ВНИМАНИЕ! Если Вам ПО ТЕЛЕФОНУ предложили перевести деньги на КИВИ-КОШЕЛЁК, то это означает, что к нашим номерам подключились мошенники!!! Будьте внимательны!

Кто возместит ущерб если на машину упало дерево


Что делать если на машину упало дерево

Практически каждый месяц ко мне, как адвокату, поступают вопросы от граждан, автомобили которых пострадали от упавших на них сухих деревьев или веток с них. При этом граждан практически всегда интересуют одни и те же вопросы: Куда обращаться? Кто виноват в произошедшем и как установить этого виновника? Как правильно возместить ущерб, нанесённый автомобилю?

К сожалению, рассматриваемые происшествия регулярно и практически ежедневно происходят по всей территории России. Связано это не с тем, что у нас в городах произрастает большое количество многолетних деревьев, а с тем, что за этими деревьями неудовлетворительно следят наделенные такими полномочиями муниципальные службы.

В этой статье, я постараюсь ответить на упомянутые выше вопросы, расскажу о порядке необходимых действий после такого инцидента и приведу примеры из своей судебной практики по аналогичным делам, для того чтобы Вы могли представить свои перспективы в судебном споре, сроки рассмотрения таких дел и порядок возмещения ущерба.

В интернете присутствует большое количество красиво оформленных статей на эту тему. Однако подавляющее большинство из них является измененными текстовыми копиями одних и тех же публикаций, написанных не юристами, а фриланцерами с целью не информирования граждан, а – наполнения своего сайта текстами для продвижения в интернете. Толку от них мало.

Что делать при обнаружении поврежденной машины

Итак, какой алгоритм первоочередных действий должен быть у автомобилиста, когда с ним проходит такая неприятная ситуация? Все зависит от того, ехал или стоял автомобиль в момент приземления на него сухой ветки или древесного ствола.

  • Если Ваша машина двигалась по проезжей части – для фиксации происшествия, которое будет относиться к ДТП необходимо будет вызывать ГИБДД.
  • Если транспортное средство пострадало не в движении, а, например, во время стоянки во дворе многоэтажного дома или вдоль проезжей части – необходимо позвонить в полицию и на место прибудут сотрудники ППС для фиксации происшествия.
В любом из перечисленных случаев сотрудники правоохранительных органов составят протокол и схему происшествия, сделают фотографии поврежденной машины и упавшего дерева.

Однако, надеяться только на полицию не стоит. Вам необходимо постараться собрать максимум доступных доказательств:

  • Сделайте фотоснимки упавшего дерева, веток, древесного сухого пня, фотографии с привязкой на местности для определения места происшествия.
  • Посмотрите нет ли на фасадах соседних домов видеокамер, и, если они есть – попробуйте попросить переписать видеозапись на свой носитель.
  • Поговорите с находящимися на улице людьми, работниками расположенных поблизости заведений, и, если будут свидетели – запишите их контактные данные.
  • Если это оживленное место, придя домой попробуйте найти его на компьютере в панорамных снимках Яндекс и Google карт. Вполне возможно там Вы увидите снимок сухого дерева, сделанный проезжающей мимо машиной фотофиксации за несколько месяцев до инцидента.


Кто виноват в падении дерева на машину, и кто возместит ущерб?

Следующий этап работы, который должен сделать автовладелец либо адвокат, автоюрист, ведущий его дело – определить виновника происшествия. Общепринято, что виновником такого инцидента всегда является то лицо, в чьём ведении находится земельный участок с упавшим деревом.

Это могут быть как муниципальный земельный участок, земельный участок находящийся в частной собственности, территория под управление ТСЖ или управляющей компании, и т.д.

Как самостоятельно определить – кто является ответственным за данную территорию? Самый простой, быстрый и общедоступный способ – зайти на сайт Росреестра и посмотреть на публичной кадастровой карте принадлежность участка и его границы.

Если посмотреть судебную практику по таким делам, то можно увидеть, что в подавляющем большинстве случаев упавшее дерево относится к муниципальной территории, следить за которой обязан Департамент благоустройства района. Такой ответчик для судебного спора считается неплохим вариантов, так как отвечать он будет бюджетными средствами, которые в казне всегда найдутся.

Итак, на вопросы: кто виноват? кто возместит ущерб? кто отвечает и кто будет ответчиком по спору о возмещении ущерба от падения дерева на машину? - ответ всегда один – собственник земельного участка в лице уполномоченного органа (Департамента благоустройства, ТСЖ и др.).

Куда обращаться – экспертиза, претензия и суд

Что следует делать после того, как происшествие зафиксировано, доказательства собраны и виновник определен? Не тянуть время и заказывать экспертизу! Дело в том, что для определения причины падения зеленого насаждения необходимо осмотреть его эксперту. И сделать это лучше как можно быстрее.

Так, например, в моей судебной практике были случаи, когда уже на следующий день после происшествия, собственник земельного участка избавлялся и от упавшего дерева, и от сухого пня, выкорчевав его с корнем. Такой поворот событий, конечно же, может осложнить доказательственную базу в судебном процессе.

Поэтому, не откладывая на потом, обращаемся в экспертную организацию, которая имеет в своем штате экспертов-биологов для проведения экспертизы по определению причины падения дерева. Как правило, эксперт выезжает на место, осматривает место происшествия, делает фотоснимки, соскоб со ствола и берет необходимые образцы.

Целесообразно сразу же сделать и вторую экспертизу – по определению стоимости восстановительного ремонта автомобиля. Эксперт установит сколько Вам понадобится денег на ремонт машины (если она подлежит восстановлению) или сколько стоит Ваш автомобиль (если автомобиль восстановить нельзя).

Уже на этапе проведения экспертизы целесообразно обратиться за помощью к адвокату или автоюристу, который профессионально занимается такими делами, и, в том числе, может оказать содействие в подборе экспертной организации и сопровождении экспертиз в ней.

После получения заключений двух экспертиз, о которых речь шла выше, можно написать досудебную претензию в адрес виновника Вашего ущерба. Претензия по делам такой категории не является обязательной процедурой, но её написание иногда позволяет сэкономить время на разрешение спора. Особенно имеет перспективу направление претензии в случае, если причинителем вреда является частное лицо или коммерческая организации. Муниципальные и государственные службы, как правило, претензионный порядок разрешения спора игнорируют.

Подача искового заявления в суд

Доверить написание иска и сопровождение дела в суде в делах такой категории лучше адвокату или автоюристу. Ведь это не дела, например, о расторжении брака, где гражданин может вполне справиться и сам без помощи юриста. Здесь будет все намного сложнее!

Судебная практика показывает, что дела такой категории, как правило идут в судах на протяжении нескольких месяцев (в среднем полгода). В таких судах ответчики часто ставят под сомнения и причину падения дерева, и стоимость затрат на восстановления. Как итог этих сомнений – назначение судебной экспертизы для разрешения возникших противоречий.

Однако, если Вы заручились грамотными досудебными экспертными заключениями – бояться судебной экспертизы Вам не стоит, так как в 90% случаев судебный эксперт подтвердит правильность точки зрения своего коллеги, выполнявшего предыдущую экспертизу.

Из своей судебной практики по таким делам хотелось бы выделить такие интересные моменты:

  • Часто бывает, что ответчик не оспаривает установленный факт того, что упавшее дерево было сухим или имело иную патологию, но пытается парировать утверждениями о том, что в день происшествия была плохая погода, дул сильный ветер, снег оседал на ветках деревьев и т.д. Однако, все эти доводы не перечеркивают вину ответчика, выразившуюся в том, что на его территории находилось опасное древесное насаждение. Погодные условия в таком случае явились не причиной происшествия, а только косвенно поспособствовали развитию неблагоприятных событий.
  • Также часто ответчики указывают в свою защиту на то, что мол пострадавший сам виноват в произошедшем, так как он неправильно припарковал автомобиль или сделал это в неположенном месте. Однако, совершение пострадавшим водителем административного правонарушения, связанного с неправильной парковкой – это отдельная история, за которую он понесет свою ответственность. Падение же дерева на машину, припаркованную не по правилам, в любом случае несет имущественный вред автовладельцу, который должен быть возмещен ответчиком в полном объеме. Судебная практика идет по такому пути.

Порядок возмещения ущерба после суда – когда будут деньги?

Итак, суд позади и у Вас на руках решение и исполнительный лист о возмещении ущерба от падения дерева на автомобиль, компенсации затрат на адвоката и экспертизу. А что делать дальше? Ответ на этот вопрос зависит от того, кто в Вашем деле был ответчиком.

  • Если ответчиком был муниципалитет или госорган – исполнительный лист с приложением реквизитов своего расчетного счета следует сдать в территориальное подразделение Федерального казначейства. В этом случае деньги Вы получите точно, но по срокам можете их прождать несколько месяцев.
  • Если ответчик ТСЖ, коммерческая организация – узнайте где у него открыт расчётный счет и сдайте исполнительный лист со своими реквизитами в этот банк. Если на счету есть или бывают деньги – банк перечислит их на указанные Вами реквизиты.
  • Если ответчиком является гражданин, то исполнительный лист придётся нести в службу судебных приставов, и там уже как повезет. Есть деньги, имущество у такого человека – решение суда будет исполнено быстро. Если ничего нет – придется ждать и надеяться годами.
Похожие ситуации: яма на дороге, открытый люк, сосулька с крыши дома

Всё вышесказанное относится к возмещению вреда пострадавшему автовладельцу от падения дерева на его транспортное средство. Но автомобиль может получить повреждение и при других схожих обстоятельствах. Давайте вкратце их перечислим:

  • Машина во время движения может попасть в открытый люк, яму на дороге, ухаб
Кто покрывает расходы, если дерево падает на ваш дом или машину?

Извечный вопрос: «Если дерево падает в лесу, а вокруг никого нет, не слышно ли оно?» всегда ведет к дискуссии. Но одна вещь, с которой почти все могут согласиться, - это если дерево падает на их дом или машину, кто-то должен заплатить. В связи с недавними ледяными и ветровыми штормами в Онтарио, буквально поднимающими крышу сразу с некоторых домов и опрокидывающимися по соседству, ущерб от этих экстремальных погодных условий заставляет задуматься: «кто за это заплатит?»

Вот посмотрите, кто несет ответственность, если дерево (или ветка) приземляется на ваш дом или машину.

Как добраться до корня проблемы

Торонто с гордостью называет себя «городом в парке». Город с почти 10,2 миллионами деревьев может похвастаться одним из самых обширных навесов в Северной Америке. К сожалению, город часто подвергается критике за медленный подход к уходу и уходу за деревьями, что, как подчеркивают лесники, имеет решающее значение для их здоровья и стабильности. На техническое обслуживание и уход за деревьями в Торонто приходится в два раза больше среднего показателя по отрасли - 15 лет.

Неудивительно, что владельцы домов и автомобилей в Торонто столкнулись с серьезными повреждениями от сломанных и опрокинутых деревьев в результате недавних ветровых бурь, обрушившихся на город.

Ключ к защите вашего дома

Многие жители Торонто не могут понять, покроет ли их полис страхования жилья ущерб от деревьев, падающих на их имущество. По словам Эрика Хейса, лицензированного страхового брокера в McDougall Insurance, «в большинстве случаев полисы страхования жилья будут покрывать расходы на удаление упавшего дерева, а также заботиться о любом ремонте вашего дома, включая дополнительные расходы на проживание, такие как гостиница пребывание и питание ресторана, понесенные, в то время как Ваш дом восстанавливается от повреждения.

Кроме того, многие в Южном Онтарио задавали такие вопросы, как «что вы делаете, если в вашем доме садится дерево из государственной собственности?» Или «что если дерево было со двора вашего соседа?» Несмотря на то, что город Торонто несет юридическую ответственность за деревья на государственной земле, простая подача иска против города не гарантирует компенсацию за ущерб. Будет проведено исследование для оценки истории обслуживания и состояния дерева. На самом деле Бюро страхования Канады заявляет, что жители района должны уведомлять городских чиновников о гниющих или потенциально поврежденных деревьях, даже если эти деревья принадлежат городу.Тем не менее, город Торонто прямо заявляет, что если ущерб от упавшего или сломанного дерева вызван штормом, ваш иск не будет компенсирован городом.

В случае дерева со двора соседа, по словам Хейса, если дерево было совершенно здоровым и опрокинулось во время шторма, ваша собственная страховая компания по-прежнему должна покрыть ущерб, а не страховку вашего соседа.

«Чувак, кто заплатит за мою машину?»

Почти так же плохо, как падение дерева в ваш дом, падение дерева на припаркованную машину.Некоторые владельцы автомобилей в Торонто могут быть удивлены, узнав, что им не гарантирован ущерб от их транспортных средств, покрываемых городом Торонто. Как и в случае с повреждением дома, в зависимости от истории обслуживания конкретного упавшего дерева, страхование автомобиля владельца будет покрывать расходы.

По данным страхового бюро Канады, такая ситуация типична для большинства городов. «Когда автомобиль человека поврежден чем-то, кроме столкновения, покрытие предоставляется в рамках всеобъемлющего раздела полиса страхования автомобиля этого человека.Тот факт, что дерево принадлежало городу, не учитывается в уравнении ». Обратите внимание, что ваш автомобиль не будет покрываться только страхованием ответственности, это должен быть полис страхования автомобиля Тот же принцип применяется, если дерево с вашего двора садится на машину соседа. Страховка владельца автомобиля оплатит ущерб. Как правило, владелец дерева не несет ответственности.

В конечном счете, важно проявлять бдительность не только для поддержания здоровья деревьев на вашем собственном дворе, но и для сообщения о любых проблемах, которые вы наблюдаете с деревьями, в общественной собственности, особенно вокруг вашего дома.Это не только поможет предотвратить повреждение имущества вашего дома или автомобиля, но и избавит вас от возможных финансовых потерь, особенно после шторма. Наконец, этот шторм стал отличным напоминанием для владельцев домов и автомобилей, чтобы они дважды проверили со своими страховыми компаниями их страховое покрытие, потому что последнее, о чем вы хотите беспокоиться, когда у вас есть гигантское дерево, прогибающееся на вашей крыше, это огромный счет на ремонт дома. ,

Вы в курсе!

Последние денежные новости скоро появятся в вашем почтовом ящике.

Неожиданный ответ от сервера. Пожалуйста, попробуйте позже.

.
Что произойдет, если дерево моего соседа упадет в моем дворе?

Деревья могут быть хитрыми, но по большей части домовладельцы несут ответственность за то, что попадает в их собственный двор. Поэтому, если из-за шторма дерево вашего соседа упадет у вас во дворе, страховка домовладельцев может помочь покрыть расходы на удаление дерева и возмещение ущерба, нанесенного вашей собственности после вычета франшизы.

То же самое верно и в обратном порядке: если дерево на вашей собственности падает во дворе вашего соседа, ваш сосед должен связаться со своей страховой компанией, чтобы определить, какой тип покрытия доступен для повреждения или очистки в их дворе.

В большинстве случаев соседи могут работать без особых проблем. В зависимости от степени ущерба, вам может потребоваться подать иск о страховании домовладельцев. Ваша страховка домовладельцев может покрывать или не покрывать стоимость очистки деревьев в зависимости от вашей политики и компании, с которой вы работаете.

Хорошие новости: Страхование домовладельцев от ERIE обычно оплачивает стоимость (с учетом сублимитов) вырубки упавших деревьев, если она вызвана опасностью, такой как шторм.

Если между соседями когда-нибудь возникнет проблема, вы можете положиться на своего регулятора претензий, который поможет все исправить.

ПРОЦЕСС ПРЕТЕНЗИЙ

Если дерево падает на ваш дом, первое, что нужно сделать, если это безопасно, это попытаться предотвратить дальнейший ущерб вашему дому и имуществу. Обязательно сделайте несколько фотографий, чтобы задокументировать, что произошло. Затем позвоните своему страховому агенту, который сможет объяснить ваши варианты и помочь вам понять, нужно ли и как подавать претензию. Когда вы подаете претензию, придет специалист по урегулированию претензий, чтобы оценить ущерб и объяснить, как ваше страховое покрытие вступает в игру. Прежде чем заключать договор, вам следует вызвать деревообрабатывающее предприятие, чтобы удалить дерево.

Иногда деревья падают на автомобили. Если удалить дерево из автомобиля небезопасно или невозможно, вам следует вызвать специалиста для его удаления. (Опять же, сначала поговорите со своим страховым агентом и специалистом по урегулированию претензий и сделайте несколько фотографий упавшего дерева на вашем автомобиле.) В зависимости от ущерба и условий вашего страхового покрытия, дополнительное всеобъемлющее покрытие, которое вы можете иметь в рамках своего автополиса, может обеспечить покрытие за потерю.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ДЕРЕВА

Профилактические меры имеют значение, когда речь заходит о деревьях.Начните с поиска признаков дистресса, таких как мертвые конечности, трещины в туловище или крупных конечностях, наклон к одной стороне и ответвления, которые находятся рядом с домом или линией электропередачи. Рост грибов на корнях или коре также может сигнализировать о проблемах.

Домовладельцы должны заботиться о здоровье своих деревьев. Вы можете нести ответственность за ущерб, нанесенный дому или имуществу вашего соседа, если ваше дерево упало (полностью или частично) из-за вашего собственного пренебрежения. Одна из лучших вещей - регулярно обрезать большие деревья.(Ассоциация индустрии ухода за деревьями перечисляет аккредитованных специалистов по уходу за деревьями.)

Узнайте больше о страховании домовладельцев от ERIE или найдите страхового агента Erie в своем сообществе.

Эта история была впервые опубликована в 2014 году. Она была обновлена ​​в 2019 году с дополнительной информацией.

,
Этика автономных автомобилей, самостоятельного вождения и проблема троллейбусов

За последние несколько лет в автомобили было добавлено все больше и больше автономных функций. И всего пару месяцев назад Тесла выпустил следующее видео, в котором он хвастался о достижении «Полного самостоятельного вождения».

В статье Techopedia сообщалось, что даже более ранние автомобили Tesla содержали «необходимое оборудование для автономного вождения», хотя активация этой способности зависела от обновления программного обеспечения.В статье также предполагалось, что разница между тем, как автономные автомобили, построенные сегодня, будут отличаться от тех, что будут использоваться в будущем.

В настоящее время автомобили Tesla оснащены необходимым оборудованием для автономного вождения, но для полного включения этой функции необходимы обновления программного обеспечения. Хотя это позволит полностью автономное вождение, оно также позволит водителю-человеку контролировать ситуацию, когда ситуация требует вмешательства.

Следующее поколение автономных транспортных средств, однако, не будет нуждаться в руле, педалях или коробках передач.Преимущество таких автомобилей заключается в возможности снизить количество несчастных случаев и обеспечить необходимый транспорт для людей, которые не способны управлять автомобилем, как пожилые люди или люди с нарушениями зрения или физическими недостатками.

Но есть и потенциальный недостаток: необходимость в человеческом агентстве, которое настраивает программирование автомобиля, чтобы предвидеть все возможные сценарии и предписывать автомобилю делать такие суждения, которые должны делать люди, когда сценарий требует действий, которые неизбежно вызовут какая-то форма вреда.

Несмотря на то, что Tesla может быть самым известным именем на переднем плане AI для транспортных средств, это, конечно, не единственный игрок на этом растущем рынке. Некоторые намного более почтенные имена в промышленности также вошли в действие.

СВЯЗАННЫЕ: ИНТЕРЕСНАЯ ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ

Бернард Марр недавно написал о миллиардных инвестициях Toyota в автомобили с автоматическим управлением и ИИ. Компания поставила перед собой цели, которых она хочет достичь к 2020 году:

«Благодаря инвестициям Toyota в технологические стартапы, такие как Perceptive Automata, она надеется создать технологию, позволяющую автономным транспортным средствам становиться более похожими на человека, когда они находятся в дороге, более похожими на то, как водители-люди взаимодействуют с пешеходами.

послужной список безопасности вождения

Конечно, мы еще не там. Но вопрос заключается в том, является ли это конечной целью, и следует ли нам ее преследовать, не принимая во внимание все возможные последствия полностью независимой машины.

В каждой ДТП со смертельным исходом и с участием водителя есть девять несчастных случаев с участием автономных транспортных средств, только четыре из которых привели к гибели людей. Тем не менее, несмотря на заявления о названии, список неполон, так как после публикации статьи были несчастные случаи со смертельным исходом.

Последний несчастный случай, о котором сообщалось, произошел с участием Tesla Model X 23 марта 2018 года. Водитель автомобиля погиб, когда столкнулся с дорожным барьером. Тесла обвинил это во вмешательстве барьера в автономную систему вождения автомобиля:

"Причина, по которой авария была настолько серьезной, заключается в том, что аттенюатор аварии, барьер безопасности на шоссе, предназначенный для уменьшения воздействия на бетонную полосу, был разрушен в предыдущей аварии без замены", - говорится в заявлении Тесла.

Компания добавила: «Мы никогда не видели такого уровня повреждения Model X в любой другой аварии».

Однако, к сожалению, это не было концом фатальных аварий для самоходных автомобилей Теслы. Ряд из них произошел в этом году.

Среди инцидентов был один на 1 марта 2019 года. Национальным советом по безопасности на транспорте США (NTSB) было подтверждено, что полуавтономное программное обеспечение Autopilot было задействовано на Tesla Model 3, когда оно врезалось в тягач, пытающийся пересечь Флоридское шоссе, и водитель машины был убит.

Несмотря на то, что они все еще относительно редки по сравнению с автомобильными авариями, вызванными водителями-людьми, тот факт, что есть какие-либо несчастные случаи и смертельные случаи, вызванные автомобилями с автоматическим управлением, заставляет людей беспокоиться о своей безопасности и программах. Фактически, в этом году Кварц поставил под сомнение требования безопасности Теслы.

Как и в случае с аварией Тесла, большинство автономных автомобильных аварий приводят к смерти человека, сидящего на сиденье водителя. Тем не менее, были случаи, когда люди, находившиеся вне машины, были сбиты и убиты автономными автомобилями.

Наиболее позорным инцидентом такого рода может быть случай с Убер в смерти Элейн Херцберг в марте 2018 года. 49-летняя женщина шла и толкала свой велосипед по проспекту Милле в Темпе, штат Аризона, когда машина Убер ударила ее.

Видео об инциденте, опубликованном полицией, можно посмотреть здесь:

В результате этого Uber принял политику, предусматривающую включение водителей-людей в свои автомобили. История была сообщена здесь: Uber возвращает автомобили к работе, но с людьми-водителями.

Это способ для Uber обойти проблему, с которой нам придется столкнуться, если и когда полностью автономные автомобили станут нормой: как запрограммировать их на включение инстинкта сохранения человеческой жизни.

Программирование ИИ с заботой об этике

Как мы видели в другой статье «Наш дивный новый мир: почему развитие ИИ порождает этические проблемы, и великая сила ИИ несет большую ответственность за то, чтобы удостовериться, что технологии не в конечном итоге ухудшают ситуацию во имя прогресса».Изучение этики ИИ привлекло внимание людей, которые думают о том, что нужно сделать перед внедрением автоматизированных решений.

Одним из таких людей является Пол Тагард, доктор философии, канадский философ и учёный-познаватель, который поднял некоторые из проблем, с которыми мы сейчас сталкиваемся в отношении программирования этики в ИИ в книге «Как построить этический искусственный интеллект».

Он поднимает следующие 3 препятствия:

  1. Этические теории весьма противоречивы.Некоторые люди предпочитают этические принципы, установленные религиозными текстами, такими как Библия или Коран. Философы спорят о том, должна ли этика основываться на правах и обязанностях, на величайшем благе для наибольшего числа людей или на добродетельных действиях.
  2. Чтобы действовать этически, нужно удовлетворять моральные ценности, но нет единого мнения о том, какие ценности являются уместными или даже о каких ценностях. Без учета соответствующих ценностей, которые люди используют, когда действуют этично, невозможно привести ценности систем ИИ в соответствие с ценностями людей.
  3. Чтобы построить систему искусственного интеллекта, которая ведет себя этично, идеи о ценностях, правильных и неправильных должны быть достаточно точными, чтобы их можно было реализовать в алгоритмах, но в современных этических соображениях катастрофически не хватает точности и алгоритмов.

Тагард предлагает подход для преодоления этих трудностей, говорит он, и ссылается на свою книгу « естественная философия: от социального мозга к знанию, реальности, морали и красоте» . Тем не менее, в ходе этой статьи он не предлагает решения, которое конкретно касается программирования автомобилей без водителя.

Самостоятельные автомобили и проблема с троллейбусом

В идеале, водители избегают ударов ни о чем, ни о ком. Но можно оказаться в ситуации, в которой невозможно избежать столкновения, и единственный выбор - кого или людей ударить.

Эта этическая дилемма - это так называемая проблема тележек, которая, как и сама тележка, насчитывает более ста лет. Обычно это выглядит следующим образом:

Вы видите убегающую тележку, двигающуюся к пяти связанным (или иным образом выведенным из строя) людям, лежащим на гусеницах.Вы стоите рядом с рычагом, который управляет выключателем. Если вы нажмете на рычаг, тележка будет перенаправлена ​​на боковую дорожку, и пять человек на главной дорожке будут сохранены. Однако на боковой дорожке лежит один человек.

У вас есть два варианта:

  1. Ничего не делать и позволить тележке убить пять человек на главной дороге;
  2. Потяните рычаг, отводя тележку на боковую направляющую, где она убьет одного человека.

Конечно, здесь нет действительно хорошего выбора.Вопрос в том, какой из двух вариантов меньше. Именно такую ​​дилемму «Зеленый гоблин» представил «Человеку-пауку» в фильме 2002 года, пытаясь заставить его выбрать между спасением канатной дороги, полной детей, или женщиной, которую он любит:

Будучи супергероем, Человек-паук смог использовать свои способности и силу для вращения в сети, чтобы спасти обоих. Но иногда даже супергерои вынуждены делать трагический выбор, как это было в фильме 2008 года « Темный рыцарь », в котором Бэтмен решил оставить женщину, которую любил, в взорвавшемся здании.

Таким образом, даже те, кто обладает превосходными способностями, не всегда могут спасти всех, и такая же ситуация может применяться к автомобилям с поддержкой ИИ.

Тогда возникает вопрос: какой кодекс этики мы применяем, чтобы запрограммировать их на такой выбор?

Что должен делать автомобиль с автоматическим управлением?

MIT Technology Review обратил внимание на некоторых исследователей, которые несколько лет назад работали над формулированием ответов в разделе «Как помочь самоходным автомобилям принимать этические решения». Среди исследователей в этой области - Крис Гердес, профессор Стэнфордского университета, который изучал «этические дилеммы, которые могут возникнуть при развертывании самостоятельного вождения транспортных средств в реальном мире»."

Он предложил более простой выбор: иметь дело с ребенком, бегущим на улицу, который заставляет машину врезаться в что-то, но позволяет ей выбирать между ребенком и фургоном на дороге. Для человека, который должен быть легким делом, защита ребенка важнее, чем защита фургона или самого автономного автомобиля.

Но что бы подумал ИИ? А как насчет пассажиров в транспортном средстве, которые могут получить травмы в результате такого столкновения?

Гердес заметил: «Это очень сложные решения, с которыми ежедневно сталкиваются те, кто разрабатывает алгоритмы управления для автоматизированных транспортных средств.”

В статье также цитируется Адриано Алессандрини, исследователь, работающий над автоматизированными транспортными средствами в Университете де Рома Ла Сапиенца в Италии, который возглавлял итальянскую часть европейского проекта CityMobil2 по испытанию автоматизированного транзитного транспортного средства. Смотрите видео об этом ниже:

Она суммировала задачу Троллейбуса для водителей и самоуправляемых автомобилей в этом суммировании:

«Вы можете увидеть что-то на своем пути, и вы решите сменить полосу движения, и, как вы делаете, что-то еще находится на этой полосе.Так что это этическая дилемма ».

Другой выдающийся эксперт в этой области - Патрик Лин, профессор философии в Cal Poly, с которым работал Гердес. TED-Ed Лина, посвященный этическим проблемам в программировании автомобилей с автоматическим управлением для принятия решений о жизни или смерти, представлен в виде мысленного эксперимента в этом видео:

Если бы мы ехали на этой машине в ручном режиме, то какой бы способ мы ни отреагировали, мы бы поняли это просто реакцию, а не преднамеренное решение », - говорит Линь в видео.Соответственно, следует понимать, что это «инстинктивное паническое движение без предрассудков и злого умысла».

Очень реальная вероятность смерти в результате не неисправности, а в результате автомобилей, следовавших за их программированием, - вот что делает очень важным думать о том, как справиться с тем, что Лин описывает как «своего рода алгоритм нацеливания».

Он объясняет, что такие программы будут «систематически отдавать предпочтение или дискриминировать определенный тип объекта, в который врезаться."

В результате те, кто в «целевых транспортных средствах будут страдать от негативных последствий этого алгоритма не по своей вине».

Он не предлагает решения этой проблемы, но предупреждает, что нам нужно подумать о том, как мы будем с этим справляться:

«Распознавание этих нравственных поворотов теперь поможет нам маневрировать по незнакомой дороге технологической этики и позволит нам уверенно и добросовестно отправиться в наше смелое новое будущее».

Это, вероятно, окажется еще более сложной задачей для навигации, чем дороги, по которым должны ездить автономные транспортные средства.

,

Смотрите также