ВНИМАНИЕ! Если Вам ПО ТЕЛЕФОНУ предложили перевести деньги на КИВИ-КОШЕЛЁК, то это означает, что к нашим номерам подключились мошенники!!! Будьте внимательны!

Можно ли снимать полицейских на камеру в россии


Об осуществлении гражданами фото- и видеосъемки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

Разрешено ли снимать сотрудников полиции при исполнении ими своих обязанностей?

Запретов на это законодательство не содержит. В части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с принципом публичности и открытости, установленным статьей 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции», деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Открытость и доступность информации о деятельности государственных органов гарантирует и статья 4 Федерального закона от 9 февраля 2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Похожий принцип «публичности и открытости деятельности государственных органов» закреплен и в статье 3 Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», статье 3 Федерального закона от 27 мая 2003г. №58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации».

Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (п. 3) устанавливает, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, «в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан».

Кроме того, если речь идет о сотрудниках ГИБДД, то фиксировать свой разговор с ними разрешено Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». В пункте 25 Административного регламента сотрудникам ГИБДД запрещается препятствовать использованию записывающей аппаратуры участником дорожного движения, если оно не запрещено законодательством.

Необходимо принимать во внимание, что в каждом конкретном случае при решении вопроса о возможности и порядке проведения фото- и видеосъемки следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина, с одной стороны, на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, а с другой – на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23 Конституции Российской Федерации), на охрану своего изображения (статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (статья 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), защиту государственной и иной охраняемой законом тайны (статья 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-1 «О государственной тайне»).

В случае существующего запрета на фото- и видеосъёмку сотрудник полиции в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О полиции» должен разъяснить причину и основания этого запрета, то есть указать нормативный правовой акт, запрещающий съёмку.

Согласно статье 24 Конституции Российской Федерации граждане могут фотографировать и снимать на видеокамеру:

  • на пресс-конференциях (если организаторы не запрещают видеосъёмку);

  • участников демонстраций, акций протеста, выступающих на этих мероприятиях;

  • участников происшествий и столкновений;

  • любых людей, случайно попавших в кадр при съёмке всего вышеперечисленного (когда съёмка таких людей не является целью), если человек не возражает (не закрывается руками, не протестует иным образом) или прямо соглашается на видеосъёмку.

Следует также обратить внимание, что в зданиях отделов внутренних дел, в соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности в ОВД РФ, утвержденной приказом МВД России от 11 марта 2012 года №015 (далее – Инструкция), устанавливается пропускной режим, в рамках которого могут быть введены запреты и на съёмку.

Таким образом, пропуск посетителей на территорию органа внутренних дел по решению руководителя (заместителя руководителя) органа внутренних дел или уполномоченного им сотрудника возможен. Вместе с тем, осуществление съемки на такой территории (кроме комнат для приема граждан) запрещено.

Не требуется отдельного разрешения для проноса сотовых телефонов, но съёмка ими на режимной территории запрещена все равно. За нарушение такого запрета может быть применена статья 19.3 КоАП Российской Федерации, устанавливающая ответственность за неповиновение законному требованию сотрудника полиции.

О чем должен помнить сотрудник полиции при общении с гражданином:

  • на форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции;

  • при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.

  • в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

  • сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Какую ответственность законодательство устанавливает за препятствия съёмкам?

Основная статья, которая применима при незаконных ограничениях съёмки — «Самоуправство». Если оно не причинило существенного вреда, то это — административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.1 КоАП Российской Федерации. Если существенный вред все же причинен — то уже преступление (ст. 330 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Если сотрудник полиции незаконно препятствует съёмке, он несет ответственность за превышение должностных полномочий по статье 286 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Эти же нормы могут быть применены и при удалении фотографий с карты памяти фотоаппарата: закон (статья 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации) предусматривает уничтожение экземпляров произведения только в том случае, когда эти экземпляры являются контрафактными, то есть, когда при их создании были нарушены авторские права.

А изъятие самой камеры или флеш-карты — это уже «грабёж», предусмотренный ст. 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, то есть, «открытое хищение чужого имущества». Стоимость изъятого значения не имеет, состав преступления будет в любом случае.

Правила поведения при общении с гражданами во время осуществления ими видеосъемки

Самое важное – постараться вести себя как можно более естественно.

1. Никогда не смотрите в камеру. Лучше всего о ней вообще забыть. Вы разговариваете со своим собеседником, поэтому и смотреть надо на него, если вы общаетесь с группой людей, обращайтесь к тому, кто задал вопрос.

2. Не опускайте глаза и не отводите взгляд в сторону, а тем более их не закатывайте. Вас можно уличить в неискренности.

3. Держитесь спокойно, с достоинством.

4. Следите за выражением вашего лица. Оно должно гармонизировать с содержанием сказанного. Понятно, что улыбка производит более благоприятное впечатление, чем печальный вид. Разговор о несчастье «с улыбкой на устах» может запомниться надолго.

5. Сохраняйте внутренне спокойствие. Даже если вам кажется, что вопрос поставлен некорректно, а то и вовсе провокационно, не теряйте самообладания. Ваше раздражение по отношению к гражданину вызовет ответный всплеск неприятия вашей персоны у зрителя, а при умелом монтаже и неприязнь.

6. Не складывайте руки на груди. Это говорит о том, что вы не готовы к открытому диалогу, а то и вообще ушли в глухую защиту.

7. Не держите руки в карманах. Это говорит о вашей неопрятности, неуважении к собеседнику и даже может свидетельствовать о недостоверности предоставляемых вами сведений. Кроме того, неизбежно возникнет соблазн поиграть мелочью и позвенеть ключами, а это – ненужное шумовое сопровождение.

8. Не ставьте руки на бедра. Это показатель вашего агрессивного настроения.

9. Не размахивайте руками, подкрепляя жестами сказанное. Но уж если вы обычно помогаете себе жестикуляцией, держитесь в рамках приличия.

10. Не прикрывайте рукою рот. Кроме нарушения артикуляции этот жест может рассматриваться как неуверенность и стыдливость.

11. Не сидите с расставленными широко ногами, положив руки на колени.

12. Не сидите нога на ногу. Не вы смотрите телевизор, а смотрят на вас. Мнимая расслабленность – не лучший для вас союзник. Кроме того, такая поза создает невидимый барьер между вами и корреспондентом. Вполне допустимо скрестить ноги в области лодыжек. При этом надо следить за тем, чтобы носки были темного цвета и покрывали икры.

О некоторых вопросах производства видеосъемки, видеозаписи, видеофиксации и криминалистической видеозаписи в ходе производства следственных действий

В практической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации особую сложность вызывает предоставление информации о деятельности полиции, когда она непосредственно связана с осуществлением уголовно-процессуальных и иных процессуальных полномочий.

Рассмотрим подробнее правовые основания осуществления видеосъемки, видеозаписи, видеофиксации и криминалистической видеозаписи в ходе производства следственных действий.

В статье 29 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждому гарантируется свобода мысли и слова (ч. 1); никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ч. 3); каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4); гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается (ч. 5). На основании ст.ст. 23, 24 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), признается персональными данными. Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. п. 1, 3 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» в статье 11 определено, что полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

В статье 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Данные оперативно-розыскные мероприятия не сопряжены с ограничением прав и свобод граждан, вследствие чего не требуют судебной санкции и отражения в процессуальных документах – протоколах.

На основании ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» запрещается использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации не уполномоченными на то данным Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 152.1 предусматривает, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускаются только с согласия этого гражданина. Такого согласия не требуется, когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

Из содержания данной нормы следует, что согласие гражданина при съемке на публичных мероприятиях, не требуется, когда такое изображение не является основным объектом использования. Изображение гражданина, полученное в местах, свободных для посещения, или на публичных мероприятиях, не может быть обнародовано или использовано, когда такое изображение является основным объектом использования.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», регулируя отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными, муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, предусматривает принятие мер по обеспечению безопасности персональных данных. По смыслу пункта 1 части 1 статьи 3, части 1 статьи 6, статьи 7, частей 2, 3 статьи 9 названного Федерального закона обработка персональных данных, к которым отнесена любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе их распространение и предоставление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается только в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с частью 8 статьи 164 и частью 2 статьи 166 УПК РФ в ходе производства следственного действия ведется протокол; протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.

Данные следственные действия не сопряжены с ограничением прав и свобод граждан, вследствие чего не требуют судебной санкции, но требуют отражения в процессуальных документах – протоколах следственных действий.

Различное по характеру нормативное правовое регулирование вопросов получения и собрания информации, в том числе в свете особенностей доказывания, закрепленное вышеуказанными нормативными правовыми актами, предопределило ряд неясных вопросов, связанных с проведением видеосъемки.

Так, 23.04.2013 на федеральном сайте АПК «Официальный интернет-сайт МВД России»1 размещены видеоматериалы, предоставленные сотрудниками ГУЭБиПК МВД России в качестве сопровождения информационного сообщения о хищении бюджетных денежных средств при участии работников банка АКБ «Б.» (ЗАО).

После размещения видеоматериалов на официальном сайте МВД России стороной защиты в адрес МВД России направлено требование об удалении указанных сведений, как недопустимых (полученных с нарушением закона): в протоколе следственного действия «обыск» следователем указано, что при его производстве технические средства видеофиксации не применялись. Также защитой заявлено о разглашении сотрудниками пресс-службы данных предварительного расследования.

В данном случае, согласно позиции МВД России, видеофиксация в помещениях банка, согласно ст. 11 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», осуществлялась с целью документирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них законом обязанности, а также соблюдения ими законности, а также исключения возможных провокационных и иных неправомерных действий со стороны субъектов происшествия и иных лиц.

Как указывалось ранее, действие статьи 161 УПК РФ распространяется на участников уголовного судопроизводства, и предписывает запрет на разглашение данных предварительного расследования, которое, в свою очередь, предполагает осведомленность лица, производящего видеозапись, с материалами конкретного связанного с ней уголовного дела. По смыслу закона, к ответственности за разглашение данных предварительного расследования, предусмотренная ст. 310 УК РФ, может быть привлечено лицо, допустившее разглашение таких данных, только в случае, если оно является участником уголовного судопроизводства, ознакомлено с материалами уголовного дела и предупреждено следователем о недопустимости разглашения данных предварительного расследования в установленном порядке.

В размещенном на официальном сайте МВД России видеоролике отсутствуют сведения, содержащие данные предварительного расследования; низкое разрешение видео не позволяет идентифицировать документы, в связи с чем его удаление с ресурсов официального сайта МВД России признано нецелесообразным.

Видеозапись – это объект авторского права, представляющий собой визуальную информацию, записанную на видеопленку. В настоящее время видеозаписи имеют правовой режим аудиовизуальных произведений и не относятся к объектам смежных прав, хотя совпадают с ними по своей сущности. Юридическая наука рассматривает их как особый вид аудиовизуальных произведений.

Криминалистическая фотография, кино-, видеосъемка и звукозапись представляют собой две наиболее распространенные формы фиксации процесса: наглядно-образную и вербальную.

Комплекс указанных средств и методов фиксации формирует такие разделы криминалистической техники, как криминалистическая фотография, криминалистическая киносъемка, видео- и звукозапись.

Как раздел криминалистической техники криминалистические фотосъемка, видео- и звукозапись представляют собой систему технических средств и научно обоснованных рекомендаций по их применению при собирании, фиксации и исследовании доказательств.

При этом к фотографическим средствам относят всю аппаратуру для фотосъемки (как обычные «пленочные» фотоаппараты, так и цифровые), фотопринадлежности (штативы, сменные объективы и т.д.), фотобумагу, иные фотоматериалы, химические реактивы для проявления и фиксации (при использовании «мокрого» процесса), специальные программы и оборудование для обработки и распечатывания цифровых фотографий.

Под фотографическими методами понимают научно-практические рекомендации по использованию фотосъемки в уголовном судопроизводстве. При криминалистической фотосъемке могут применяться как черно-белые, так и цветные материалы (в последнее время в основном цветные).

Криминалистическая киносъемка, видео- и звукозапись основываются на использовании соответствующих средств и методов в процессе расследования преступлений. Киносъемка в последнее время в процессе расследования преступлений в связи с громоздкостью аппаратуры и необходимостью последующего процесса проявления пленки практически перестала использоваться.

В качестве средств указанной съемки и видео-, звукозаписи используется киносъемочная, видео-, звукозаписывающая аппаратура, а также аппаратура для просмотра и прослушивания указанных записей. В настоящее время в основном применяется видеозапись с использованием как профессиональных видеокамер, так и портативных.

Звукозаписывающая техника в процессе криминалистической деятельности может использоваться в различных аспектах: для негласной записи требований преступников или их общения между собой (портативные диктофоны или магнитофоны), для фиксации процесса производства следственных действий, для предварительной фиксации информации непосредственно в ходе следственного действия следователем на диктофон и последующего перенесения ее в протокол.

Правовыми основами использования фотографии, кино- и видеосъемки, звукозаписи выступают положения УПК РФ. Согласно ч. 2 ст. 84 УПК РФ документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменном, так и в ином виде. К ним могут относиться материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном ст. 86 Кодекса.

В соответствии с ч. 6 ст. 164 УПК РФ при производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.

Оформление использования фото-, кино-, видеосъемки, звукозаписи производится согласно ст. 166 УПК РФ. Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.

В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств.

К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия.

Дополнительные условия применения указанных средств фиксации могут содержаться в нормах УПК РФ, регламентирующих производство конкретных процессуальных действий. Так, фотографирование, видеозапись и киносъемка при освидетельствовании лица иного пола проводятся с согласия освидетельствуемого лица (ч. 5 ст. 179 УПК РФ). По инициативе следователя или по ходатайству допрашиваемого лица в ходе допроса могут быть проведены фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка, материалы которых хранятся при уголовном деле и по окончании предварительного следствия опечатываются (ч. 4 ст. 189 УПК РФ). При этом согласно ч. 3-4 ст. 190 УПК РФ, если в ходе допроса допрашиваемому лицу предъявлялись вещественные доказательства и документы, оглашались протоколы других следственных действий и воспроизводились материалы аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки следственных действий, об этом делается соответствующая запись в протоколе допроса. В протоколе также должны быть отражены показания допрашиваемого лица, данные при этом.

Если в ходе допроса проводились фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка, то протокол допроса должен также содержать:

- запись о проведении фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки;

- сведения о технических средствах, условиях фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки и о факте приостановления аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки, причине и длительности остановки их записи;

- заявления допрашиваемого лица по поводу проведения фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки;

- подписи допрашиваемого лица и следователя, удостоверяющие правильность протокола.

Видео- и звукозапись, фотографирование могут применяться и в ходе судебного разбирательства. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 259 УПК РФ, если в ходе судебного разбирательства проводились фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка допросов, об этом делается отметка в протоколе судебного заседания. В этом случае материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки прилагаются к материалам уголовного дела.

Вне рамок уголовного процесса технико-криминалистический инструментарий видео- и звукозаписи, фотосъемки может использоваться при проверке сообщений о преступлениях, в оперативно-розыскной деятельности и т.д. Так, согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

В вопросах доказывания процессуальное и иное специальное законодательство Российской Федерации закрепляет следующие требования:

1. В ГПК РФ (ст. 55): Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

2. В АПК РФ (ст. 55): Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, которые могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

3. В АПК РФ (ст. 89), в КоАП РФ (ст. 89), в УПК РФ (ст. 89): иные документы и материалы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К ним могут относиться материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном настоящим Кодексом.

4. В Федеральном законе РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ст. 13 «Права полиции»): 19) производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом.

5. В Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 6): В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

12.xn--b1aew.xn--p1ai

Можно ли снимать полицейских на камеру

Нередко сотрудники полиции ведут себя неподобающе, допускают нарушение прав граждан, хотя должны, напротив, их защищать, оттого они и носят название «правоохранительные органы». Поэтому для собственной защиты от полицейского беспредела граждане прибегали к видеосъёмке действий сотрудников.

Чаще всего люди снимают именно сотрудников ГИБДД.

А можно ли это делать и что, если эти самые сотрудники препятствуют съемке?

Согласно закону о полиции деятельность полиции является открытой.

Кроме того, высшие представители власти несколько раз прямо заявляли, что снимать на видео полицейских не только можно, но и рекомендуется.

Таким образом, снимать полицейских можно, но есть ряд случаев, когда на это может быть наложен запрет.

Вообще-то во сотрудник ведомства обязан разъяснить права и обязанности гражданина непосредственно на месте и во время взаимодействия. Но, разумеется, не все это делают, а многие полицейские не знают точно и свои-то права, а что говорить о гражданских?

Когда полицейский требует прекратить видеозапись, вы должны потребовать обосновать запрет. Если четкого основания нет, то спокойно продолжайте съемку, а после необходимо пожаловаться на неправомерные действия этого полицейского.

Но все не так гладко...

20 октября 2017 года в силу вступил новый приказ МВД, затрагивающий работу ГИБДД.

Ранее в этом приказе был пункт, согласно которому сотруднику запрещалось препятствовать действиям граждан, а именно съемке, но в процессе согласования данный пункт был удален.

Итак, теперь сотрудники ГИБДД будут гораздо чаще запрещать снимать себя на камеру. К полицейским это мало относится, поскольку данный приказ от 20 октября 2017 года касается только ГИБДД. Сотрудников полиции можно беспрепятственно снимать, и я в очередной раз советую это делать. Так уж получилось, что практически любое мое взаимодействие с сотрудниками МВД носит неприятный характер, возможно, даже скандальный. Для меня неясно, как можно взять на такую важную работу лицо, которое не в состоянии выучить основные права и обязанности.

Мой телеграм канал - https://t.me/pravo_est

Dura lex, sed lex

zen.yandex.ru

Можно ли снимать сотрудников полиции на камеру?

Главная › Служба

26.07.2019

Нередко сотрудники полиции нарушают права граждан, злоупотребляя своими полномочиями. В таких случаях, для доказательства собственной правоты люди снимают действия полицейского на камеру. Зачастую сотрудники выказывают недовольство таким поступком и пытаются запретить видеосъемку. Но имеют ли они на это право? Попробуем разобраться.

Что сказано в законе?

Запрета на видеосъемку действий полицейских сотрудников нет. В части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Деятельность полиции открыта для общества, в соответствии с принципом публичности и открытости, установленным статьей 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции». Но это не значит, что представителей власти можно снимать на камеру где угодно. Видеосъемка сотрудников полиции разрешена. Однако, есть некоторые нюансы.

Съемка в отделениях МВД устанавливается пропускным режимом. Чтобы снимать на камеру происходящее в отделах внутренних дел, нужно получить разрешение вышестоящих органов.

Запрещено вести съемку в колониях. Для этого нужно разрешение руководства ФСИН или администрации колонии.

Закон умалчивает о том, допустим ли контроль со стороны полиции в фото- и видеосъемке. Снятые в публичных местах материалы не всегда доступны распространению.

Чаще всего героями видеороликов становятся сотрудники ГИБДД. И именно они любят препятствовать съемке и даже запугивать водителей. Следует запомнить, что разрешение на аудиозапись, фото- и видеосъемку сотрудников ГИБДД зафиксировано в Приказе МВД “Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения”. Кроме того, на многих автомобилях установлен видеорегистратор, автоматически записывающий происходящее.

Сотрудник ГИБДД вправе препятствовать съемке на камеру только в том случае, если она запрещена другим нормативно-правовым актом. Но об это полицейский должен сообщить заранее. При наличии обстоятельств, действительно запрещающих съемку, стоит выключить камеру.

Съемка на камеру — крайняя мера, необходимая для доказательства собственной правоты в спорных и конфликтных ситуациях. Не стоит браться за камеру, только завидев полицейского. Разрешено ли вести фото или видеосъемку полицейских при исполнении?

Однозначно, съемка сотрудников при исполнении разрешена. Но важно учесть, что в кадр могут попасть другие физические лица. В этом случае распространение видеозаписи может быть разрешено только с согласия лиц.

Запрещено использовать скрытые камеры. Камера телефона к таковым не относится. Перед началом съемки нужно известить полицейского о своих намерениях.

Если есть нормативно-правовые акты, препятствующие видеосъемке, то сотрудник полиции должен об этом сообщить.

Могут ли полицейские препятствовать съемке?

Полицейские не имеют права препятствовать съемке, если она не запрещена другими нормативно-правовыми актами. Однако, сотрудники часто нарушают права граждан и злоупотребляют должностными полномочиями.

Что грозит за препятствие съемке?

В случае, если полицейский препятствует съемке, его действия расцениваются как самоуправство и превышение полномочий.

За незаконное препятствие проводимой съемке должностное лицо должно понести ответственность по ст. 286 УК РФ за превышение своих полномочий. Эти нормы применимы и в том случае, если полицейский удалит с носителя отснятый материал.

Если своими действиями полицейский нанес вред гражданину или его имуществу, то нарушение будет рассматриваться как преступление согласно ст. 330 УК РФ.

Если сотрудник полиции изъял видеокамеру или карту памяти, гражданин вправе руководствоваться статьей 161 УК об открытом хищении чужого имущества.

Как должны себя вести сотрудники во время видеосъемки?

Представитель закона должен разъяснить права гражданина и при наличии запретов на съемку указать на них. Но полицейский при исполнении не вправе аргументировать запрет, ссылаясь на Гражданский кодекс, так как взаимоотношения физических лиц и лиц при исполнении не попадают под нормы этого законодательного акта.

При взаимодействии с гражданином, сотрудник полиции должен:

  • Назвать свою должность и ФИО.
  • Предъявить удостоверение и сообщить о причине (цели) обращения.
  • Полицейский обязан разъяснить свои полномочия гражданину и выслушать его.
  • Если отсутствуют запреты на съемку, сотрудник не должен препятствовать действиям граждан.
  • Во время съемки представитель власти не должен отворачиваться, закатывать и прятать глаза, при разговоре с собеседником смотреть прямо на него, а не в камеру. Также сотрудник должен держаться спокойно и с достоинством, не теряя самообладание и не поддаваясь эмоциям. Сотрудник правоохранительных органов при общении с гражданами или выполнении своего долга не может держать руки в карманах или на бедрах, размахивать ими, жестикулировать.

Если оснований для запрета съемки нет, но сотрудник пытается отобрать камеру, загородить объектив и помешать любым другим способом, то он нарушает права гражданина. Подобные действия могут привести к судебному разбирательству, особенно если в результате противоборства полицейский испортит чужое имущество.

Разрешена ли фото или видеофиксация удостоверения?

Законодательством не установлен запрет на фото- и видеосъемку удостоверения полицейского. Но и здесь есть некоторые тонкости.

Снимать удостоверение можно в том случае, если сотрудник полиции сам подошел к вам, и показал удостоверение (либо показал по просьбе).

Запрещено подходить к полицейскому и требовать показать удостоверение, с целью фото- или видеосъемки.

Отдельно не предусмотрены правила фото и видеофиксации удостоверения. Чаще всего в этом нет необходимости.

Что делать если препятствуют съемке?

В первую очередь нужно убедиться, что у сотрудника нет законных оснований для запрета на видеосъемку.

Прежде чем доставать камеру, гражданин должен быть хорошо осведомлен об актах, разрешающих и запрещающих съемку.

В противном случае он может стать жертвой превышения полномочий должностного лица.

В любом случае, при подобном конфликте с должностным лицом гражданин может доказать свою правоту в суде.

Если сотрудник полиции требует прекратить съемку, следует, не выключая камеры, задать следующие вопросы:

  1. Законны ли ваши требования о прекращении съемки?
  2. Какими нормами закона вы руководствуетесь?
  3. На основании какой статьи я должен прекратить съемку?

Полицейский обязан ответить на все эти вопросы без угроз, манипуляций, провокаций и других недопустимых действий.

Чтобы обезопасить себя от должностных лиц, превышающих свои полномочия, внимательно изучите свои права. При конфликте не поддавайтесь эмоциям, не грубите полицейскому. При сомнениях в законности действий сотрудника полиции лучшее решение — звонок адвокату. Главное правило: не грубить сотрудники полиции, ведь за это предусмотрено отдельное наказание.

Похожие статьи

Можно ли снимать сотрудников полиции на камеру? Ссылка на основную публикацию

vzapase.expert

«Камера, мотор!» Можно ли снимать действия сотрудников полиции при исполнении?

Частенько граждане становятся невольными свидетелями различных происшествий в общественном месте или на дороге. В таких ситуациях, обычно, фигурируют сотрудники полиции или другие службы. И у многих возникает желание снять происходящее на мобильный телефон. Но если мотивы участника происшествия понятны (отснятые кадры могут стать доказательством его правоты), то любительская съемка часто попадает в интернет и становится центром внимания миллионов.

Что касается самих полицейских, то они, как правило, против подобных действий. Они могут выражать жесткий протест и даже превышать должностные полномочия, особенно если их действия незаконные. Но «режиссер» должен помнить, что съемка сотрудников полиции при исполнении никак не регламентирована законодательством. А это значит, что ее никто не запрещал.

Так или иначе, каждый раз, когда в Ютюб попадает компрометирующий ролик с участием сотрудников полиции, государственной службе в лице участника видео приходится чем-то парировать. И практически всегда, это Гражданский кодекс. В нем черно по белому написано, что использовать видео материал можно только с разрешения лиц, которые на нем присутствуют. Но тут речь идет о взаимоотношениях двух или более равноправных людей. Полицейский при исполнении и гражданин не равны в правах. Поэтому «режиссер» никаких гражданских норм не нарушает.

Кроме того, сами сотрудники полиции обязаны вести съемку, если речь идет о нарушении закона. В каждой служебной машине установлены видео регистраторы. В нагрудные значки тоже встроены видео устройства. Запись хранится на полицейском сервере до полугода.

Слово закона

Чтобы отличить противоправные действия сотрудников полиции, нужно знать их полномочия.

Закон позволяет полицейскому:

1. Остановить гражданина или личное авто и проверить документы (узнать о цели передвижения);

2. Остановить общественный транспорт и проверить документы пассажиров и водителя (проверить личные вещи);

3. Проверить документы резидентов и нерезидентов, прибывших на территорию России;

4. Входить в жилые (нежилые) помещения для проверки;

5. Иное, что может потребоваться для обеспечения общественного порядка и безопасности.

Теперь что касается самой съемки. Вести видео съемку действий сотрудников полиции при исполнении можно, но нужно предупредить о начале записи.

Более того, ст.№8 ФЗ «О полиции» сказано, что действия сотрудников открыты, если это не противоречит:

• Уголовному кодексу РФ;

• Административно-Процессуальному кодексу РФ;

• Государственной тайне;

• Защите прав граждан;

• Прочее.

Можно ли вести съемку?

Ст.29 п.4 Конституции РФ гласит, что гражданин может получать, искать, передавать, распространять и производить информацию, если это будет делаться законными способами.

Итак, Конституция позволяет использовать фото и видео камеру вовремя:

1. пресс-конференции;

2. акции, демонстрации, митинге;

3. происшествия на дороге или в общественном месте;

4. кроме того, могут быть сняты любые люди, которые оказались в кадре случайно.

Таким образом, «режиссеру» нужно помнить, что он имеет право снимать полицейских при исполнении. Но если на пленке оказались посторонние лица, то можно нарушить их право на неприкосновенность их частной жизни.

Но, как и везде, тут есть ограничения. Так информация об оперативно розыскной деятельности защищена ст.12 одноименного ФЗ. А ст.5 ФЗ №5485-1 от 21.07.93 защищает государственную тайну.

Важно!

Использовать скрытые фотоаппараты и камеры категорически запрещено в любом месте! Но мобильник не относится к подобной технике. Считается, что с его помощью зафиксировать секретную информацию не получится.

Если возникли обстоятельства, при которых нельзя вести съемку, полицейский должен ее остановить и указать на правовой акт, который содержит эти обстоятельства.

Кроме того, снимать нельзя в отделениях МВД и на проходных.

Полицейский препятствует съемке

Итак, гражданин ведет съемку происшествия и действий сотрудников правоохранительных органов. При этом, деятельность «режиссера» не противоречит закону. Но полицейский препятствует съемке. В таком случае, действия представителей органов расцениваются как «Самоуправство». И подходят под:

• Ст.19.1 КоАП РФ (действия полицейского не повлекли вреда);

• Ст.330 УК РФ (действия полицейского повлекли физический или имущественный ущерб).

Желаю удачи!

Page 2

Частенько граждане становятся невольными свидетелями различных происшествий в общественном месте или на дороге. В таких ситуациях, обычно, фигурируют сотрудники полиции или другие службы. И у многих возникает желание снять происходящее на мобильный телефон. Но если мотивы участника происшествия понятны (отснятые кадры могут стать доказательством его правоты), то любительская съемка часто попадает в интернет и становится центром внимания миллионов.

Что касается самих полицейских, то они, как правило, против подобных действий. Они могут выражать жесткий протест и даже превышать должностные полномочия, особенно если их действия незаконные. Но «режиссер» должен помнить, что съемка сотрудников полиции при исполнении никак не регламентирована законодательством. А это значит, что ее никто не запрещал.

Так или иначе, каждый раз, когда в Ютюб попадает компрометирующий ролик с участием сотрудников полиции, государственной службе в лице участника видео приходится чем-то парировать. И практически всегда, это Гражданский кодекс. В нем черно по белому написано, что использовать видео материал можно только с разрешения лиц, которые на нем присутствуют. Но тут речь идет о взаимоотношениях двух или более равноправных людей. Полицейский при исполнении и гражданин не равны в правах. Поэтому «режиссер» никаких гражданских норм не нарушает.

Кроме того, сами сотрудники полиции обязаны вести съемку, если речь идет о нарушении закона. В каждой служебной машине установлены видео регистраторы. В нагрудные значки тоже встроены видео устройства. Запись хранится на полицейском сервере до полугода.

Слово закона

Чтобы отличить противоправные действия сотрудников полиции, нужно знать их полномочия.

Закон позволяет полицейскому:

1. Остановить гражданина или личное авто и проверить документы (узнать о цели передвижения);

2. Остановить общественный транспорт и проверить документы пассажиров и водителя (проверить личные вещи);

3. Проверить документы резидентов и нерезидентов, прибывших на территорию России;

4. Входить в жилые (нежилые) помещения для проверки;

5. Иное, что может потребоваться для обеспечения общественного порядка и безопасности.

Теперь что касается самой съемки. Вести видео съемку действий сотрудников полиции при исполнении можно, но нужно предупредить о начале записи.

Более того, ст.№8 ФЗ «О полиции» сказано, что действия сотрудников открыты, если это не противоречит:

• Уголовному кодексу РФ;

• Административно-Процессуальному кодексу РФ;

• Государственной тайне;

• Защите прав граждан;

• Прочее.

Можно ли вести съемку?

Ст.29 п.4 Конституции РФ гласит, что гражданин может получать, искать, передавать, распространять и производить информацию, если это будет делаться законными способами.

Итак, Конституция позволяет использовать фото и видео камеру вовремя:

1. пресс-конференции;

2. акции, демонстрации, митинге;

3. происшествия на дороге или в общественном месте;

4. кроме того, могут быть сняты любые люди, которые оказались в кадре случайно.

Таким образом, «режиссеру» нужно помнить, что он имеет право снимать полицейских при исполнении. Но если на пленке оказались посторонние лица, то можно нарушить их право на неприкосновенность их частной жизни.

Но, как и везде, тут есть ограничения. Так информация об оперативно розыскной деятельности защищена ст.12 одноименного ФЗ. А ст.5 ФЗ №5485-1 от 21.07.93 защищает государственную тайну.

Важно!

Использовать скрытые фотоаппараты и камеры категорически запрещено в любом месте! Но мобильник не относится к подобной технике. Считается, что с его помощью зафиксировать секретную информацию не получится.

Если возникли обстоятельства, при которых нельзя вести съемку, полицейский должен ее остановить и указать на правовой акт, который содержит эти обстоятельства.

Кроме того, снимать нельзя в отделениях МВД и на проходных.

Полицейский препятствует съемке

Итак, гражданин ведет съемку происшествия и действий сотрудников правоохранительных органов. При этом, деятельность «режиссера» не противоречит закону. Но полицейский препятствует съемке. В таком случае, действия представителей органов расцениваются как «Самоуправство». И подходят под:

• Ст.19.1 КоАП РФ (действия полицейского не повлекли вреда);

• Ст.330 УК РФ (действия полицейского повлекли физический или имущественный ущерб).

Желаю удачи!

www.9111.ru

В МВД опровергли запрет снимать полицейских на камеру

В Министерстве внутренних дел опровергли распространяющуюся в Рунете информацию о том, что гражданам якобы запрещается фиксировать на фото и видео действия сотрудников полиции.

Сообщения об этом появились в популярных группах в социальных сетях и Telegram-каналах, немедленно вызвав гневные и ироничные комментарии их подписчиков. Также сообщениям об этом были опубликованы в ряде СМИ.

«Записывать общение с сотрудником ГИБДД на камеру запретили. Соответствующий приказ МВД привели в соответствие с нормами действующего законодательства. Из приказа исчез пункт, который разрешал гражданам производить фото-видеосъемку общения с сотрудником ГИБДД. То есть такая возможность предусмотрена для самих сотрудников ГИБДД, но исчезла для тех, кто столкнулся с необходимостью общаться с ДПС», — написала, к примеру, тульская редакция издания «Московский комсомолец» 13 октября.

Между тем, как выяснил «Ридус», перечень обязанностей, возложенных на полицию, предусмотрен частью 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции». В соответствии с частью 2 указанной статьи иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в Федеральный закон «О полиции». В связи с этим норма, обязывающая сотрудника полиции «не препятствовать использованию фото-, видео и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством, при наличии запрета сообщать участнику дорожного движения его основания» исключена из Административного регламента.

Вместе с тем, исключение указанной нормы не препятствует гражданам в реализации права на осуществление в случаях, не запрещенных законодательством Российской Федерации, аудио-, видео- и фотосъемки. При этом сотрудники полиции обязаны соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций в силу пункта 5 части 1 статьи 27 Федерального закона «О полиции». Аналогичная норма закреплена также в подразделе «Права и обязанности сотрудников при осуществлении федерального государственного надзора» Административного регламента.

Кроме того, в целях предупреждения фактов злоупотребления должностными полномочиями Административный регламент предписывает сотрудникам полиции осуществлять административные процедуры в поле обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных транспортных средствах и на стационарных постах ДПС, либо носимых видеорегистраторов, сообщили «Ридусу» в пресс-центре МВД России.

Ранее «Ридус» рассказывал историю о том, как дерзкий участковый лишился работы после скандального видео.

www.ridus.ru

Полиция: правила съемки

Складывается впечатление, что сотрудников полиции можно снимать всегда и везде. Чуть что — достал мобильник, включил камеру и снимай. А как на самом деле?

ОТВЕТ: Федеральным законом от 18 декабря 2006 года в Гражданский кодекс РФ была введена статья 152.1 «Охрана изображения гражданина», согласно которой обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина.

Однако, такое согласие не требуется в случаях, когда:

1. использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2. изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, концертах, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования. Например, съемка общим планом на Красной площади не требует согласия людей, на ней гуляющих. Однако если на снимке будет изображен в качестве основного объекта один гражданин (лица других будут размыты), то его согласие необходимо;

3. гражданин позировал за плату.

Как видно, вопрос о самой съемке остается открытым. Во всяком случае, прямого запрета на съемку нет, потому что законом, строго говоря, регламентируется не сама съемка, а обнародование и дальнейшее использование изображения.

Можно, конечно, предположить, что съемка всегда имеет цель дальнейшего использования, но, повторяем, прямого запрета на съемку в законе нет.

Следующий вопрос: можно ли обнародовать изображение полицейского в Интернете? С одной стороны, как следует из приведенной статьи закона, необходимо предварительно получить согласие сотрудника полиции. Понятно при этом, что никто и никогда это согласие полицейского получать не будет! С другой стороны, гражданин, поместивший изображение сотрудника полиции в Интернете, может ведь заявить, что сделал это в общественных интересах.

И действительно, если полицейский припарковал, например, служебный автомобиль на тротуаре (что, очевидно, противоречит общественным интересам) и «приступил к исполнению своих обязанностей», то гражданин, обнародовавший этот факт, пожалуй, заслуживает одобрения общества за активную гражданскую позицию и желание подобным образом контролировать поведение государственных людей.

Государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике (в том числе через обнародование изображения в Интернете) в отношении того, как они исполняют свои обязанности, для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий.

Хочу особенно обратить ваше внимание на то, что в описанной ситуации полицейский не имеет права (!) изъять камеру. Если сотрудник попытается ее изъять, то надо его предупредить, что он не имеет такого права, а потом звать на помощь, просить прохожих не проходить мимо и вмешаться. Если все же камера будет изъята, то надо, во-первых, записать данные очевидцев случившегося и, во-вторых, написать жалобу в местное отделение полиции с копиями в вышестоящие органы и прокуратуру.

Есть вопросы по существу — задавайте в комментариях. Есть вопросы на другие темы — присылайте их по адресу [email protected] с темой «Вопрос адвокату».

mhealth.ru

Можно ли снимать на камеру сотрудников полиции на дороге? - Правовед.RU

76 юристов сейчас на сайте

Здравствуйте!

Родители собираются в дальнюю поездку в другой город. Просят узнать, имеют ли они право снимать на видео что-либо с участием сотрудников полиции? Например, если их остановят и пр.?

Был случай, когда их таким образом запугали и развели на деньги. Теперь они хотели бы снимать всё на видео.

Какие права в этом плане?

Спасибо!

Клиент оставил отзыв о сервисе показать Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (3)

Вера, добрый день!

Естественно, такого запрета нет. Согласно ст. 8 Закона о полиции

1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. 2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. 3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

5. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.

Съемка сотрудников может быть запрещена на территории режимных объектов, но точно не на дорогах. Ссылаться можно на данную статью, и на некоторые другие, если их предложат Коллеги ниже.

С Уважением, С.А. Шведов

Здравствуйте, Вера!

В случае остановки сотрудником ДПС вы вправе вести видеосъемку общения с ним. Запретить он это не вправе. Ссылка на то, что съемка требует его разрешения, к данному случаю не относится, так как сотрудник выступает не как гражданин, а как представитель государства, наделенный властными полномочиями.

По этому поводу есть следующие разъяснения:

В части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с принципом публичности и открытости, установленным статьей 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции», деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Открытость и доступность информации о деятельности государственных органов гарантирует и статья 4 Федерального закона от 9 февраля 2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Похожий принцип «публичности и открытости деятельности государственных органов» закреплен и в статье 3 Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», статье 3 Федерального закона от 27 мая 2003г. №58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации».

Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (п. 3) устанавливает, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, «в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан».

Кроме того, если речь идет о сотрудниках ГИБДД, то фиксировать свой разговор с ними разрешено Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». В пункте 25 Административного регламента сотрудникам ГИБДД запрещается препятствовать использованию записывающей аппаратуры участником дорожного движения, если оно не запрещено законодательством.

Необходимо принимать во внимание, что в каждом конкретном случае при решении вопроса о возможности и порядке проведения фото- и видеосъемки следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина, с одной стороны, на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, а с другой – на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23 Конституции Российской Федерации), на охрану своего изображения (статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (статья 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), защиту государственной и иной охраняемой законом тайны (статья 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-1 «О государственной тайне»).

В случае существующего запрета на фото- и видеосъёмку сотрудник полиции в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О полиции» должен разъяснить причину и основания этого запрета, то есть указать нормативный правовой акт, запрещающий съёмку.

Согласно статье 24 Конституции Российской Федерации граждане могут фотографировать и снимать на видеокамеру:

на пресс-конференциях (если организаторы не запрещают видеосъёмку);

участников демонстраций, акций протеста, выступающих на этих мероприятиях;

участников происшествий и столкновений;

любых людей, случайно попавших в кадр при съёмке всего вышеперечисленного (когда съёмка таких людей не является целью), если человек не возражает (не закрывается руками, не протестует иным образом) или прямо соглашается на видеосъёмку.

Добрый день.

имеют ли они право снимать на видео что-либо с участием сотрудников полиции?

Вера

Да они имеют на это полное право.

https://xn--80ad1b9c.xn--j1adp...

Можно ли снимать действия сотрудников полиции на видеокамеру с целью защиты своих прав и свобод?

В соответствии с обращением от 14 марта 2016 года №03/-4622 о рассмотрении поставленного вопроса, а именно – «Можно ли снимать действия сотрудников полиции на видеокамеру с целью защиты своих прав и свобод?» по существу сообщаем Вам следующее:

Согласно статье 23 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

В соответствии со статьей 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

2. Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 указанной статьи, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.

3. Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1настоящей статьи, распространено в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в части «Объекты гражданских прав. Защита нематериальных благ» дает следующие разъяснения:

Под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети «Интернет».

Без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимо в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 152.1 ГК РФ, то есть когда имеет место публичный интерес, в частности если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым.

Вместе с тем согласие необходимо, если единственной целью обнародования и использования изображения лица является удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни либо извлечение прибыли.

Не требуется согласия на обнародование и использование изображения гражданина, если оно необходимо в целях защиты правопорядка и государственной безопасности (например, в связи с розыском граждан, в том числе пропавших без вести либо являющихся участниками или очевидцами правонарушения).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» закрепляется принцип открытости и публичности, т.е. деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Согласно статье 4 Федерального закона 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» устанавливается принцип открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, как один из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 27 июня 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»:

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

Статья 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» также закрепляет принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:

в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;

в создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», сотрудник полиции обязан в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

На основании выше изложенного, законодательством Российской Федерации НЕ установлен запрет на фото- и видеосъемку сотрудников полиции, однако нормативными правовыми актами определен перечень оснований, при наличии которых доступ к информации о деятельности полиции может быть ограничен. То есть допускается использование фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры в случае отсутствия запрета на ее использование и соблюдение гражданских прав. Ответственность за нарушения данных положений наступает на основании нормативно правовых актов, регулирующих соответствующие отношения.

Также, любой гражданин, в том числе и сотрудник полиции, при нарушении его гражданского права на охрану своего изображения может обратиться в суд в установленном законом порядке.

pravoved.ru


Смотрите также