ВНИМАНИЕ! Если Вам ПО ТЕЛЕФОНУ предложили перевести деньги на КИВИ-КОШЕЛЁК, то это означает, что к нашим номерам подключились мошенники!!! Будьте внимательны!

Правила перестроения из ряда в ряд пдд у кого преимущество


Как правильно перестраиваться из ряда в ряд? Популярно для новичков

Чтобы неожиданно не услышать неприятный звук от удара другого автомобиля важно знать, как правильно перестраиваться из ряда в ряд. Это позволит вам сэкономить время и деньги, избегая аварий. Причем тут стоит учитывать, что помимо правил дорожного движения, тут существуют и практические нюансы, которые не нарушают ПДД, но при этом значительно упрощают перестроения. Именно это позволяет опытным водителям с высокой долей вероятности избегать столкновений с другими участниками дорожного движения. Поэтому ниже будут рассмотрены не только прописанные в законодательстве правила, но и практика водителей. Вместе это позволит избежать проблем.

Как правильно перестраиваться из ряда в ряд? Этот вопрос часто задают начинающие водители. Причем если они знакомы с требованиями ПДД, то вот с практической стороной этого вопроса у них имеются сложности. Тут сказывается недостаточно качественное обучение в автошколах, где уделяют повышенное внимание подготовке к экзаменам, а вот контраварийная подготовка, хотя бы на простейших примерах, отсутствует.

Содержание

 

ПДД

Для начала давайте посмотрим, что о перестроении пишут в правилах. Прочитать текст документа можно в 8 главе ПДД. Ниже мы перечислим основные моменты, и немного их разберем:

  • Если вы не меняете полосу движения, то не должны уступать дорогу авто из другого ряда. Даже если он приближается справа;
  • При взаимном перестроении преимущество имеет автомобиль, перемещающийся в левый ряд. То есть, если вы перестраиваетесь с правого в левый ряд, то пропускать должны вас. При перестроении с левого в правый ряд, ситуация будет обратной;
  • В случае вашего перестроения в соседний ряд, по которому уже движется другой автомобиль по прямой, то вам необходимо, либо пропустить его, либо увеличив скорость добиться большего расстояния между вами, чтобы не создавать помех движению.
Вот такие правила действуют на сегодняшний день. Но, помимо формальных законов существует еще и практическая сторона дела, ведь дорожное движение, это постоянное взаимодействие всех его участников.

Перестроение

Первое, что следует помнить – важность соблюдения всех требований безопасности. По ныне действующему КоАП, даже выполняя перестроение по правилам, но не убедившись в его безопасности, или подрезая другой автомобиль, вы можете получить штраф за агрессивную езду.

Все это стоит обязательно помнить перед тем, как принимать решение о маневре. Собственно, процесс состоит из двух этапов:

  • Принятие решения о маневре;
  • Перестроение.
В первый пункт входит оценка возможности для маневра, а также его безопасность. Перестроение, это техническая часть маневра, которая заключается в непосредственном изменении автомобилем полосы движения. Если рассматривать эти пункты, то тут можно увидеть достаточно большое количество нюансов, которые не отражены в правилах, но позволят избежать аварийных ситуаций.

Вот рекомендуемый алгоритм действий при совершении любого перестроения:

  • Оценка дорожной ситуации, смотрим по зеркалам;
  • Включаем поворотник;
  • Еще раз проверяем допустимость маневра по зеркалам, также не лишним будет бросить взгляд в окно;
  • Меняем полосу, и выключаем поворотник.
Причем все эти действия следует выполнять вне зависимости от загруженности дороги.

 

Безопасность маневра

Начнем с самого сложного при перестроении – оценки ситуации на дороге. На первый взгляд тут все просто, убеждаемся, что в той части потока, куда мы целимся, не будет автомобиля и выполняем маневр. На самом деле это не совсем так, стоит учитывать, что поток постоянно изменяется, и оценивать ситуацию стоит очень придирчиво.Довольно часто начинающие водители забывают о наличии так называемых «мертвых зон». Это области вокруг автомобиля, где в зеркала невозможно увидеть другое транспортное средство. Поэтому, перед тем как начинать маневр просто обязательно не только неоднократно смотреть в зеркала, но и бросать быстрый взгляд в окно, что позволит убедиться в полной безопасности перестроения.

Особенно важно отслеживать мертвые зоны весной и летом. В это время на дорогах много мотоциклистов, а они в зеркала заметны еще хуже. Поэтому, стоит смотреть по зеркалам неоднократно, помните, что даже если вы окажетесь правы, то факт ДТП не придаст вам положительных эмоций. На многих современных автомобилях для контроля мертвых зон устанавливаются камеры.

Всегда внимательно следите за едущим в соседнем ряду автомобилем, стоит понимать, что оценить скорость другого транспортного средства по зеркалам сложно. Поэтому, начинайте маневр, только после того, как полностью убедитесь в том, что он безопасен.

Осуществление маневра

Тут действует несколько правил, которые позволят перестроиться без лишних приключений. Выполняя эти требования, вы сможете наиболее оптимально и быстро изменить полосу движения:

  • Не забывайте включать поворотники, лучше сделать это заранее. Так вы дадите понять водителям, движущимся в соседнем потоке, что собираетесь маневрировать. Не стоит забывать о правилах хорошего тона, если вас пропустили, поблагодарите кратковременным включением аварийки;
  • Если по зеркалам не видно транспортных средств, то перед самим маневром взгляните в окна, это позволит проверить «мертвую зону». Незабывайте, что зеркала должны быть правильно настроены;
  • Правильно оценивайте скорость движущегося рядом автомобиля. Взглянув на него один раз, сделать это невозможно. Поэтому, посмотрите в зеркало дважды с интервалом 2-3 секунды. Только после этого принимайте решение о перестроении;
  • Если по соседней полосе поток достаточно плотный, тогда вам придется ждать «кармана». Это достаточно большое расстояние между идущими друг за другом автомобилями. По зеркалам определите приближающийся «карман», далее просто пропустите один из автомобилей, и втиснитесь следом за ним;
  • Оптимальным перестроением считается движение под острым углом, когда вы полностью перестраиваетесь на отрезке 50-60 метров.

Дополнительно

Важным моментом является правильная настройка зеркал, и несмотря на установленные на современных автомобилях дополнительные камеры, позволяющие лучше контролировать ситуацию, установку зеркал лучше все же производить.

При этом, следует придерживаться некоторых правил, которые позволят избежать сложностей:

  • Центральное зеркало (в салоне) следует выставлять так, чтобы в нем водитель видел верхнюю часть своего правого уха. В этом случае, вы получите максимально возможный обзор;
  • При установке бокового зеркала, нужно учитывать следующий момент – в ближней к вам части должна быть видна корма, а дальняя демонстрировать дорогу. По высоте оптимальным решением будет установка параллельно земле. Выставив зеркала таким образом, вы минимизируете слепые зоны.

Распространенные ошибки

Осталось поговорить о самых частых ошибках, которые допускают водители при перестроении. Наверное, самой частой является недостаточный контроль за дорогой при выполнении маневра.Не стоит пытаться перестроиться за один раз на 2 или больше полос. Это часто приводит к столкновениям. Всегда перестраивайтесь в один ряд, убеждайтесь в безопасности маневра, и выполняйте следующее действие.Также часто водители забывают, о необходимости выдерживать среднюю скорость потока. Если вы вклиниваетесь в плотный поток, то скорость вашего автомобиля, должна быть равна скорости движения остальных транспортных средств. При меньшей скорости вы рискуете получить удар в корму, а при более высокой, сами можете «догнать» попутно двигающуюся машину.

Выводы. Перестроение достаточно опасный маневр. Поэтому, просто необходимо знать, как правильно перестраиваться из ряда в ряд. Это позволит избежать аварий и других неприятных последствий, тем более, что никаких особых сложностей тут на самом деле нет.

autoflit.ru

Кто уступает при одновременном перестроении?

Находясь за рулём, мы иногда даже не задумываемся о том, сколько раз на дню перестраиваемся из ряда в ряд, делая это автоматически.

А ведь данный манёвр — самый распространённый и отнюдь не безопасный. Иногда даже опытные водители попадают в аварии, трактуя правило ПДД по-своему. Либо амбиции берут вверх.

Кто должен уступить дорогу при одновременном перестроении? Рассмотрим общие правила и частные моменты, касающиеся данного вопроса.

Для начала разберёмся, что такое перестроение и как его грамотно выполнять.

В ПДД под перестроением понимается выезд автомобиля из занимаемой полосы или ряда с сохранением изначального направления движения.

Основное правило перестроения ТС зафиксировано в пункте 8.4. ПДД РФ. Суть его в том, что, водитель, перестраиваясь, обязан пропустить ТС, двигающееся в попутном направлении.

Если же автомобили, двигающиеся попутно, намереваются перестроиться одновременно, то водитель должен пропустить машину, которая двигается справа от него.

Помеха справа при одновременном перестроении

Правило, касающееся так называемой «помехи справа», каждый трактует по-своему.

К примеру, многие начинающие водители считают, что нужно уступать дорогу всему автотранспорту, приближающемуся справа, независимо от других условий. Это в корне не верно.

Что же такое «помеха справа» на самом деле?

Сразу необходимо отметить, что такого понятия в ПДД вообще нет. Однако среди автолюбителей оно закрепилось, поэтому используется наравне с другими автодорожными терминами.

Пункт 8.4. ПДД гласит о том, что при одновременном перестроении преимущество имеет водитель, движущийся справа. Это правило актуально и в 2019 году.

Правило «помехи справа» применяется в 2 ситуациях:

  • при одновременном перестроении;
  • при движении на нерегулируемых перекрёстках или в иных местах, где очерёдность проезда не оговорена другими правилами.

Помните, что автодорожный закон «правой руки» применяется не всегда. Существуют 3 ситуации, когда данное правило вообще не «работает».

Обозначим их сразу, это:

  • пересечения равнозначных дорог;
  • регулируемый перекрёсток;
  • обозначенная дорожными знаками очерёдность проезда.

Во всех остальных случаях очерёдность движения на дороге регулируется правилом «помехи справа».

Правила и нюансы одновременного перестроения

При одновременном перестроении очень часто возникают ситуации, когда нужно действовать относительно «помехи справа».

Особенно это касается загруженных автомагистралей, где поток машин очень большой. Данный манёвр считается особенно сложным в условиях, когда попутные фуры или автобусы закрывают обзор.

Важно понимать, что при одновременном перестроении преимущество имеет тот водитель, который наиболее приближен к правому краю проезжей части. Причём не имеет значения, где находятся оба авто: на одном уровне или одна машина немного опережает другую.

Даже если водитель ТС, едущий по левой полосе, опережает машину, движущуюся справа от него, он не должен перестраиваться, если этот манёвр заставит другого водителя прибегнуть к изменению направления движения или торможению.

Помимо того, вызывают частые вопросы и места съезда или заезда на мосты: на чьей стороне преимущество в движении? В случае одновременного перестроения автомобилей в местах съезда или заезда водители также должны руководствоваться правилом «помехи справа».

Ситуаций одновременного перестроения может быть много. Рассмотрим основные из них:

  1. Вы движетесь по своей полосе, а перестроиться намерен водитель авто с соседней полосы. В этом случае уступать ему вы не обязаны, даже если он находится справа от вас. Данное правило здесь «не работает».
  2. Вы желаете перестроиться на полосу, расположенную рядом, а другие автомобили при этом не перестраиваются. Вам придётся подождать, пока не проедут все автомобили, движущиеся на соседней полосе. Правило «помехи справа» здесь также неактивно.
  3. Ваша цель — перестроиться на полосу, расположенную слева от вас. Водитель автомобиля на левой полосе также выполняет перестроение. В этом случае вам должны уступить дорогу, причём независимо от того, куда перестраивается ваш сосед. Здесь действует закон «помехи справа». Всё же, несмотря на то, что у вас имеется преимущество, не стоит бездумно «лететь» на левую полосу. Лучше немного подождать и, убедившись, что дорогу вам на самом деле уступают, перестраиваться.
  4. Вы выполняете перестроение на правую полосу. Автомобиль, находящийся на правой полосе, также намерен перестроиться. В этой ситуации дорогу обязаны уступить вы, пропуская машину, движущуюся справа от вас.

Видео: Перестроение при интенсивном движении, когда все полосы заняты («шашки»)

Рекомендации начинающим водителям

Неопытным водителям поначалу приходится трудно на дорогах. В помощь им предлагаем такую шпаргалку:

  1. Не перестраивайтесь, тогда и уступать не придётся.
  2. Если нужно перестроиться направо, то уступайте всем.
  3. Перестраиваетесь налево – вас пропускают все, кто тоже планирует данный манёвр. Но могут и не уступить!

Ещё несколько советов тем, кто только недавно сел за руль:

  1. Не гоните. Держите ту скорость, с которой едут машины в полосе, на которую вы планируете перестроиться.
  2. Совершая манёвр, предварительно включите поворотник; другие водители – не телепаты и вряд ли узнают о ваших намерениях без подсказки.
  3. Во время перестроения постоянно смотрите в зеркала, чтобы реально оценивать всё, что происходит на дороге.
  4. Перестраивайтесь только при полной уверенности в том, что манёвр безопасен.
  5. Закончили манёвр – вздохните с облегчением, но не забудьте при этом выключить поворотник.

В заключение хочется напомнить, что на дорогах нередко встречаются невежественные водители, а то и нахалы, которые попросту не хотят никому уступать.

Рисковать и показывать, кто на самом деле прав, пытаться опередить такого водителя, перестроившись раньше, конечно, можно, но нужно ли?

Амбиции на дороге – нестоящее дело, поскольку они нередко приводят к ДТП с трагическими последствиями.

Вас заинтересует:

pravo-auto.com

Как правильно перестраиваться из ряда в ряд в потоке, ПДД, видео

Существует большой риск стать виновником ДТП, если вы не знаете, как правильно перестраиваться. Рассмотрим советы по маневрированию в плотном потоке.

ПДД

Положение о перестроении находится в главе 8 ПДД. Пункт 8.4 гласит: водитель, желающий сменить полосу движения, должен уступить дорогу ТС, движущимся в попутном направлении без изменения направления движения. При одновременном перестроении двух автомобилей право первоочередного маневра имеет водитель, находящийся по правую сторону. Рассмотрим правило на конкретных примерах.

  • Автомобиль перед вами перестраивается в ваш ряд, вы не меняете направление. Согласно ПДД, уступать ему вы не обязаны. Сделать это вы можете по собственному желанию, но виновником в случае ДТП вы не будете.
  • Вы желаете занять полосу, по которой позади вас прямолинейно движется авто. В таком случае вы должны уступить ему дорогу либо увеличить дистанцию, чтобы не создать ему помеху при перестроении.
  • Вы перестраиваетесь в левую полосу. Находящийся в этом ряду автомобиль показывает поворотником, что хочет занять ваш ряд. В таком случае вы имеете преимущество.
  • Вы перестраиваетесь в правый ряд. Если в этот момент водитель с этой полосы перестраивается в ваш ряд, вы обязаны уступить ему дорогу. Действует правило — «помеха справа».

В общих чертах пункт 8.4 можно выразить следующими тезисами:

  • если вы не желаете перестраиваться, то и уступать согласно ПДД никому не обязаны;
  • при перестроении вправо вы должны в любом случае уступить дорогу («помеха справа»);
  • при перестроении влево одновременно с водителем, желающими занять вашу полосу, вас обязаны пропустить.

Перестроение

Этапы смены направления движения:

  • оценка дорожной ситуации;
  • включение поворотника;
  • контрольный взгляд в зеркало заднего вида;
  • перестроение, выключение указателя поворота.

Многие водители считают, что опасно перестраиваться только в плотном потоке. Ошибка заключается в том, что чрезмерная расслабленность при движении по разгруженным дорогам притупляет концентрацию. Повышается риск не заметить идущий позади мотоцикл либо оставить без внимания автомобиль в мертвой зоне. Поэтому перестроение в любой ситуации требует от водителя максимальной концентрации и уверенности в совершаемом маневре.

Как убедиться в безопасности маневра

Главная сложность при смене полосы – правильная оценка дорожной ситуации. Вы должны убедиться в том, что при перестроении в занимаемой вами площади не окажется другое транспортное средство. Для этого очень часто недостаточно лишь посмотреть в зеркало заднего вида непосредственно перед началом маневра. Во-первых, есть вероятность, что рядом с вашим авто в мертвой зоне находится другой автомобиль.

Мертвая зона – ситуация, при которой объект исчез из бокового зеркала заднего вида, но еще не появился в боковом окне. Всегда эта зона шире со стороны пассажирского зеркала.

Во-вторых, при беглом взгляде невозможно оценить скорость приближения следующего за вами авто. Когда вы посмотрите в зеркало, дистанция действительно будет достаточной для перестроения. Но уже к началу маневра автомобиль успеет приблизиться к вам на небезопасное для маневра расстояние.

Чтобы избежать ДТП, к перестроению нужно соответственно подготавливаться:

  • если в зеркале заднего вида нет автомобилей, нужно посмотреть в боковые стекла. Делать это нужно так, чтобы не потерять контроль над управлением ТС и иметь возможность среагировать на маневры впереди идущей машины. Нужно максимально убедиться в том, что в мертвой зоне нет машин;
  • при плотном движении для перестроения нужно использовать «карманы» (достаточный для маневра интервал между плотно идущими авто). Для этого нужно дождаться, пока машина, после которой возможно перестроение, опередит вас. Такой маневр можно считать безопасным, так как вы убедитесь, что за конкретным авто не следует другое ТС, а поэтому в мертвой зоне вас не ждет неприятный сюрприз;
  • если вы заметили идущий по полосе автомобиль, обязательно посмотрите в зеркало спустя 2-3 сек., чтобы адекватно оценить его скорость. При однократном взгляде сделать это невозможно, а если долго сосредотачиваться на объектах в зеркале заднего вида, теряется контроль над ситуацией впереди вас. Помните о том, что дорожная ситуация в плотном потоке меняется ежесекундно;
  • при перестроении в ряд, поток которого движется с большей скоростью, маневр необходимо делать с опережением. После того как вы заняли полосу, ваша скорость должна соответствовать скорости потока. В зимнее время при колейности и скользком дорожном полотне разгоняться нужно только на своей полосе. В ином случае существует риск заноса. При достаточном коэффициенте сцепление разгоняться можно даже при перестроении.

Дополнительные рекомендации

Чтобы уменьшить мертвую зону, следует правильно настроить зеркала заднего вида. При правильной регулировке в ближний край зеркала вы должны видеть небольшую выступающую часть кормы. При установке угла вертикального наклона нужно соблюдать баланс. Если наклонить зеркало слишком низко, то уменьшиться слепая зона, но вы потеряете из виду вдалеке идущие автомобили. Ситуации усугубится еще больше при спуске со склона.

Никогда не меняйте 2 полосы движения за один прием, так как вы не сможете адекватно оценить дорожную ситуацию. Смена полосы должна происходить плавно. Теперь вы знаете, как правильно перестраиваться, чтобы не попасть в ДТП.

autolirika.ru

Как правильно перестраиваться из ряда в ряд?

Сегодня, особенно в головокружительном ритме большого города, автомобиль действительно стал обычным средством передвижения, позволяющим значительно экономить время и силы. Его используют для деловых поездок или перемещений на дальние расстояния, на машине проделывает ежедневный путь на работу и с работы и даже отправляются в магазин, парикмахерскую, прачечную. На каждом маршруте автомобилист выполняет десятки маневров. Одним из наиболее частых является перестроение.

Статистика, приводимая службами безопасности дорожного движения, говорит, что перестроение относится к наиболее сложным и опасным маневрам (уступает по показателям исключительно обгону по встречной полосе), а по частоте ДТП намного превосходит большинство других. Такие аварии часто не приводят к тяжелым последствиям, но чтобы избежать травм и дорогостоящих ремонтов, необходимо знать, как правильно и безопасно перестраиваться в различных ситуациях. Особенно необходимы твердые знания новичку, не обладающему достаточным опытом вождения в сложной дорожной обстановке.

ПДД о перестроении.

Все действия водителя в любых ситуациях регламентируется действующими правилами дорожного движения. Не исключение и перестроение.

ПДД рассматривает перестроение как изменение полосы движения без смены его направления. Возникнуть необходимость его выполнения может в различных случаях:

  • уменьшение количества полос движения;
  • наличие препятствия, неподвижного (стоящего автомобиля, места аварии) или движущегося (например, транспортного средства, скорость которого минимальна);
  • необходимость изменения скорости движения в потоке, связанная с переходом на более скоростную полосу и т.д.

В любом случае правила предписывают водителю выполнять определенную последовательность действий. Регламентируют их пункты 8.1, 8.4 ПДД.

П. 8.1 говорит о том, что необходимо предпринимать перед и во время маневрирования. Согласно ему, главное, на чем должно быть сосредоточено внимание водителей:

  • информировать участников о намерении выполнить маневр — подать сигналы указателями поворотов или другими способами, например, рукой.
  • обеспечить безопасность движения;
  • не создавать помех другим его участникам.

П.8.4 указывает приоритет, который имеют транспортные средства, становящиеся участниками ситуации при маневрировании.

  • любой автомобиль, движущийся по своей полосе без изменения направления движения, владеет преимуществом перед перестраивающимся авто;
  • при одновременном выполнении маневра приоритетное право принадлежит транспортному средству, находящемуся справа.

Фактически, используя эти 2 пункта можно рассматривать все ситуации, возникающие при перестроении.

Выполнение перестроения в конкретной дорожной остановке.

Чтобы перестроиться и не создавать аварийную ситуацию, водителю приходится учитывать реальную дорожную обстановку. В каждом случае маневр имеет определенные особенности.

Перестроение слева в правую полосу.

Такое маневрирование – наиболее понятный случай, не допускающий разночтений. Согласно п. 8.4 ПДД перед выполняющим такое действие пользуются преимуществом все транспортные средства – движущиеся по своей полосе и начавшие перестроение одновременно.

Соответственно, водитель обязан включить указатель правого поворота, пропустить все ТС, только после этого завершить маневр, заняв свободное пространство в правом ряду.

Перестроение в левый ряд справа.

Ситуация в этом случае не так однозначна. Уступить водитель обязан тем, кто осуществляет движение, не меняя ряда. Перед участниками, перестраивающимися вправо, он имеет преимущество, и, соответственно, право закончить маневр первым.

Теоретически выглядит достаточно просто, на практике следует рассматривать множество факторов.

  • Подавать сигнал, информирующий о маневрировании следует, когда появилось намерение перестроиться, а не в момент начала активных действий. Раннее предупреждение позволит другим участникам заблаговременно получить информацию о потенциальном изменении обстановки, подготовиться к нему, обдумать и предпринять собственные ответные действия (например, освободить пространство для перестраивающегося авто).
  • Прежде всего, требуется контролировать обстановку перед автомобилем. Нередки случаи, когда водитель концентрирует внимание на происходящем в соседнем ряду, упуская из виду находящееся по ходу движения препятствие или впереди идущий автомобиль. Ожидание подходящего момента для маневра может затянуться, в таком случае расстояние до препятствия сократится до критической величины (особенно опасно, если идущее впереди транспортное средство начнет притормаживать), что чревато аварийной ситуацией.
  • Глядя в зеркало заднего вида и боковые зеркала необходимо оценивать не только наличие свободного места в соседнем ряду, которое водитель намеревается занять, но и скорость движущихся в нем автомобилей, поведение участников ситуации.

Вариантов развития событий может быть несколько.

  • Перестроение на пустую полосу. Самый простой и безопасный маневр. После включения поворотника и оценки обстановки впереди, доворачивается руль, занимается пространство в соседнем ряду без снижения скорости.
  • Автомобиль сзади в соседнем ряду движется с аналогичной скоростью, а свободного места на полосе достаточно для завершения маневра. Ситуация дает возможность перестроиться без снижения скорости.
  • Скорость идущего сзади в нужном ряду авто ненамного превышает скорость намерившегося перестраиваться, а впереди достаточно свободного пространства. При перестроении рекомендуется несколько ускориться и после этого занять место на нужной полосе.
  • Аналогичная ситуация, но скорость идущего сзади транспортного средства значительно превышает скорость выполняющего маневр. В этом случае стоит пропустить автомобиль и перестраиваться в свободное пространство позади него. Возможно также некоторое снижение скорости перед маневром, чтобы автомобиль в соседнем ряду ушел вперед быстрее.

Все эти варианты хороши при относительно свободной дороге. Маневр в плотном потоке или в пробке выполнить значительно сложнее. Здесь успех зависит от действий водителя, собирающегося его выполнить, намерения других участников движения этому способствовать, например, обеспечить свободное пространство в своем ряду. Соответственно, необходимо особенно внимательно контролировать их поведение. Первостепенную важность играет своевременная подача сигналов. Поскольку мигающий указатель поворотов в такой обстановке говорит о возможном усложнении ситуации, водители, как правило, реагируют адекватно и стараются оказать помощь коллеге.

Несколько практических советов.

  • Несмотря на сложность перестроения, особенно в напряженной дорожной обстановке, выполнять маневр нужно уверенно – страх на дороге вреден, неуверенность и метания значительно усложнят ситуацию, сделают ее опаснее.
  • Вписываться в соседний ряд транспортных средств следует под острым углом – за счет этого упрощается поддержание скорости и безопасной дистанции.
  • Перед перестроением рекомендуется набрать скорость, с которой осуществляется движение в нужном ряду.
  • На своей полосе следует двигаться как можно правее (ближе к разделительной линии разметки или краю дороги). Этим освобождается дополнительное пространство для выполнения маневров самим водителем и другими участниками движения.

Следует помнить, что в ситуации, когда автомобили занимают несколько рядов, число которых больше количества полос (ситуация в мегаполисах, особенно в пробках – не редкость), транспортные средства, движущиеся над разделительной линией разметки рассматриваются (в случае ДТП) как перестраивающиеся, что влечет соответствующую оценку действий водителей.

Видео уроки от автоинструктора.

autoepoch.ru

Перестроение в потоке

К написанию этой статьи побудил один из комментариев к статье Маневрирование в дорожном потоке, оставленный одним из читателей. Комментарий был следующего содержания:

Ехали в населенном пункте по условно разделенной дороге (не имеющей разметки) в левой полосе, не изменяя своего направления движения и опережая другой автомобиль, который в этот момент, двигаясь по условной правой полосе, начал смещаться влево. В итоге, оба автомобиля «притерлись» боками – у одного разбито правое крыло, у другого – обе левые двери. Инспектор ГИБДД определил виновным водителя автомобиля, который двигался в левой условной полосе и, таким образом, не уступил «помехе справа». И как всегда звучит вопрос: кто же, все-таки, виноват в этой ситуации?

Прав инспектор или не прав — ему, возможно, на месте виднее, кто более виновен. К тому же, он определяет лишь юридическую виновность (невиновность) одного из участников ДТП. Но, почему-то, большинство водителей задаются подобными вопросами уже после того, как ДТП произошло, а не до этого. А разбитыми оказываются оба автомобиля.

Понятно, что «невиновному» расходы на ремонт покроет страховой полис ОСАГО, но неприятный осадок, все равно, останется надолго. «Виновному» же придется ремонтироваться самому.

Попробуем разобраться, как перестроиться в потоке — кто кому, все-таки, при перестроении, должен уступать дорогу на своей половине проезжей части.

Движение по полосам, правила перестроения, включая приоритет при выполнении маневра, т.е. кто имеет преимущество при перестроении, определены в пунктах 8 «Начало движения, маневрирование» и 9 «Расположение транспортных средств на проезжей части» ПДД.

Теперь подробнее. Ниже представлены две картинки. Ширина проезжей части дороги на обоих снимках примерно одинакова. На верхнем фото изображена четырехполосная дорога. Об этом говорит дорожная разметка 1.3, которая разделяет противоположные потоки и разметка 1.5, обозначающая границы полос движения, т.е. полос четыре – по две в каждую сторону. Движение по полосам для каждого водителя очевидно — есть границы полос.

На нижнем фото изображена дорога, у которой всего две полосы — дорожная разметка 1.1 разделяет потоки противоположных направлений, а смежные полосы для движения в одном направлении не разграничены. Но ширина проезжей части позволяет разместиться четырем легковым автомобилям – по два в каждом направлении. Таким образом, для легковых машин движение по полосам одного направления определяется в два ряда (об этом — ниже).

Поскольку нас интересует приоритет в процессе перестроения (см. п. 1.2 термин «Перестроение»), т.е. кто кому должен уступить дорогу, то обращаемся к п.8.4 Правил:

«При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа».

Пункт 8.4 ПДД, по сути, можно назвать правилом перестроения. На этой странице текста ПДД есть картинки, где схематично представлено, когда и кто должен уступать дорогу при перестроении. Но если присмотреться к тем картинкам, то легко заметить, что смежные полосы попутного направления разделены между собой разметкой 1.5. Другими словами, при наличии этой разметки, водителю понятно, что он движется по конкретно этой полосе или перестраивается на соседнюю полосу.

Как разграничить движение по полосам на дороге без разметки, или как быть, если смежные полосы, как на нижнем рисунке выше, не разделены дорожной разметкой?

На этот вопрос отвечает пункт 9.1 ПДД:

«Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств)».

Т.е разметки на дороге может не быть вообще (что встречается очень часто), поэтому водители сами, визуально, с учетом габаритов своих машин, определяют середину дороги и количество полос на проезжей части. Т.е. полосы являются условные. И вот здесь кроется один нюанс.

Глазомер и чувство пространства у всех разное – для кого и середина дороги может являться полосой. С поворотами налево и направо вопросов не возникает – нужно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части. А для этого необходимо перестроиться на условную левую или условную правую полосу. Кто в этом случае при перестроении должен уступить дорогу?

Обращаемся опять к пункту 8.4 ПДД, который приведен выше и «говорит» однозначно – кто, как и кому.

А теперь возвратимся к самому началу статьи, где инспектор выносил «приговор» допустившим ДТП. Виновным был назначен невиновный – тот водитель, что ехал прямо, не меняя полосы и, как утверждает инспектор, не уступил дорогу автомобилю, совершавшему перестроение, который в этот момент являлся «помехой справа».

Заключение было вынесено не верное, спорить не будем. Если отбросить в сторону «условные» полосы или взять дорогу без разметки, то фактически ситуация выглядит как движение в попутном направлении на широком участке двух автомобилей в пределах одной полосы. Причем, полоса может сужаться, потом становиться шире и так далее. Кто в этом случае имеет преимущество или кто кому уступает при перестроении?

Движение двух автомобилей в пределах одной полосы Правила не объясняют. Но в ПДД есть пункт 8.9: «В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа».

Возможно, именно на этот пункт и опирался инспектор, делая заключение о ДТП. Здесь явное противоречие с пунктом 8.4, поскольку данный маневр (перестроение, смена полосы даже в том случае, когда полоса условная) оговорен в ПДД. Но заключение касается конкретной дорожной ситуации, т.е. конкретного места и характера происшествия, его участников.

Не будем спорить с заключением инспектора, вполне возможно, что у нас не хватает данных с места происшествия, а есть только интерпретация событий.

Чтобы подобных противоречий и разногласий, как с участниками, так и с инспектором, непосредственно на дороге не возникало, нужно эти события пресекать еще на стадии их появления, стараться избежать ДТП.

Правило перестроения сформулировано в пункте 8.4 Правил. Запомнить его не сложно: при перестроении дорогу уступает тот, кто перестраивается, а тот, кто движется по полосе прямолинейно, не меняя полосу движения – пользуется преимуществом.

Это общее правило перестроения, и оно может быть взято за основу при разборе ДТП в поисках виновника происшествия. Но приоритетная задача в дорожной ситуации это, все-таки, не слепое выполнение пунктов Правил, а планирование своих действий таким образом, чтобы не допустить аварию.

Дорожная реальность часто вынуждает отступать от Правил. Например, в некоторых случаях целесообразно поменяться приоритетами, т.е. один участник, имея преимущество в движении, уступает дорогу другому участнику. В таких действиях нарушения нет.

В процессе движения по полосам многие, выполняя перестроение, наверняка, замечали такой момент. Когда включаете поворотник (неважно, левый или правый) и смотрите в зеркало заднего вида, то едущий позади вас начинает чуть притормаживать, как бы уступая вам. Т.е. он, видя ваш включенный указатель поворота, имея свое преимущество, дает вам дорогу. Это нормальная водительская практика, только не нужно такое поведение путать с правилами перестроения. Со временем придет понимание того, где можно воспользоваться такой уступкой, а где лучше воздержаться.

Что касается обоюдного перестроения, то заметить, что водитель соседнего по потоку автомобиля собрался перестроиться, например, включил указатель поворота, бывает практически невозможно – потому что он будет находиться сбоку от вас. Для того, чтобы увидеть чужой включенный поворотник, нужно находиться или сзади того автомобиля, или впереди него (чтобы видеть его в зеркалах). Боковой повторитель указателя поворота есть не на каждом автомобиле, или его можно не заметить. И решение, соответственно, нужно принимать исходя из ситуации и согласно пункту 8.4 ПДД.

Например, вам нужно перестроиться влево из правого ряда, а рядом с вами, левее вашей машины, на некотором расстоянии движется другой автомобиль.

В дополнение к общим правилам, касающихся перестроения и рассмотренных ранее в статье Маневрирование в дорожном потоке, ваши действия будут следующие:

  1. Оцениваете обстановку вокруг вашего автомобиля – впереди, с боков (особенно слева), сзади и включаете левый указатель поворота;
  2. Замедляете слегка движение для того, чтобы тот автомобиль, что находится слева от вашего, ушел вперед. Одновременно смотрите по зеркалам, чтобы это место слева, которое освободилось, не занял кто-нибудь другой. Поворотник продолжает работать. Если место снова оказалось занятым, начинаете сначала. Если место слева свободно, действуете далее по пунктам, и не забываете контролировать дорогу впереди машины;
  3. Поворот головы налево — быстрый взгляд в мертвую зону – если место действительно свободно и никто не стремится его занять  – плавный поворот руля и перестраиваетесь. Выключаете указатель поворота. Одновременно контролируете дистанцию до впереди идущего автомобиля. Продолжаете движение.

Точно так же выполняется перестроение на правую полосу. Внимательно, аккуратно и без суеты. Но в любой дорожной ситуации, когда вопрос касается приоритета, неизменным остается одно правило: Если вашим приоритетом пренебрегают, т.е. кто-то упорно стремится пролезть вперед – не мешайте тому. Дайте ему дорогу, и пусть едет с миром.

Процесс перестроения непосредственно на перекрестке рассмотрен в одноименной статье Перестроение (смена полосы) на перекрестке. Еще рекомендую статью В пробках все равны. Уступите вы — уступят и вам. В ней вы ознакомитесь с особенностями перестроения, когда поток машин движется в режиме сплошной пробки.

Будьте внимательны и проявляйте соучастие к другим водителям.

Навигация по серии статей

avtonauka.ru

Перестроения: о чем молчат ПДД?

Будучи за рулем, мы даже не задумываемся, сколько раз перестраиваемся из ряда в ряд. Делаем это автоматически. В большинстве случаев такие маневры безопасны, но иногда приводят к авариям.

Для начала немного теории. Давайте разберемся, что такое перестроение и как его правильно выполнять. Обратимся к Правилам дорожного движения:

Перестроение — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

Полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

В Правилах нет определения «ряда движения», но, полагаю, понятно, что это расположение нескольких автомобилей на одной условной линии по ходу движения. По действующим стандартам ширина полосы движения может варьироваться от 3 до 3,75 метра. Получается, в одной полосе может поместиться и два ряда автомобилей. Правда, будет тесно и достаточно опасно. Тем не менее в Правилах не существует запрета на движение транспортных средств в два ряда по одной полосе. Этим обычно пользуются мотоциклисты. При этом выезд из занимаемого ряда, даже если вы не покинули своей полосы, также считается перестроением.

Поворот из второго ряда

Правила запрещают перестроение через сплошную линию разметки. Самое распространенное нарушение — поворот (как и перестроение) не из того ряда.

А что, если ширина полосы позволяет двигаться в два ряда? При этом, если из этой полосы разрешен поворот направо или налево, встает вопрос, а можно ли поворачивать пусть и с «правильной» полосы, но из второго ряда? Пункт 8.5 Правил говорит о том, что водитель перед поворотом обязан занять именно крайнее положение на проезжей части. Не полосы, как считают многие. Поэтому, если вы, к примеру, двигаетесь в левом ряду правой полосы, перед поворотом нужно перестроиться к крайний правый ряд.

Что не запрещено, то можно?

Если вы перестроились в крайнюю правую полосу и двигаетесь в крайнем правом ряду, там, где размечены парковочные места (естественно, не занятые припаркованными автомобилями), в этом нарушения нет. Скажете, Правила запрещают пересекать сплошную линию разметки? Верно, но это относится только к определенным типам разметки: 1.1 (разделяет транспортные потоки), 1.2.1 (обозначает край проезжей части) и 1.3 (разделяет противоположные потоки, когда для движения 4 и более полос). Полукруглый островок в начале и в конце зоны парковки в этот список не входит. Другое дело — припарковаться на нем. В этом случае велика вероятность, что ваш автомобиль эвакуируют за нарушение правил остановки и стоянки.

Движение через парковочную разметку не запрещено...

Другое дело — стоянка в нарушение этой разметки. За такое автомобиль может угодить на штрафстоянку (даже без номеров).

Формально не запрещено и движение по парковочному карману. Однако здравомыслящий водитель должен понимать, что это слишком опасно хотя бы потому, что остальные участники движения такого попросту не ожидают.

Не трамвай!

Удивительно, но многие водители искренне считают, что двигаться по трамвайным путям полностью запрещено. Однако это не так. Пункт 9.6 Правил гласит: «Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления». Однако если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 (определяют направление движения по полосе), ехать по трамвайным путям через перекресток нельзя. Учтите, что, к примеру, в Москве такие знаки установлены практически на каждом перекрестке.

А теперь рассмотрим типичные аварийные ситуации.

Выезд на дорогу с разгонной полосы или обочины

В чем опасность? Мы начинаем движение со скоростью, меньшей, чем едет основной поток, в который планируем «вклиниться». Нужно одновременно искать свободное пространство на нужной полосе и смотреть вперед, так как прямо перед вами может возникнуть какое-нибудь препятствие.

Наиболее типичные аварии в таких местах — это боковые столкновения и попутные «паровозики». Если вы выезжаете на основную дорогу и притираете автомобиль, двигающийся прямо по своей полосе или ряду, вина будет на вас.

Большинство мелких аварий — следствие нарушений правил при перестроении.

Если вы успели выехать на основную дорогу, заняли свою полосу, но водитель другого автомобиля из-за вашего резкого маневра не успел затормозить и причалил вам в корму, вина также будет на вас. Правда, только в теории. Ведь Правила в этой ситуации требуют уступить дорогу тому, кто имеет преимущество. То есть, если водитель вынужден был из-за вашего перестроения резко тормозить или менять направление движения, вина ваша. Но на практике все происходит с точностью до наоборот. В аварии обвиняют, как правило, того, кто «пристроился» сзади. Единственное, что может помочь в таких случаях, это запись с видеорегистратора, где видно небезопасное перестроение.

Многократная смена полосы движения

В этом случае риск боковых столкновений очень высок. Представьте такую картину. Вы, к примеру, двигаетесь в крайней левой полосе многорядной дороги. По какой-то причине вы прозевали свой поворот направо. Точнее, не прозевали, а поняли, что поворот вот он, за несколько десятков метров впереди, и по всем раскладам вы должны были бы уже находиться в крайней правой полосе (и в крайне правом положении, как того требуют правила). Что делать? Вариантов два.

Первый и самый безопасный — проехать до следующего поворота, не делая резких движений. Второй — все же перестроиться в правый ряд за достаточно короткое время. Если дорога свободна, то после включения указателя поворота можно «резаться» через все полосы по прямой к своей цели. Правила это не запрещают. Но дороги, как правило, у нас загружены, поэтому придется протискиваться через плотный поток. Здесь все как и при разовом перестроении. Единственное, что бы я добавил, так это не выключать сигнал поворота до окончания маневра. Да еще и перестраиваться этапами: заняли соседнюю полосу или ряд, проехали немного прямо, затем пошли дальше. И так далее, пока не окажемся в нужной полосе. Главное, не перестраиваться вслепую, когда ваш автомобиль находится под таким углом, что происходящее в соседнем ряду не видно даже в боковое зеркало. Вот как это бывает:

Одновременное перестроение

Много споров у водителей, а часто и аварийных ситуаций, вызывает обоюдное перестроение. Представим следующую картину. Вы двигаетесь по трехполосной дороге в крайней левой полосе и начинаете перестроение в среднюю. А с крайней правой полосы в среднюю же перестраивается другой водитель. Ктокого пропустить должен?

Пункт 8.4 ПДД говорит о том, что при одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, преимуществом пользуется водитель автомобиля справа. Поэтому при перестроении на многополосной дороге (как одноразовом, так и многоразовом) внимательно смотрите не только на ту полосу, в которую собираетесь выехать, но и на соседние. Если видите, что водитель справа начинает маневр, придется занять второй номер. Понятно, что уступать тому, кто начал перестроение справа, нужно лишь в том случае, если ваши траектории пересекаются, то есть возможен боковой контакт.

Подводя итог, хочу обратить внимание на следующее. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нужно помнить:

  • При перестроении вы обязаны уступить дорогу тем, кто движется прямолинейно по той полосе, на которую вы собираетесь выехать. Ваши действия не должны заставлять других водителей резко тормозить или менять траекторию движения.
  • Помните, что при одновременном перестроении преимущество у того, кто справа.
  • Перестроение возможно только тогда, когда это позволяет дорожная разметка. Проехались через сплошную (парковочная разметка не в счет), будьте готовы получить «письмо счастья» со штрафом. Камер-то сейчас в городах и весях не сосчитать. Многие из них обучены фиксировать и такие нарушения.
  • И конечно, прежде, чем приступить к перестроению, нужно включить указатель поворота. Это важно. Именно включенный поворотник говорит другим водителям о ваших намерениях.

Источник

Игорь созерцатель
  • Активность: 65k
  • Пол: Мужчина
Игорь созерцатель

koleso.temaretik.com

Можно ли перестраиваться на перекрестке? Проверьте себя

28 декабря 2017 года Для начала вспомним общие понятия, закрепленные в дорожной «конституции», то есть ПДД. В частности, в разделе 1 «Общие положения»: Перестроение — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. Полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Напомню, что ширина полосы движения по действующим стандартам должна составлять от 3 до 3,75 метра. При этом в ПДД нет запрета на движение транспортных средств в два ряда по одной полосе, если, конечно же, позволяет ширина этой полосы. Таким образом, выезд из занимаемого ряда, даже в пределах своей полосы, также считается перестроением.

Теперь о главном: в нынешней редакции Правил дорожного движения перестроения на перекрестке не запрещены. А значит, разрешены. Простой пример: водитель впередиидущего автомобиля внезапно (как это часто бывает) вспомнил, что ему на перекрестке надо повернуть налево, включил поворотник и остановился, вы перестроились правее и продолжили движение прямо. Нарушения нет. Обычно проблемы возникают из-за того, что многие водители путают перестроение с обгоном.

Обгон — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). Опережение — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. То есть если при маневрировании вы не выезжали на встречку, то ваши действия не являются обгоном.

А вот как раз обгоны на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной, и на пешеходных переходах в соответствии с пунктом 11.4 ПДД запрещены. Наказание — административный штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ).

Так что если на перекрестке вы соблюдаете требования знаков, разметки (например, движение по полосам) и ваше маневрирование не связано с выездом на встречную полосу, вы ничего не нарушаете. Только помните, что при перестроении вы обязаны соблюдать требования пункта 8.4 ПДД (водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа).

На приведенной в статье картинке изображен регулируемый перекресток. На нем вы можете перестраиваться. Если бы он был нерегулируемым, перестроения также не были бы запрещены. Единственное, в этом случае надо помнить про пункт 14.1 ПДД:

Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода

И пункт 14.2 Правил:

Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

Но, несмотря на отсутствие запрета, я бы все же рекомендовал перестраиваться только в крайних случаях, ведь другим участникам движения и так приходится отслеживать на перекрестке слишком много информации (дорожная обстановка, знаки, сигналы светофора и т.д.), и дополнительная «вводная» от вас только усложнит им задачу и, соответственно, повысит риск возникновения аварийной ситуации.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru


Смотрите также