.

Многие из вас, наверное, уже встречали на дороге так называемых стажеров ДПС. Как вы считаете, имеют ли право на остановку транспортного средства стажеры ДПС?

Отвечаю: нет, не имеют. Почему? Потому что согласно пункту 10 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, утв. Приказом МВД РФ от 15.08.2011 №942

10. При привлечении стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, запрещается:

поручать стажеру самостоятельное производство следственных действий, регулирование дорожного движения, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии, составление протоколов об административных правонарушениях;

Иными словами, стажер не является регулировщиком, которому предоставлено право на остановку транспортного средства.

Однако, это вовсе не означает, что если вас останавливает стажер, то вы можете не останавливаться. А откуда вам известно, что он стажер?

Вот если потом в результате остановки транспортного средства и выявления в ваших действиях признаков какого-либо административного правонарушения выяснится, что вас остановил стажёр, то у вас появится железный повод для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности.

Так согласно части 2 ст.1.6 КРФоАП

Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

А у стажера, как вы теперь знаете, нет компетенции ни регулировать дорожное движение (а значит, и останавливать вас), ни составлять протоколы об административных правонарушениях.

С этим разобрались, теперь давайте подробнее остановимся на ситуации, когда вас останавливает обычный инспектор ДПС.

На самом деле, если не знать некоторых нюансов, то кажется, что уж кто-то, а обычный инспектор ДПС имеет право на остановку транспортного средства. Право это у него безусловно есть, только вот не все автомобилисты знают, что действует оно лишь в то время, пока инспектор ДПС находится на службе.

Согласно пункту 32 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185 (далее, Административный регламент),

Основанием для начала исполнения государственной функции является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу.

Согласно пункту 38 Административного регламента

Основанием для осуществления контроля за дорожным движением является принятое руководителем органа внутренних дел, подразделения решение о заступлении сотрудника на службу.

Согласно п.57 Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД МВД РФ от 2.03.09 года № 186 дсп (Далее, по тексту, Наставление)

Дежурный обязан… при подготовке сотрудников, заступающих на службу…выдавать сотрудникам в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами МВД России, … нагрудные знаки (по карточкам-заместителям установленного образца или под расписку в учетной документации).

Согласно п.65.2 Наставления

Заступающие в наряд сотрудники должны… иметь при себе: нагрудный знак и жетон с личным номером.

Согласно п.104.3 Наставления

При получении команды (разрешения) об окончании несения службы наряд ДПС: сдает в дежурную часть строевого подразделения, территориального органа внутренних дел…нагрудный знак….

Другими словами, нагрудный знак выдаётся инспектору ДПС только на время несения службы. К чему я клоню, наверное, догадались?

Правильно! Если вас останавливает сотрудник ДПС (или человек в форме сотрудника ДПС) обязательно посмотрите на его нагрудный значок.

У сотрудников ДПС значок круглый, в отличие от всех остальных служб полиции, у которых значок имеет овальную форму.

В центре значка под двуглавым орлом должно быть три буквы «ДПС». Снизу код региона и через тире личный номер самого инспектора.

Так вот, если на остановившем ваш автомобиль инспекторе ДПС не оказалось нагрудного значка, значит этот инспектор ДПС на данный момент не находится на службе, регулировщиком не является, а значит, не имеет права на остановку транспортного средства и не вправе составлять протокол об административном правонарушении.

Максимум, он может в этой ситуации выступать свидетелем совершенного вами административного правонарушения, но не более того.

Помимо нагрудного значка, советую обратить внимание вот на какие моменты.

Согласно пункту 41 Административного регламента

При выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается.

Понятие патрульного автомобиля приведено в пункте 35 Административного регламента

К патрульным транспортным средствам относятся транспортные средства Госавтоинспекции (автомобиль, мотоцикл, автобус), состоящие на балансе в органах внутренних дел и включенные в постовую ведомость. Далее также — «патрульный автомобиль».

Патрульные автомобили могут использоваться в исполнении с нанесенной на наружную поверхность специальной цветографической схемой в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации и оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, а также без указанных специальных цветографических схем и устройств для подачи сигналов.

При этом, в соответствии с пунктом 44 Административного регламента

При контроле за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.

Другими словами, если инспектор во время патрулирования движется на автомобиле без специальной цветографической схемы, то он не имеет права на остановку транспортного средства.

Окей, с военной автомобильной инспекцией и ДПС разобрались. Давайте теперь, рассмотрим такой вопрос как остановка транспортного средства сотрудником полиции другой службы.

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента

Сотрудники других подразделений полиции могут осуществлять в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью административные действия по исполнению государственной функции при проведении на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел совместно с сотрудниками Госавтоинспекции специальных мероприятий по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности

То есть получается, что сотрудники полиции, не относящиеся к ГИБДД, могут нести службу на дороге только совместно с сотрудниками ГИБДД и то только по приказу руководителя органа внутренних дел.

Вместе с тем, автор статьи Евгений Волков, https://evgeniyvolkov.ru согласно опубликованному позднее Приказу МВД РФ от 05.05.2012 №403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» составлять протоколы за нарушение правил дорожного движения могут и другие сотрудники полиции при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка.

Указанное подтверждает и судебная практика. Так в своём Решении от 11.04.2011 №ГПКИ 11-372 Верховный суд РФ указал следующее:

Данное право предоставлено этим должностным лицам при условии, что они являются сотрудниками органов внутренних дел, и лишь при осуществлении ими в установленном порядке обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Возьмём к примеру сотрудников патрульно-постовой службы полиции (ППСП). Согласно пункту 218.2 Устава Патрульно-постовой службы полиции, утв. Приказом МВД РФ от 29.01.2008 №80

Патрульные и постовые наряды обязаны предотвращать факты управления транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения, или лицами, не достигшими возраста, дающего право управления транспортным средством (когда возраст очевиден или известен сотруднику), и в установленном порядке пресекать эти и другие правонарушения, влекущие очевидную угрозу жизни и здоровью граждан, а также, в пределах компетенции, нарушения Правил дорожного движения пешеходами.

Другими словами, просто выйти на дорогу и тормозить кого угодно для проверки документов или, например, выписать штраф за непристегнутый ремень кому угодно сотрудник ППСП права не имеет, так как нет очевидной угрозы жизни и здоровью.

А вот составить протокол на пешехода или тормознуть пьяного — это запросто. Поэтому не удивляйтесь, если вы перейдете дорогу в неположенном месте и до вас вдруг начнут докапываться сотрудники ППСП.

Теперь, вы знаете, что одной из их обязанностей является пресечение нарушения Правил дорожного движения пешеходами.

Запомните, что если ваш автомобиль останавливает не сотрудник ГИБДД, а сотрудник другого подразделения полиции, его действия должны в точности быть такими же, какие прописаны в Административном регламенте для сотрудников ГИБДД (то есть представиться, кратко назвать причину остановки и т.п.).

Соответственно и ваши права в разговоре с полицейским такие же, как в разговоре с инспектором ДПС. Поэтому можете потребовать от полицейского представиться, предъявить документы и назвать причину остановки.

Надеюсь, теперь вам понятно, кто из полицейских имеет право на остановку вашего транспортного средства.

Внимание: я не даю консультаций по телефону по вопросам, изложенным в статье. В статье изложено моё видение ситуации. Если у вас остались какие-либо вопросы по теме статьи, то задавайте их в комментариях к статье ниже. Спасибо!

evgeniyvolkov.ru

В каких случаях ГИБДД имеет право останавливать транспортные средства?

Обновлено 03.07.2019

2015-12-09T11:21:37+03:00

Если Вас остановил сотрудник ГИБДД, то он должен иметь для этого предусмотренную правовой системой причину остановки. Ответ на вопрос, имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать движущийся транспорт в конкретной ситуации, можно получить, изучив пункт 63 Административного регламента МВД России от 02 марта 2009 № 185. Он содержит перечень оснований для остановки транспорта инспекторами ГАИ. К ним относятся:

  • установленные зрительно либо зафиксированные техническими средствами признаки нарушений ПДД;
  • наличие информации, свидетельствующей о причастности пассажиров, водителя к преступлению, ДТП, административному правонарушению;
  • необходимость использования автомобиля;
  • наличие данных об использовании транспорта в противозаконных целях;
  • необходимость опроса участников дорожного движения об обстоятельствах преступления, ДТП, административного правонарушения, если они являются очевидцами;
  • наличие причин полагать, что средство транспорта разыскивается;
  • необходимость привлечения водителя либо пассажира в качестве понятого;
  • исполнение регулировочно — распорядительных функций на дороге;
  • необходимость привлечения водителя к оказанию помощи сотрудникам полиции, участникам дорожного движения;
  • проведение особых мероприятий, например, специальная операция на трассе;
  • проверка прав и документов, предусмотренных ПДД (лишь на стационарных постах ДПС).

Имеет ли право ГАИ останавливать без причины транспортное средство? Если сотрудник ГИБДД остановил транспорт при наличии любой из вышеназванных причин, с соблюдением всех предусмотренных правил, то его действия правомерны. Если же сотрудник ГИБДД остановил средство транспорта без законной причины, то подобные действия будут противоречить требованиям правовой системы.

На вопрос, имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать автомобили, ответ однозначен. Он наделен подобным правом, но может его реализовать лишь в предусмотренных случаях, которые мы рассмотрели выше. Итак, Вас остановил сотрудник ГИБДД. Каковы его права в дальнейшем? Из анализа положений пункта 20 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» следует, что, помимо остановки транспорта, сотрудники полиции могут:

  • проверять документы, дающие право пользования (управления) машиной;
  • осматривать транспорт, грузы, если имеется подозрение, что их используют в противозаконных целях;
  • проверять наличие полиса ОСАГО;
  • задерживать разыскиваемые транспортные средства;
  • проверять документы на транспорт и перевозимые грузы;
  • временно запрещать (ограничивать) дорожное движение.

Итак, вас остановил сотрудник ГИБДД. Вы хотите убедиться в правомерности его действий. Что делать в подобной ситуации? Можно позвонить на горячую линию и узнать, имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать автомобили в том или ином случае.

Если сотрудник ГИБДД остановил транспорт незаконно, то его действия можно обжаловать. Следует учитывать, что вышеуказанные правомочия предоставляются инспектору ГАИ только в пределах зоны его ответственности. Если сотрудник ГИБДД остановил автомобиль вне ее границ, то его действия будут неправомерными.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Кто имеет право останавливать транспортное средство

Согласно ПДД пункт 2.4 «Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 («Пункт контроля международных автомобильных перевозок») контрольных пунктах – также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со светоотражателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком».

Пункт 1.2 гласит: «Регулировщик – лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей». Итак, кто имеет право останавливать транспортное средство? Вывод: остановить имеет право только милиционер-регулировщик, который должен быть в соответствующей служебной форме со служебным жетоном на груди.

Имеет ли право стажер ДПС останавливать ТС

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Милиционер-стажер, выходя на пост, не имеет права одевать служебную форму сотрудника полиции (ДПС), и тем более не имеет служебного жетона. Таким образом, человек в гражданской одежде, даже имея при себе специальную экипировку, регулировщиком не является и, соответственно, отвечая на вопрос, имеет ли права стажер ДПС останавливать ТС, можно с уверенностью ответить — нет, не имеет.

Совершенно таким же образом можно ответить и вопросы, типа «имеет ли право ППС останавливать машину» или «имеет ли право участковый останавливать транспортное средство». Не имеют они такого права, так как не наделены функцией регулировки дорожного движения.

Где имеют право останавливать сотрудники ГИБДД

В Административном регламенте МВД РФ указано, где имеют право останавливать сотрудники ДПС. В соответствии с п. 82 Административного регламента МВД РФ, для проверки документов можно останавливать ТС только на стационарных постах ДПС. Вне стационарного поста тоже можно останавливать транспортные средства:

  • в случае нарушения водителем требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • в случае ориентировки или указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий.

Что такое стационарный пост? Понятие стационарного поста ДПС в действующем законодательстве четко не дается, но из п. 14 Административного регламента следует: «Понятие стационарного поста ДПС включает также контрольный пост милиции и контрольно-пропускной пункт». Таким образом, место, где имеют право останавливать сотрудники ГИБДД четко прописано в законе.

Важно знать!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

задайте вопрос юристу бесплатно

bukvaprava.ru

Кто имеет право на остановку транспортного средства?

Правовые акты регламентируют право осуществления контроля состояния дорожной безопасности за должностными лицами, уполномоченными осуществлять такого типа мероприятия. К их числу относятся работники службы ГИБДД и уполномоченные сотрудники полиции. Останавливать машину может не каждый сотрудник МВД. Он должен находиться на службе, быть одетым по форме, на которую прикреплен нагрудный знак. Работник при себе должен иметь удостоверение и документы о возложении начальством ответственности за определенный участок дороги или местности.

Кто уполномочен осуществлять контроль?

Контроль состояния безопасности дорожного движения находится в компетенции уполномоченных сотрудников подразделений службы МВД. В прямые обязанности такие задачи вменены работникам ГИБДД и полиции. Надзор должен быть под контролем у регулировщиков, к числу которых относятся полицейские, представители военной автомобильной инспекции, дежурные на железнодорожных переездах, на паромных переправах и работники дорожно-эксплуатационных служб. Такими полномочиями не наделены стажеры ДПС. Право требования остановки имеют уполномоченные сотрудники, при условии нахождения их на службе.

Порядок остановки транспортного средства с целью осуществления контроля указан в Административном регламенте, утвержденном Приказом МВД РФ № 664 от 2017 года. В нем рассмотрен перечень должностных лиц, уполномоченных к таким действиям и ряд обстоятельств, при которых может быть инициирована проверка. Основаниями для остановки автомобиля являются:

  • Необходимость использования проезжающего транспорта в служебных целях;
  • Наличие информации о противозаконном использовании машины;
  • Проведение документальной проверки;
  • Привлечение водителя или его пассажиров в качестве понятых;
  • Нарушения ПДД, зафиксированные визуально или техническими средствами;
  • Подозрение, что машина находится в розыске;
  • Реализация специальных операций на трассе.

Машина может быть остановлена при наличии информации о причастности в ней находящегося лица к административному нарушению или к преступлению, а также при реализации регулировочных действий на дороге. Движение транспортного средства может быть прекращено по одной из предусмотренных в правовых актах причин представителем службы МВД любого подразделения, в его служебное время, при условии наличия на нем форменной одежды, нагрудного знака и удостоверения, а также рядом стоящего автомобиля. Во всех остальных ситуациях остановку можно признать неправомерной.

Может ли участковый останавливать авто?

Участковый имеет право останавливать транспортное средство при условии, что его движение производится на вверенной работнику территории в служебное время, в которой он располагает служебным транспортом. Такое право сотрудника зафиксировано в Приказе МВД РФ № 444 от 02.06.2005 года «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию».

Приказе МВД РФ №664 также определяет полномочия должностных лиц МВД. Закон гласит, что сотрудник имеет право проверять документы, удостоверяющие личность граждан только в случае, если есть основания полагать, что их владельцы совершили преступление или планируют его. Контроль также актуален при подозрении, что транспортное средство угнано или лицо, находящееся в автомобиле находится в розыске.

Почему полицейский может требовать остановки?

Сотрудники подразделений МВД, не отнесенных к службе ГИБДД, могут останавливать транспортное средство только для пресечения или предотвращения совершения правонарушения, а также с целью задержания лица, подозреваемого в преступлении. Основанием для активных действий уполномоченных лиц могут стать обращение граждан, являющихся потерпевшими в результате действий водителя автомобиля, или свидетелями происшествия, имеющего административный или уголовный характер.

Сотрудники правомерны остановить машину также в случае самостоятельной фиксации правонарушения. Регламент их действий отражен в ст. 27 Федерального закона №3 «О полиции». В нем указано, что при наличии конкретных оснований, работник любой службы МВД вправе остановить машину для осуществления проверки. При этом требований к его должности не предъявляется, а оговорено, что на такие действия он имеет право на территории РФ в любое время суток.

При решении служебных вопросов, не терпящих отлагательств, сотрудники полиции могут остановить автомобиль с целью его изъятия для преследования лиц, совершивших преступление или подозреваемых в нем и для доставки в медицинское учреждение граждан, нуждающихся в получение срочной медицинской помощи. Прекращение движения машины актуально также при необходимости буксировки поврежденных в результате ДТП транспортных средств и для обеспечения личной доставки к месту преступления.

Уполномоченные лица не могут останавливать и изымать транспортное средство для решения личных проблем. При необходимости его использования для служебных целей, сотрудник МВД должен разъяснить водителю, являющемуся собственником машины, причину и основания применения таких мер. Он также обязан ознакомить его с правами и обязанностями. В особо опасной ситуации, водитель отстраняется от управления автомобилем на период его использования. Он может рассчитывать на получение компенсации, предусмотренной законодательными положениями в случае причиненного его собственности материального ущерба и понесенных расходов на горюче-смазочные материалы.

Заключение

Остановка машины уполномоченными сотрудниками МВД осуществляется с целью осуществления контроля дорожной ситуации и обеспечения безопасности на дорогах. Она может быть произведена любым сотрудником, в должностной компетенции которого предусмотрены такие функции. Правом требования на прекращение движения транспортного средства наделены только те работники, которые находятся на службе, одеты по регламентированной форме и имеют соответствующее распоряжение начальства на такую деятельность.

insur-portal.ru

Кто имеет право остановить автомобиль на дороге

Большинство владельцев транспортных средств считают, что останавливать машины на дорогах могут только представители ГИБДД. Причина, по которой они должны это делать – проверка  документов или возникновение ситуации, когда нарушены правила движения. Наш инструктор по вождению Мытищи, общаясь с автомобилистами, отмечает следующее: нередки случаи, когда  они считают, что их машину неправомерно останавливают служащие ППС. По  мнению водителей, эти полицейские должны следить за порядком не на автомобильных трассах, а в местах общественных или на улицах. 

В чем состоят отличия функциональных обязанностей и полномочий, которыми наделены сотрудники  ГИБДД и ППС?

Полномочия ППС 

В отдельное подразделение милиции ГАИ была выделена в 1936 году. До этого времени все милиционеры должны были следить и за дорожной ситуацией, и за общественным порядком. Но фактически данное разделение функций произошло только формально. В настоящее время сотрудники практически всех ведомств МВД имеют право выполнять действия, которые направлены на поддержание правопорядка на дорожных магистралях. В ПДД и «Законе о полиции» не прослеживается каких-либо отличий между полномочиями, предоставленными работникам  ГИБДД и другим сотрудникам МВД. Это означает, что представитель ППС вправе осуществить как остановку транспорта, так и проверку необходимых для водителя документов. 

Некоторые автомобилисты также ошибочно считают, что представителю ППС документы на транспортное средство и  права можно не предъявлять, а  подать только лишь паспорт.  Согласно правилам (пункт 2.1.1. ПДД), автомобилист   по требованию полицейских любого ведомства должен предоставить следующие документы:

 1.         Соответствующие документы, подтверждающие право владения автомобилем (или его использования).

2.         Удостоверение водителя.

3.         Накладные на груз, путевой лист (если осуществляется перевозка коммерческого груза).

4.         Документы, подтверждающие, что машина зарегистрирована надлежащим образом.

Тем не менее, существуют некоторые нюансы, касающиеся вопроса полномочий.

Для сотрудников разных подразделений полиции существуют четкие предписания. В них указано – в  каких случаях полицейский имеет право остановить автомобильный транспорт. 

Например, в функциональные обязанности работников ППС входит: 

1.         Проверка документов на ТС, на груз, а также на право управления машиной.

2.         Предотвращение случаев, когда машиной управляют лица несовершеннолетние или с признаками алкогольного опьянения.

3.         Осуществление  досмотра ТС, когда есть подозрение об использовании его с целями, противоречащими закону.

4.         Пресечение разного рода правонарушений, представляющих угрозу здоровью и жизни граждан.

Кто имеет право выписать штраф водителю

 Наложить  штрафные санкции, согласно целому ряду статьей «КОАп», может практически любой полицейский. Такая ситуация может возникнуть:

•          при управлении незарегистрированной или не прошедшей техосмотр машиной;

•          если отсутствуют номерные знаки, а также в том, случае, когда они плохо различимы, неправильно установлены или нестандартные;

•          при неиспользовании ремней безопасности;

•          при отсутствии у водителя  документов на  перевозку грузов или пассажиров в легковом такси;

•          при нарушении ПДД, которые необходимо соблюдать при пересечении ж/д переездов, на перекрестках, при проезде на красный свет, при обгоне, при остановке и стоянке и т.д.

Таким образом, получается, что нет разницы в том, кто из представителей ППС и ГИБДД произведет остановку автотранспорта. При этом следует отметить, что задержать нарушителя работник ППС имеет право, но в его компетенцию не входит оформление протокола о нарушении ПДД. В таком случае проштрафившегося водителя он должен транспортировать к самому ближайшему посту ГИБДД или вызвать наряд ДПС. 

azbuka-vozhdeniya.ru

Остановка транспортного средства: основания, права и обязанности сотрудника ДПС

84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:

84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.

84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.

84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.

84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.

84.6. Необходимость использования транспортного средства .

_______________

Пункт 37 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».

84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.

84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.

84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.

84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства .

_______________

Пункт 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711. Далее — «мероприятия по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий».

84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.

84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

85. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство. При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

В темное время суток либо в условиях ограниченной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства должна осуществляться с использованием специальных световых сигналов (при наличии возможности).

86. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

87. Остановка транспортного средства осуществляется с учетом требований правил дорожного движения и соблюдением мер, направленных на обеспечение безопасности участников дорожного движения.

88. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.

89. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 45 Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить им права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации .

_______________

Статьи 25.6, 25.7 КоАП РФ (далее — Кодекс).

90. При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования, предусмотренную законодательством Российской Федерации. (в ред. Приказа МВД России от 21.12.2017 N 948)

Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством .

_______________

Пункт 223 Административного регламента.

Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдает ему справку или делает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения Госавтоинспекции (подразделения ДПС) .

_______________

Абзац 4 пункта 2.3.3 Правил дорожного движения.

91. При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные Кодексом .

_______________

Статья 24.5 Кодекса.

Дальнейшие действия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном Административным регламентом в зависимости от обстоятельств совершения административного правонарушения.

92. При возбуждении дела об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица , и обнаружении данных, указывающих на наличие в действиях юридического или (и) должностного лица (индивидуального предпринимателя) события административного правонарушения сотрудник составляет рапорт о необходимости проверки обнаруженных данных, за исключением случаев одновременного возбуждения дела об административном правонарушении в отношении юридического или должностного лица (индивидуального предпринимателя).

_______________

Далее — «индивидуальный предприниматель».

В рапорте отражаются сведения, которые могут иметь значение доказательств по делу об административном правонарушении: номера и даты оформления путевого листа, специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов , маршрута перевозки опасного груза, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза, товарно-транспортных накладных, свидетельства о подготовке водителя автотранспортного средства, перевозящего опасные грузы (свидетельство ДОПОГ) , страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, сведения об отсутствии необходимых документов или каких-либо обязательных отметок в них. Изготавливаются копии (ксерокопии, фотокопии) указанных документов.

_______________

Приложение N 1 к приказу Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов» (зарегистрирован в Минюсте России 11 октября 2012 года, регистрационный N 25656), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7 (зарегистрирован в Минюсте России 5 июня 2014 года, регистрационный N 32585), от 16 июня 2016 г. N 158 (зарегистрирован в Минюсте России 2 августа 2016 года, регистрационный N 43062), от 21 сентября 2016 г. N 272 (зарегистрирован в Минюсте России 21 марта 2017 года, регистрационный N 46064).

Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ). Российская Федерация присоединилась к данному соглашению постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 76 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 7, ст. 508).

Водитель опрашивается по вопросам, имеющим отношение к делу об административном правонарушении .

_______________

Пункты 131 — 141 Административного регламента.

Рапорт сотрудника и приложенные к нему материалы докладываются руководителю подразделения ДПС (подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне), который передает (направляет) их для проведения проверки и решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического и (или) должностного лица (индивидуального предпринимателя) в соответствии со статьей 28.1 Кодекса.

Если водитель транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица, является законным представителем этого юридического лица, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) юридическое лицо, в отношении водителя и (или) в отношении юридического лица.

Если водитель транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица, является должностным лицом данного юридического лица, ответственным за эксплуатацию или техническое состояние этого транспортного средства, либо за перевозку, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) должностное лицо, в отношении водителя и (или) в отношении должностного лица .

_______________

Статья 2.4 и часть 1 статьи 4.4 Кодекса.

Если водитель является индивидуальным предпринимателем, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) должностное лицо (индивидуальный предприниматель), в отношении водителя и в отношении индивидуального предпринимателя.

93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:

93.1. Выйти из транспортного средства в случаях:

наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;

_______________

Подпункт 227.1 пункта 227 Административного регламента.

для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;

для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;

когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;

когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

93.2. Переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если:

нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;

нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника.

93.3. Занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

94. При установлении в ходе осуществления действий, связанных с остановкой транспортного средства, признаков состава или события преступного деяния, принимаются меры к задержанию лиц, причастных к его совершению, соответствующая информация докладывается дежурному для принятия решения о вызове следственно-оперативной группы, либо доставления задержанных в орган внутренних дел.

95. В случаях невыполнения водителем транспортного средства требования сотрудника об остановке; визуальном установлении признаков преступления, административного правонарушения при отсутствии возможности своевременной подачи сигнала об остановке транспортного средства; получения информации о совершении водителем транспортного средства преступления, административного правонарушения от другого наряда сотрудников органов внутренних дел, участника дорожного движения; получения указания от дежурного, руководителя подразделения ДПС (подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне) о необходимости остановки транспортного средства в зависимости от конкретной обстановки сотрудником могут быть приняты меры по:

передаче информации дежурному, другому наряду сотрудников;

преследованию и (или) принудительной остановке транспортного средства.

96. Преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. При этом требование об остановке подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем). В случае необходимости и при наличии возможности осуществляется (с использованием громкоговорящего устройства) информирование других участников дорожного движения о повышенной внимательности и соблюдении мер предосторожности.

97. Принудительная остановка транспортного средства может быть осуществлена:

с применением специальных средств принудительной остановки транспорта — при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации , в соответствии с инструкциями о применении таких средств. При этом не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях ;

_______________

Статьи 18, 19, 21, 22 Федерального закона «О полиции».

Часть 2 статьи 22 Федерального закона «О полиции».

посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения, при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения ;

_______________

Часть 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».

с применением огнестрельного оружия — при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации ;

_______________

Статьи 18, 19, 23 Федерального закона «О полиции».

посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми сигналами;

посредством размещения на проезжей части грузовых автомобилей.

Использование грузовых автомобилей в целях принудительной остановки транспортного средства может осуществляться только в случае создания его водителем реальной опасности жизни и здоровью людей, неоднократного неподчинения законным требованиям сотрудника остановиться и при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения.

98. Не допускается принудительная остановка с использованием и в отношении:

транспортных средств, перевозящих опасные грузы;

грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров);

автомобилей скорой медицинской помощи;

транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям;

автобусов;

мотоциклов и мопедов.

99. Транспортное средство с включенными специальными световыми и (или) звуковыми сигналами может быть остановлено в случаях:

наличия данных о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения или преступления, использовании транспортного средства в противоправных целях;

нарушения его водителем разделов 2, 3, 7, 19 — 23 Правил дорожного движения, а также раздела 6 Правил дорожного движения в части, касающейся сигналов регулировщика;

проведения соответствующих мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.

100. По окончании действий, связанных с целью остановки транспортного средства и отсутствии оснований для выполнения иных действий, предусмотренных Административным регламентом, сотрудником дается разрешение на дальнейшее движение транспортного средства.

Остановка пешехода

_______________

Требования подраздела относятся также к водителям транспортных средств, за исключением водителей механических транспортных средств.

101. Основаниями для предъявления сотрудником пешеходу требования об остановке являются:

обнаруженное сотрудником визуально или зафиксированное с использованием технических средств нарушение пешеходом правил дорожного движения;

необходимость привлечения его в качестве свидетеля или понятого;

необходимость временного ограничения или запрещения дорожного движения;

необходимость регулирования дорожного движения .

_______________

Пункты 79 — 83 Административного регламента.

102. Для предъявления пешеходу требования об остановке используются:

сигналы регулировщика, подаваемые с использованием жезла (диска с красным сигналом или световозвращателем) либо рукой, при необходимости в сочетании со свистком;

громкоговорящее устройство.

103. Остановив пешехода, сотрудник должен представиться в соответствии с требованиями пункта 45 Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче документов, удостоверяющих его личность, а при привлечении пешехода в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации .

_______________

Статьи 25.6, 25.7 Кодекса.

104. При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные Кодексом .

_______________

Статья 24.5 Кодекса.

Дальнейшие действия осуществляются в соответствии с положениями Административного регламента в зависимости от обстоятельств совершения административного правонарушения.

105. По окончании действий, связанных с целью остановки пешехода и отсутствии оснований для выполнения иных действий, предусмотренных Административным регламентом, сотрудником дается разрешение на дальнейшее движение пешехода.

Проверка документов, идентификационного номера, номера кузова, номера шасси транспортного средства , государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства

_______________

Далее — «маркировочные обозначения».

106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении , являются:

_______________

Пункты 2.1.1 и 2.2 Правил дорожного движения.

выявление признаков нарушения правил дорожного движения;

наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;

проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;

остановка транспортного средства по основаниям, предусмотренным подпунктами 84.1 — 84.3, 84.11 пункта 84 Административного регламента.

107. Основаниями для проверки документов, удостоверяющих личность граждан, являются:

выявление признаков нарушения ими правил дорожного движения;

наличие повода к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении;

выявление признаков подделки документов;

наличие ориентировок либо иных данных, дающих основания подозревать этих граждан в совершении преступления, а также полагать, что они находятся в розыске;

необходимость привлечения граждан в качестве свидетелей, понятых.

(п. 107 в ред. Приказа МВД России от 21.12.2017 N 948)

108. Основаниями для проверки у граждан и должностных лиц разрешения (лицензии) и иных документов на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности являются:

выявление признаков нарушения требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;

проведение осмотра транспортного средства и груза ;

_______________

Пункт 197 Административного регламента.

проведение досмотра транспортного средства ;

_______________

Пункт 202 Административного регламента.

арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения ;

_______________

Пункт 260 Административного регламента.

иные случаи, когда это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей.

109. Основаниями для проверки маркировочных обозначений транспортного средства являются:

необходимость сверки маркировочных обозначений с данными, указанными в регистрационных документах на транспортное средство;

наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;

выявление признаков подделки (подложности) документов, подтверждающих право собственности, регистрационных документов на транспортное средство, подделки (подложности) государственных регистрационных знаков;

проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.

110. Основаниями для проверки государственных регистрационных знаков являются:

необходимость сверки государственных регистрационных знаков с данными, указанными в регистрационных документах на транспортное средство;

наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;

выявление внешних признаков их подделки (подложности), подделки (подложности) регистрационных документов на транспортное средство, подделки (уничтожения) маркировочных обозначений транспортного средства;

проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.

111. Основаниями для проверки технического состояния транспортного средства являются:

обнаруженные визуально признаки административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.23, 12.5 Кодекса;

участие транспортного средства в ДТП;

наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;

проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.

112. При проверке документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков осуществляется визуальное исследование документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков.

В случае необходимости при проверке документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков могут применяться технические средства выявления признаков подделки, осуществляться обращение к разыскным, оперативно-справочным учетам и специализированным федеральным учетам органов внутренних дел.

113. При проверке документов на перевозимый груз осуществляются действия, предусмотренные пунктом 112 Административного регламента, а также устанавливается соответствие транспортной накладной и прилагаемых к ней документов путевому листу, лицензионной карточке, фактически перевозимому грузу .

_______________

В сочетании с проведением осмотра транспортного средства и груза, досмотра транспортного средства.

114. При визуальном исследовании документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков осуществляется сверка записей в документах, фотографий с фактическими данными, сопоставление записей, выявление исправлений, потертостей, повреждений, изменений маркировочных обозначений, государственных регистрационных знаков, других признаков подделки.

115. В случае возбуждения дела об административном правонарушении либо отказа в его возбуждении обращение к централизованным оперативно-справочным и розыскным учетам органов внутренних дел является обязательным.

В случае отсутствия технической возможности осуществить проверку по централизованным оперативно-справочным и розыскным учетам органов внутренних дел (сбой в работе автоматизированных информационных систем или интегрированных банков данных, отсутствие радио- и телефонной связи или иные технические причины) данная проверка осуществляется незамедлительно при наступлении такой возможности.

116. Обращение к централизованным оперативно-справочным и розыскным учетам органов внутренних дел осуществляется сотрудником непосредственно в банки данных (при наличии технической возможности) либо путем запроса в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) по имеющимся каналам связи.

(в ред. Приказа МВД России от 21.12.2017 N 948)

117. Технические средства выявления признаков подделки маркировочных обозначений применяются в случаях, когда визуально определены следы внешнего воздействия на маркировку, имеются признаки подделки регистрационных и иных документов, расхождения записей в них с фактическими данными, данными централизованных оперативно-справочных и розыскных учетов органов внутренних дел.

118. Технические средства выявления признаков подделки документов, маркировочных обозначений, государственных регистрационных знаков, проверки технического состояния транспортных средств применяются в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения таких технических средств.

119. При установлении личности участника дорожного движения выясняются данные, необходимые для возбуждения дела об административном правонарушении, проверки по централизованным оперативно-справочным и розыскным учетам органов внутренних дел.

120. Об обнаружении в ходе проверки документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков признаков преступления или лиц, находящихся в розыске, сотрудник докладывает в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) для решения вопроса о направлении следственно-оперативной группы, осуществлении досмотра транспортного средства , личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице , доставлении лиц , перемещении транспортного средства в расположение органа внутренних дел.

_______________

Пункты 202 — 212 Административного регламента.

Пункты 189 — 196 Административного регламента.

Пункты 175 — 178 Административного регламента.

121. По факту обнаружения признаков преступления или лиц, находящихся в розыске, сотрудник составляет рапорт, который вручается старшему следственно-оперативной группы или дежурному, а его копия с отметкой о получении передается руководителю подразделения ДПС (руководителю подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне).

122. В случае обнаружения в ходе проверки документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, возбуждает дело об административном правонарушении.

123. При проверке документов иностранных граждан и лиц без гражданства сотрудник должен учитывать, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации требуются специальные разрешения .

_______________

Статья 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

124. При управлении транспортными средствами на территории Российской Федерации у иностранных граждан и лиц без гражданства сотрудником осуществляется проверка следующих документов:

документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина либо лица без гражданства в Российской Федерации ; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации , — виза, миграционная карта;

_______________

Статья 10 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

российское национальное водительское удостоверение, а при его отсутствии — иностранное национальное водительское удостоверение или международное водительское удостоверение при условии, если оно предъявляется вместе с национальным водительским удостоверением ;

_______________

Пункты 12 — 17 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

регистрационные документы на транспортное средство, а в случае ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации — документы, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз данного транспортного средства ;

_______________

Пункт 2.2 Правил дорожного движения.

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (распечатанная на бумажном носителе информация о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа) либо документ, подтверждающий заключение договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования ;

_______________

Часть 1 статьи 32 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Статья 31 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

документы, требующиеся для въезда на территории, организации и объекты, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимы специальные разрешения (в случае въезда на соответствующие территории, организации и объекты);

российское разрешение на проезд по территории Российской Федерации при выполнении международной автомобильной перевозки и другие документы, которые в соответствии с международными соглашениями и договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения требуются для осуществления международных автомобильных перевозок.

_______________

Приложения N 4 — N 7 к приказу Минтранса России от 14 октября 2015 г. N 302 «О реализации положений пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 89» (зарегистрирован в Минюсте России 8 декабря 2015 года, регистрационный N 40013), с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 1 сентября 2016 г. N 261 (зарегистрирован в Минюсте России 28 сентября 2016 года, регистрационный N 43845).

125. У иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации и участвующих в дорожном движении в качестве пассажира транспортного средства либо пешехода, сотрудником осуществляется проверка следующих документов:

документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина либо лица без гражданства в Российской Федерации, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерацией в качестве документа, удостоверяющего личность данных лиц; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации — виза, миграционная карта;

документы, требующиеся для въезда на территории, организации и объекты, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимы специальные разрешения (в случае въезда на соответствующие территории, организации и объекты).

126. Проверка технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства производится в соответствии с пунктами 96 — 99 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами — участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов .

_______________

Приказ МВД России от 14 ноября 2016 г. N 727 (зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2017 года, регистрационный N 45484).

127. По результатам проверки документов, маркировочных обозначений, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства при необходимости и наличии оснований осуществляются действия в соответствии с Административным регламентом либо иными нормативными правовыми актами МВД России, при их отсутствии участнику дорожного движения возвращаются полученные от него документы и дается разрешение на дальнейшее движение транспортного средства (пешехода).

www.zr.ru

Имеет ли право простая полиция (не ГИБДД) останавливать ваш автомобиль?

Один из самых распространенных вопросов от водителей которые попадали в подобную ситуацию следующий «имеет ли право простой сотрудник полиции, не ГИБДД, или к примеру сотрудник ОМОН или СОБР, остановить мой автомобиль, просто меня остановили и произошла проверка документов или досмотр, а я не знаю нужно ли было останавливаться?».

Остановились и правильно сделали? Потому что шутки в таких ситуациях шутить не стоит.

Не важно кто перед вами, сотрудник вневедомственной охраны, инспектор ГИБДД , сотрудник СОБР или ОМОН, участковый, все они относятся к сотрудникам полиции, а значит обладают полномочиями для того, чтобы остановить вас и ваше ТС. На все перечисленные подразделения распространяется закон «О полиции» и все они обладают равными правами по отношению к участникам дорожного движения.

По закону о полиции правом проверять документы и останавливать транспортные средства наделены все служители закона, то есть любой сотрудник полиции если ему это необходимо может остановить вас и проверить документы (закон «О полиции» позволяет это сделать). Некоторые ошибочно полагают, что данные действия совершать имеет права только инспектор ГИБДД, это не так!

Но у вас может возникнуть вопрос, почему же тогда простые сотрудники полиции не выходят на дорогу и не занимаются регулированием дорожного движения? Все просто, кроме прав которыми наделены сотрудники полиции, существуют также их обязанности и задачи, которые они должны ежедневно выполнять, ставятся такие задачи тем подразделением в котором проходят службу конкретные сотрудники полиции. К примеру у участкового обязанность следить за порядком на своей территории, принимать заявления от граждан и совершать прочие действия по охране порядка, у отделения вневедомственной охраны полномочия охранять объекты, у инспекторов ГИБДД следить за безопасностью дорожного движения.

Но все же, есть определенные ситуации, когда сотрудник полиции не важно в каком подразделении он проходит службу, может остановить вас. К примеру, произошло какое то чрезвычайное происшествие и вашу машину заметили в данном районе, либо вы просто случайно там проезжали, соответственно в такой ситуации вас могут остановить, с целью проверки документов, установления обстоятельств происшествия, провести досмотр вашего авто, ведь все данные действия, являются ничем иначе как выполнением сотрудниками полиции возложенных на них полномочий.

Вопрос-Ответ: на какое время инспектор ГИБДД может остановить мой автомобиль?

Соответственно все действия вы имеете полное право снимать на видео, это не запрещено законодательством.

Можно ли снимать инспектора ГИБДД на видео?

Также бывает, что проводится спецоперация и сотрудники останавливают все автомобили подряд, такое случается когда идет перехват особо опасных преступников, партии наркотиков или оружия.

Если вы сомневаетесь в том, что вас остановили настоящие сотрудники полиции, или они ведут себя слишком нагло и неуважительно, то попросите в обязательном порядке предъявить их служебное удостоверение, если вам отказали, то предупредите, что сотрудник нарушает часть 4 статьи 5 закона «О полиции». Согласно ее содержанию, сотрудник полиции обязан по требованию гражданина предъявить свое служебное удостоверение и не просто тыкнуть им в лицо и закрыть, а дать внимательно и спокойно изучить его и зафиксировать его данные. В случае если ваши права нарушены, то вы можете написать на такого сотрудника жалобу вышестоящему руководству или обжаловать действия сотрудника полиции в суд, что более эффективно.

Как нужно бороться с произволом инспекторов ГИБДД?

Как и в каких ситуациях инспекторы ГИБДД нарушают права водителей?

Как инспектор ГИБДД должен общаться с водителем?

Если вас останавливает простой сотрудник полиции за нарушение ПДД?

К примеру вы грубо нарушили правила дорожного движения и попали в поле зрения патрульных, в такой ситуации они имеют право вас остановить, но если у них нет необходимых бумаг, то правильно оформить документы у них нет возможности, так, что скорее всего им придется вызывать инспекторов ГИБДД на место, чтобы засвидетельствовать факт нарушения и выписать вам постановление или протокол об административном правонарушении.

В чем отличие протокола от постановления?

Если вы видите, что сотрудники полиции откровенно балбесничают, или занимаются каким то самоуправством, то вы имеете право позвонить в «02» и сообщить о данном инциденте, также зафиксируйте данный факт на фото или видеосъемку, чтобы вам было чем подтвердить. Но производить звонок в полицию лучше всего если действительно ваши права грубо нарушаются. Также как уже говорилось выше, вы можете обжаловать действия сотрудников полиции в судебном порядке. Постарайтесь лучше избежать конфликта на дороге, но вся зафиксируйте и запомните, далее вы обязательно сможете отстоять ваши права и подать жалобы в надзорные органы.

Надеюсь данный материал был вам интересен, если у вас остались вопросы, то задавайте их на нашем сайте.

Знайте ваши права. Желаю вам удачи!

yurist174.ru

Кто имеет право останавливать транспортное средство, в России действует новый регламент ГИБДД

ГИБДД с октября 2017 года действует в соответствии с новым административным регламентом. Документ устанавливает, как должны себя вести дорожные инспекторы на дороге, в том числе, кто и при каких обстоятельствах имеет право останавливать транспортное средство в России.

В России приняты новые административные правила, регулирующие отношения автомобилистов и представителей власти – инспекторов дорожных служб. Новый регламент ГИБДД вступил в силу 20 октября 2017 года. Эксперты заверяют, что законопослушным водителям нововведения ничем не грозят, однако знать, какие произошли изменения в этой сфере, все же рекомендуют.

Один из пунктов, регламентирующих поведение сотрудников ДПС, касается того, когда и в каких случаях они имеют право останавливать проезжающие мимо машины.

Когда и кто может остановить автомобиль?

В старой редакции регламента (от 2009 года) гаишникам разрешалось останавливать транспортные средства для проверки документов только на стационарных постах ДПС. Сейчас инспекторы ГИБДД могут это делать в любом месте, но только в особых случаях и если имеется соответствующий приказ вышестоящего лица. По мнению экспертов, данное правило лишь закрепляет то, что было обычным делом в период действия запрета.

«В прошлом регламенте формально запрещалась остановка вне стационарных постов без причины. Но тут же называлась дюжина причин, по которым можно остановить. Например, проведение спецопераций или если водитель нарушил ПДД. И сейчас сотрудник ДПС всегда найдет повод остановить автомобиль, если ему это понадобится», — говорит автоэксперт Игорь Моржаретто.

Тем не менее, водитель имел право не останавливаться вне поста ДПС, поскольку на ближайшем стационарном участке можно было сообщить причины неповиновения –  например, в связи с тем, что стоящий на трассе человек с жезлом показался мошенником.

Что допускает новый регламент?

По новым правилам инспекторы ГИБДД могут дежурить на всем протяжении трассы, если контролируемые участки установлены вышестоящим начальством.

«В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети», – говорится в документе.

Причины для остановки транспортного средства (ТС)

  1. нарушения ПДД, визуально или с помощью техсредств обнаруженные сотрудником ГИБДД;
  2. сведения о причастности водителя или пассажиров ТС к любого рода преступлению (административному или уголовному);
  3. сведения об угоне ТС;
  4. сведения о том, что автовладелец является свидетелем аварии или преступления.

Дорожные инспекторы также могут остановить проезжающую мимо машину, если требуется перевезти раненого в ДТП, для помощи полиции и в некоторых других случаях.

Права автомобилистов

Водители, останавливаемые дорожными инспекторами вне постов ДПС, должны знать, когда нужно затормозить. Следовать указаниям можно только в том случае, если «палочкой» машет человек из рядом стоящей машины с соответствующей раскраской,  подтверждающей его принадлежность к ГИБДД.  Автомобиль при этом должен стоять на видном месте и там, куда его направили, а именно – «в месте концентрации ДТП».

Права и обязанности инспекторов

Представители правоохранительных органов, регулирующих дорожное движение, не имеют права грубить, хамить и допускать «любые виды высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений». При этом они имеют право проверить документы у всех людей, находящихся в машине.

pronedra.ru


Смотрите также