ВНИМАНИЕ! Если Вам ПО ТЕЛЕФОНУ предложили перевести деньги на КИВИ-КОШЕЛЁК, то это означает, что к нашим номерам подключились мошенники!!! Будьте внимательны!

Полный привод нива 4х4 как работает


Трансмиссия нива как правильно эксплуатировать: принцип работы

Автомобиль ВАЗ 2121, иначе говоря, «Нива» — поступил в серийное производство в 70-х годах прошлого века. Такой автомобиль относится к классу легковых машин повышенной проходимости. В истории отечественного автопрома «Нива» стала первой машиной, в конструкции которой применялся полный привод. Рассмотрим подробнее устройство трансмиссии. Сделать это следует для того, чтобы понять, почему с учетом почти 40-летней истории трансмиссия нива отличается от множества прочих аналогичных машин, оснащенных полным приводом и возможностью переключения классическим способом или при помощи вискомуфты.

Трансмиссия в ряду семейства «Нивы» (2121, 2131) сконструирована таким образом, что полный привод подается на 4 колеса. Также характерным выступает наличие межосевого дифференциала. Трансмиссия включает в себя КП, раздаточный механизм, пару карданных валов, а также оба моста. Характерным отличием модели 2131 является удлиненный кузов. В остальном преимущественные сходства с первой моделью прослеживаются во всем. От мотора происходит передача крутящего момента через коробки передач на «раздатку», а она, в свою очередь, передает момент к мостам.

Дальше через карданные валы он уходит к редукторам. Передний редуктор через дифференциал и шарниры равных угловых скоростей передает момент на колеса. Аналогично для задних, так же выступающих ведущими, колес. Именно потому, что крутящий момент распределяются на 4 колеса одновременно, привод получил название полного. Обозначением является следующее – 4WD. Еще один отечественный автомобиль, устроенный по схожему принципу с «Нивой», — УАЗ.

Дифференциал

Такой механизм представляет собой своего рода распределитель тяговых усилий, идущих от мотора на колеса. Важной особенностью является то, что последние имеют возможность вращаться с различными скоростями. Важность наличия дифференциального механизма обусловлена тем, что во время совершения маневров поворота колесо, находящееся внутри, совершает количество оборотов меньшее, если сравнить их с количеством поворотов внешнего.

При отсутствии механизма дифференциала это вызывало бы пагубные последствия, такие как износ и повреждения, ведь получалось бы следующее: одно колесо при выполнении поворота находилось бы в состоянии букса, а второе просто терлось об дорожное покрытие. Особенности конструкции трансмиссии «Нивы» предусматривают наличие 3-х дифференциалов. Они располагаются в каждом из мостов и в раздаточном механизме.

 

При движении машины по ровной дороге и прямолинейно дифференциалами усилие тяги разделяется поровну между всеми 4-мя колесами. При недостаточном сцеплении колес с покрытием, появлении пробуксовки дифференциалы перераспределят нагрузку на буксующее и скользящее колесо таким образом, чтобы первое получило большее усилие, а второе, соответственно, меньшее.

Мы уже упоминали УАЗ. Несмотря на многие сходства, следует понимать, что полный привод ВАЗа выполнен в стиле «пат-тайм». Это значит, что при подключении оси крепко связываются друг с другом, и вращение происходит с одинаковыми скоростями. Такое устройство накладывает некоторые ограничения на использование полного привода – возможность его применения лишь в случаях, когда дорожные условия позволяют проскальзывание. В случаях же с твердыми асфальтовыми дорогами и трассами рекомендуется переводить машину в режим монопривода.

Блокирование дифференциалов

Иногда можно встретить заблуждение на тему того, зачем нужна маленькая ручка рядом с рычагом переключения на «Ниве». Некоторые автовладельцы считают, что она нужна для подключения переднего привода. Однако передний привод у данного автомобиля подключен постоянно. Как и задний. У автомобилей семейства «Нива» полный привод является постоянным. Ручка же на самом деле служит для переключения режимов работы дифференциала раздаточного механизма.

В положении «вперед» работа дифференциала протекает в обычном режиме, если же двинуть ее назад, дифференциал блокируется, и усилия от мотора поступают на дифференциалы мостов, что делает привод более жестким. Стоит отметить, что существуют также специальные типы блокировок для передних и задних мостов.

В теории при их применении в условиях, когда машина застряла, она сможет преодолеть препятствие при наличии достаточного сцепления с покрытием хотя бы одного колеса. Блокировку дифференциала в таком случае лучше проводить перед преодолением препятствия, но никогда нельзя делать после попадания в тяжелую для преодоления область. Такое применение блокировки позволит избежать износа и повреждений трансмиссии.

Ряд передач на понижение

Часто можно столкнуться с заблуждением следующего типа: переключение задней ручки может повысить мощностные характеристики мотора. Но это неправда. Она служит для того, чтобы сменить передаточное число между мотором и колесами. При увеличении его увеличатся тяговые усилия на колесах. В раздаточном механизме существует также понижающий редуктор.

Удаление царапин на кузове автомобиля без покраски.

НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.

Читать далее >>

Вот его работу и можно контролировать посредством задней ручки. При переключении рычага назад мы будем иметь передаточное число в виде 2,135 – это и есть пониженная передача. Включение такой передачи на понижение рекомендуется производить только тогда, когда машина стоит, и выжато сцепление. Несмотря на то, что руководство такого ограничения не содержит, новичкам и неопытным водителям «Нив» не рекомендуется производить переключение во время движения, так как раздаточный механизм «Нивы» не снабжен синхронизатором.

Советы владельцам

Для того, чтобы вождение вашего автомобиля стало комфортным, ознакомьтесь с некоторыми важными моментами:

  1. Обычное, стандартное расположение передней и задней ручки – вперед и назад соответственно. Движение при таком режиме можно и нужно осуществлять на участках, характеризующимся ровным и гладким покрытием.
  2. Блокировать дифференциал путем переключения передней ручки в заднее положение лучше всего на дорогах, характеризующихся повышенной скользкостью. Такая мера придаст «Ниве» устойчивости. Стоит понимать, что после преодоления проблемного участка ручку потребуется вернуть в исходное положение.
  3. Как было отмечено ранее, передача на понижение должна активироваться перед вероятным препятствием, но не в то время, когда машина уже застряла.
  4. Стоит понимать, что включение блокировки на неподвижном автомобиле иногда невозможно, даже если выжать сцепление. Это может быть вызвано тем, что зубцы муфты уперлись в зубцы шестеренки. В таком случае можно пробовать активировать блокировку, начав медленное движение и выполняя некрутой поворот. Если же проблемы возникают с выключением блокировки, то рекомендуется выполнить ту же процедуру при выжатом сцеплении и небольшом покачивании руля.

Заключение

Рассмотренные особенности автомобиля «Нива» и тонкости в устройстве конструкции его трансмиссии делают его по-настоящему уникальным и обладающим повышенной проходимостью транспортным средством. Важно лишь учитывать нюансы применения и активации тех или иных функций полного привода. Удачи на дорогах!

Компоненты полноприводной системы

Основными частями любой системы полного привода являются два дифференциала (передний и задний) и раздаточная коробка. Кроме того, системы с частичной занятостью имеют блокирующие узлы, и оба типа систем могут иметь передовую электронику, которая помогает им еще лучше использовать имеющуюся тягу.

Дифференциалы Автомобиль имеет два дифференциала: один расположен между двумя передними колесами, а другой - между двумя задними колесами.Они посылают крутящий момент от карданного вала или трансмиссии на ведущие колеса. Они также позволяют левому и правому колесам вращаться с разной скоростью, когда вы совершаете поворот.

Когда вы совершаете поворот, внутренние колеса следуют по другому пути, чем внешние колеса, а передние колеса следуют по другому пути, чем задние колеса, поэтому каждое из колес вращается с различной скоростью. Дифференциалы обеспечивают разницу скоростей между внутренними и внешними колесами.(В полноприводном автомобиле разница в скорости между передними и задними колесами обрабатывается раздаточной коробкой - мы обсудим это позже.)

Существует несколько различных видов дифференциалов, используемых в легковых и грузовых автомобилях. Типы используемых дифференциалов могут оказать существенное влияние на то, насколько хорошо автомобиль использует имеющуюся тягу. Посмотрите, как дифференциалы работают для более подробной информации.

раздаточная коробка

Это устройство, которое распределяет мощность между передней и задней осями на полноприводном автомобиле.

Вернемся к нашему примеру поворота на поворот: в то время как дифференциалы обрабатывают разницу скоростей между внутренними и внешними колесами, раздаточная коробка в системе полного привода содержит устройство, которое учитывает разницу скоростей между передними и задними колесами. Это может быть вязкая муфта, межосевой дифференциал или другой тип коробки передач. Эти устройства позволяют системе полного привода функционировать должным образом на любой поверхности.

раздаточная коробка на полноприводной системе с неполным рабочим днем ​​блокирует карданный вал передней оси на карданный вал задней оси, поэтому колеса вынуждены вращаться с одинаковой скоростью.Это требует, чтобы шины проскальзывали, когда автомобиль поворачивает на поворот. Системы с частичной занятостью, подобные этой, следует использовать только в ситуациях с малым сцеплением, когда шинам относительно легко соскальзывать. На сухом бетоне шины не легко скользят, поэтому полный привод следует отключить, чтобы избежать резких поворотов и дополнительного износа шин и трансмиссии.

Некоторые раздаточные коробки, чаще всего в системах с частичной занятостью, также содержат дополнительный набор передач, которые дают автомобилю нижнего диапазона .Это дополнительное передаточное число дает автомобилю дополнительный крутящий момент и супер-медленную выходную скорость. На первой передаче на низких оборотах автомобиль может развить максимальную скорость около 5 миль в час (8 км / ч), но на колесах создается невероятный крутящий момент. Это позволяет водителям медленно и плавно ползти вверх по очень крутым склонам.

Стопорные узлы

Каждое колесо в автомобиле крепится болтами к ступице. Неполный полноприводный грузовик обычно имеет блокирующих ступиц на передних колесах. Когда полный привод не задействован, блокирующие ступицы используются для отсоединения передних колес от переднего дифференциала, полуосей (валов, которые соединяют дифференциал со ступицей) и карданного вала.Это позволяет дифференциалу, полуосям и карданному валу перестать вращаться, когда автомобиль работает на двухколесном приводе, что снижает износ деталей и повышает экономию топлива.

Узлы ручной блокировки раньше были довольно распространенным явлением. Чтобы задействовать полный привод, водитель фактически должен был выйти из грузовика и поворачивать ручку на передних колесах, пока ступицы не зафиксируются. Более новые системы имеют автоматические блокирующие втулки, которые включаются, когда водитель переключается на полный привод. Этот тип системы обычно может быть включен во время движения автомобиля.

В этих системах, как ручных, так и автоматических, обычно используется скользящая муфта, которая фиксирует передние полуоси на ступице.

Advanced Electronics

На многих современных полноприводных и полноприводных автомобилях передовая электроника играет ключевую роль. Некоторые автомобили используют систему ABS, чтобы выборочно применять тормоза к колесам, которые начинают заносить - это называется , контроль тяги .

Другие имеют сложные, с электронным управлением сцепления, которые могут лучше контролировать передачу крутящего момента между колесами.Мы рассмотрим одну такую ​​продвинутую систему позже в этой статье.

Во-первых, давайте посмотрим, как работает самая основная система полного привода с частичной занятостью.

,

Дифференциал с полным приводом | HowStuffWorks

Тип системы неполного рабочего времени, обычно встречающийся на пикапах с полным приводом и более старых внедорожниках, работает следующим образом: автомобиль обычно имеет задний привод. Коробка передач подключается непосредственно к раздаточной коробке. Оттуда один карданный вал поворачивает переднюю ось, а другой - заднюю ось.

Когда задействован полный привод, раздаточная коробка блокирует передний карданный вал к заднему карданному валу, поэтому каждая ось получает половину крутящего момента, поступающего от двигателя.В то же время передние ступицы блокируются.

Передний и задний мост имеют открытый дифференциал. Хотя эта система обеспечивает гораздо лучшее сцепление с дорогой, чем двухколесный автомобиль, она имеет два основных недостатка. Мы уже обсуждали один из них: он не может быть использован на дороге из-за заблокированной раздаточной коробки.

Вторая проблема связана с типом используемых дифференциалов: открытый дифференциал равномерно распределяет крутящий момент между каждым из двух колес, к которым он подключен (см. «Как работают дифференциалы» для более подробной информации).Если одно из этих двух колес отрывается от земли или находится на очень скользкой поверхности, крутящий момент, приложенный к этому колесу, падает до нуля. Поскольку крутящий момент делится равномерно, это означает, что другое колесо также получает нулевой крутящий момент. Таким образом, даже если другое колесо обладает достаточным сцеплением, крутящий момент на него не передается. Анимация ниже показывает, как подобная система реагирует на различные условия.

Этот контент не совместим с этим устройством.

Анимация базовой системы, встречающей различные комбинации ландшафта.Это транспортное средство застревает, когда два его колеса находятся на льду.

Ранее мы говорили, что лучшая система полного привода будет направлять точно необходимое количество крутящего момента на каждое колесо, причем это максимальное значение максимального крутящего момента, которое не приведет к проскальзыванию этой шины. Эта система оценивается довольно плохо по этому критерию. Он посылает обоим колесам величину крутящего момента, которая не приведет к проскальзыванию шины с тяговым усилием не менее .

Есть несколько способов улучшить систему, подобную этой.Замена открытого дифференциала на задний дифференциал с ограниченным проскальзыванием является одной из наиболее распространенных - это гарантирует, что оба задних колеса могут прикладывать некоторый крутящий момент, несмотря ни на что. Другим вариантом является блокирующий дифференциал, который блокирует задние колеса вместе, чтобы обеспечить каждому из них доступ ко всем крутящим моментам, поступающим на ось, даже если одно колесо находится на земле - это улучшает рабочие характеристики в условиях бездорожья.

В следующем разделе мы рассмотрим то, что может быть совершенной системой полного привода: той, что на Hummer.

,

Hummer с полным приводом | HowStuffWorks

Военный автомобиль AM General Hummer сочетает в себе некоторые передовые механические технологии со сложной электроникой, чтобы создать, пожалуй, лучшую из доступных полноприводных систем.

Hummer имеет штатную систему с дополнительными функциями, которые можно задействовать для повышения производительности на бездорожье. В этой системе, как и в нашей базовой системе, трансмиссия подключается к раздаточной коробке.От раздаточной коробки один карданный вал соединяется с передней осью, а другой - с задней. Однако раздаточная коробка на Hummer не блокирует переднюю и заднюю оси автоматически. Вместо этого он содержит набор шестерен с открытым дифференциалом, которые могут быть заблокированы водителем. В открытом режиме (не заблокирован) передняя и задняя оси могут двигаться с разными скоростями, поэтому автомобиль может без проблем двигаться по сухим дорогам. Когда дифференциал заблокирован, передняя и задняя оси имеют доступ к крутящему моменту двигателя.Если передние колеса находятся в зыбучих песках, задние колеса получают весь крутящий момент, с которым они могут справиться.

Передние и задние дифференциалы - это дифференциалы Torsen ® . Эти дифференциалы имеют уникальную коробку передач: как только чувствуется уменьшение крутящего момента на одно колесо (что происходит, когда шина вот-вот проскальзывает), коробка передач передает крутящий момент на другое колесо. Дифференциалы Torsen могут передавать в два-четыре раза больше крутящего момента от одного колеса к другому.Это большое улучшение по сравнению с открытыми дифференциалами. Но если одно колесо оторвалось от земли, другое колесо по-прежнему не получает крутящего момента.

Чтобы решить эту проблему, Hummer оборудован системой контроля тяги . Когда одна шина начинает проскальзывать, система контроля тяги тормоза применяет тормоза к этому колесу. Это выполняет две вещи:

  • Это предотвращает скольжение шины, что позволяет ей максимально использовать имеющуюся тягу.
  • Позволяет другому колесу прикладывать больший крутящий момент.

Этот контент не совместим с этим устройством.

Система Hummer сталкивается с различными комбинациями ландшафта: для того, чтобы Hummer застрял, все четыре колеса должны были потерять сцепление.

Система контроля тяги тормоза прикладывает значительный крутящий момент к колесу, которое хочет проскользнуть, позволяя дифференциалу Торсена в два-четыре раза увеличить крутящий момент на другое колесо.

Давайте проверим Хаммер.

Система на Hummer способна посылать большой крутящий момент на любые шины, обладающие сцеплением, даже если это означает отправку всего этого на одну шину. Это приближает Hummer к нашему определению идеальной системы полного привода: той, которая обеспечивает каждой шине максимальный крутящий момент, который она может выдержать.

Для получения дополнительной информации по полному приводу и связанным с ним темам, перейдите по ссылкам ниже.

Статьи по теме

Больше замечательных ссылок

,

Смотрите также