ВНИМАНИЕ! Если Вам ПО ТЕЛЕФОНУ предложили перевести деньги на КИВИ-КОШЕЛЁК, то это означает, что к нашим номерам подключились мошенники!!! Будьте внимательны!

Реле генератора ваз


Реле зарядки ВАЗ 2106: проверка и основные неисправности

В процессе эксплуатации автомобиля достаточно часто возникают проблемы с аккумулятором и генератором. Зачастую, АКБ может выходить из строя по причине недостаточно заряда. Эта проблема актуальна как для многих иномарок, особенно с пробегом, так и для различных отечественных авто (ВАЗ, ГАЗ, ЗАЗ и т.д.).

Для нормальной работы автомобильного аккумулятора необходимо, чтобы генератор заряжал АКБ во время работы двигателя, при этом не допускается как недозаряда, так и перезаряда аккумуляторной батареи. Далее мы рассмотрим проблемы с зарядом АКБ на примере ВАЗ 2106, реле зарядки на данной модели авто, а также как проверить реле регулятор ВАЗ самостоятельно.

Содержание статьи

Реле зарядки на ВАЗ: назначение и признаки неисправности

Итак, реле заряда аккумулятора или реле-регулятор генератора ВАЗ отвечает за то, чтобы аккумулятор автомобиля заряжался от генератора «правильно». Фактически, автомобильный генератор переменного тока имеет диодный мост (выпрямительный блок), чтобы преобразовать переменный ток в ток постоянный.

При этом важно, чтобы напряжение оставалось постоянным, независимо от скорости вращения генератора, которая меняется. Для этого отдельно используется реле-регулятор напряжения генератора или реле зарядки 2106. Данное устройство отвечает за постоянное напряжение в бортовой сети на отметке в 12В.

Без регулятора будут скачки напряжения, «просадки» и «подъемы» (например, 9В – 30В). Само собой, в этом случае  многие энергопотребители просто сгорят, а с зарядом АКБ и самой батареей начнутся проблемы.

  • Если говорить о неисправностях, реле регулятор на ВАЗ и других авто не так часто выходит из строя, однако вероятность такой поломки исключать нельзя. Как правило, на выход из строя обычно указывает то, что АКБ перестает заряжаться, при этом генератор нормально работает. Однако это не все, так как есть другие симптомы и признаки поломки регулятора напряжения.

Зачастую  если регулятор неисправен, напряжение на АКБ начинает отклоняться от нормы. В результате:

  1. аккумулятор не заряжается или заряжается не полностью (обычно причина в обрыве реле регулятора).
  2. аккумулятор кипит, что указывает на пробой реле регулятора и то, что ток заряда на АКБ выше нормы, батарея перезаряжена и кипит.

При этом как первый, так и второй случай является проблемой, нормально эксплуатировать авто не получится, быстро выходит из строя АКБ и т.д. На деле, если неисправно реле регулятор напряжения ВАЗ, проверка позволяет быстро определить причину.

Проблемы с АКБ: зарядка ВАЗ 2106 и диагностика неисправностей

Как правило, перед проверкой  регулятора ВАЗ 2107, 2106 или любого другого автомобиля, необходимо в общих чертах рассмотреть устройство и принцип работы такого регулятора.

Начнем с того, что устройство регулятора может отличаться. На старых моделях ВАЗ 2106 стоят устаревшие контактные регуляторы. При этом на более новых версиях уже использован электронный регулятор.

  • Так вот, контактный внешний регулятор все равно является основой. Это устройство полупроводникового типа, изготовленное на единой плате. Главным элементом является обмотка (использована проволока из латуни), состоит обмотка из чуть более тысячи витков, внутри обмотки стоит медный сердечник. Обмотка имеет постоянное сопротивление 16 Ом.

Также в регуляторе использована группа вольфрамовых контактов, есть регулировочная пластинка, а еще присутствует магнитный шунт. Параллельно использован набор резисторов, причем соединение их отличается с учетом того, какое напряжение требуется. Резисторы выдают максимальное сопротивление 75 Ом. Все компоненты находятся в текстолитовом корпусе, наружу выведены контакты для подключения.

Идем далее. При запуске ДВС вращается коленвал, от которого также  приводится навесное оборудование. Генератор на многих авто не является исключением, то есть ротор в генераторе также приводится в движение от двигателя.  Так вот, когда двигатель крутится с частотой около 2 тыс. об/мин, напряжение на выходах генератора не выше 13 Вольт.

В этом случае регулятор не включается, ток напрямую идет на обмотку возбуждения. Однако при увеличении скорости вращения двигателя, а также и ротора генератора, происходит автоматическое включение регулятора напряжения.

На ВАЗ 2106 реле регулятор подключен к щеткам генератора, а также к замку зажигания.  Также обмотка, подключенная к щеткам генератора, активно реагирует на то, что увеличиваются обороты ДВС и в результате такого повышения намагничивается.

Далее сердечник в обмотке втягивается внутрь, что приводит к размыканию контактов на внутренних резисторах одной группы и замыкании контактов на резисторах другой группы. Например, когда обороты не высокие, в регуляторе замкнутым остается только один резистор, тогда как при работе на высоких оборотах замкнуты три резистора, при этом сильно падает напряжение на обмотке возбуждения.

Как проверить реле-регулятор генератора своими руками

Рассмотрев устройство и принцип работы, можно переходить к проверке. Примечательно то, что проверить реле-регулятор  вполне возможно в условиях обычного гаража.  Для этого необходимо  иметь обычный мультиметр со шкалой  до 35 вольт, набор ключей и отверток.

  • Простой метод проверки регулятора генератора на ВАЗ 2106 предполагает следующее: для проверки нужна хорошо заряженная АКБ. Чтобы выполнить диагностику, нужно завести ДВС, включить фары и оставить мотор работать на 10-15 мин, при этом обороты мотора не повышают выше 2 тыс. об/мин. Далее нужно мультиметром замерить напряжение между клеммами АКБ. Норма — не выше 14 Вольт и не ниже 12 Вольт.

Если же напряжение отклоняется от нормы, это говорит о проблемах с реле-регулятором. С учетом того, что это устройство не ремонтируется, нужна его замена. Замена предполагает снятие (нужно открутить пару болтов) и установку нового регулятора.

  • Второй способ проверки нужно применять в том случае, когда проблема «плавающая» (напряжение на клеммах АКБ чуть меньше 12 Вольт или чуть выше 14 Вольт.). В такой ситуации регулятор нужно проверять отдельно, сняв его. Для проверки используют мультиметр и  лампочку на 12 вольт.

Рассмотрев регулятор генератора ВАЗ 2106, можно найти пару выходов (на схемах часто обозначенных литерами Б и В). К указанным контактам нужно подать питание с АКБ. Еще два контакта реле идут на щетки генератора. К указанным контактам подключают лампу.

В том случае, если на выходах при подаче питания с АКБ напряжение не выше 14 вольт, лампочка будет ярко гореть. В случае, когда мультиметром повысить напряжение на выходах подачи питания до 15 вольт или выше, лампочка должна гаснуть. Если этого не происходит, тогда регулятор вышел из строя. Если же лампочка  не горит изначально, причем  как в первом, так и во втором случае, тогда реле нужно менять.

  • Замена регулятора генератора ВАЗ 2106 предполагает подбор подходящего устройства. Важно сразу определить, какой тип устройства стоит на генераторе (внешний регулятор, внутренний регулятор). Внешний регулятор расположен на левой арке спереди (в области переднего колеса). Внутренний регулятор снимается после демонтажа воздушного фильтра, так как фильтр перекрывает доступ к генератору.

Внешний регулятор снимается легко (достаточно открутить рожковым ключом два болта на 10, фиксирующие реле), после чего отсоединяются провода. Сборка осуществляется в обратном порядке. С внутренним регулятором немного сложнее, так как нужно сначала открутить три гайки на 12. Сам внутренний регулятор находится на передней крышке генератора, закреплен двумя болтами. Болты выкручивают отверткой.

Затем реле осторожно выдвигается из крышки генератора, после снимаются провода и колодка контактов. При снятии колодки нужно соблюдать особую осторожность, та как контакты хрупкие. Далее ставится новый регулятор и выполняется обратная сборка.

  • Обратите внимание, наружные регуляторы для ВАЗ 2106 практически невозможно найти новыми в продаже. Приходится окупать устройства б/у. Так вот, реальное состояние такого регулятора визуально определить сложно, то есть перед покупкой необходима проверка (можно воспользоваться рассмотренными выше методами). 

Что касается внутренних регуляторов, основной проблемой являются провода, подключенные к реле от генератора. Очень часто при замене происходит их излом в области контактной колодки. Если это произошло, потребуется резать колодку, перепаивать провода,  делать качественную изоляцию, после склеивать колодку обратно.

Чтобы избежать подобных проблем,  при замене внутреннего регулятора генератора ВАЗ 2106  нужно быть предельно аккуратным,  не ремонтировать автомобиль на холоде, так как провода сильнее ломаются в таких условиях и т.д.

Подведем итоги

Как видно, реле генератора ВАЗ или любого другого автомобиля является важным и ответственным устройством.  При этом любые сбои в его работе приведут к тому, что АКБ автомобиля не будет заряжаться должным образом. При этом как низкий, так и высокий заряд аккумулятора быстро выведет батарею из строя.

Если рассмотренные выше признаки поломки регулятора генератора проявились в большей или меньшей степени, необходимо  проверить регулятор, применяя один из рассмотренных выше методов.  Напоследок отметим, что регулятор напряжения генератора заменить на ВАЗ не сложно, однако необходимо отдельно учитывать некоторые нюансы.

схема подключения и устройство. Схема подключения генераторной системы

Особенности генератора ВАЗ-2107, схема подключения к сети электропитания и зарядки - это то, что должен знать автомобилист. Если генерация напряжения прекращается, машина не может работать в течение длительного времени от одной батареи. Карбюраторные двигатели с бесконтактным зажиганием со средним уровнем заряда смогут прослужить не более одного дня поездки с выключенными огнями. Инжекторы будут работать без генератора в течение нескольких часов, так как двигатель насоса и ЭБУ потребляют большой ток.

Конструкция генераторов

Схема зарядки генератора ВАЗ-2107 практически такая же, как и на всех других автомобилях.

Проверенная и надежная конструкция в течение многих лет, которая содержит минимум элементов. А это значит, что ломать нечего. Генератор приводится в движение коленчатым валом двигателя с помощью гибкого ремня. Основные части электрической машины:

  1. Статор - это неподвижная часть, на ней имеется обмотка.Изготовлен из толстой медной проволоки.
  2. Ротор - подвижная часть генератора, на ней имеется обмотка возбуждения.
  3. Крышки из алюминия. Предназначены для центрирования ротора и установки дополнительного оборудования.
  4. Реле-регулятор. Позволяет корректировать напряжение на выходе генератора.
  5. Пояс. Необходимо перенести вращение с коленвала на ротор генератора.
  6. Блок полупроводниковых диодов и конденсаторов. Выпрямляет постоянное напряжение, в результате чего происходит избавление от переменной составляющей тока.
  7. Шкив и рабочее колесо. Дайте остыть корпусу.

Данная конструкция является не только генератором ВАЗ-2107. Схема его подключения мало чем отличается от используемой на более современных автомобилях иностранного производства. Конструктивно различные модели отличаются большими размерами обмоток, размерами генератора, наличием водяного охлаждения.

Ротор генератора

Схема генератора (инжектора) ВАЗ-2107 отличается от той, что используется на устаревших карбюраторных двигателях. Одно из отличий состоит в том, что дизайн более современный и способен производить больше тока. Ротор содержит обмотку возбуждения, которая создает вокруг себя постоянное магнитное поле. И это одно из условий работы генераторной установки. Второе условие - движение. Другими словами, если напряжение подается на обмотку возбуждения, но ротор не вращается, генерирование тока не происходит.Как только ротор начнет двигаться, на обмотке статора немедленно появится переменное напряжение.

Generator circui.

Настройка функций защитного реле генератора

Функции защитного реле и данные

Эта техническая статья будет охватывать сбор информации , необходимой для расчета уставок защитного реле , расчеты уставок для различных защитных функций, типичное время выдержки генератора / турбины для аномальных рабочих условий и математические вычисления, связанные с различными типами элементов сопротивления.

Настройка функций защитного реле генератора (фото предоставлено: ase.CZ)

Хорошей отправной точкой является сбор данных, необходимых для настройки различных защитных функций генератора .

На рисунках 1, 2 и 3 приведены примеры организации и массирования или преобразования информации в более полезную форму для генераторов, повышающих трансформаторов и связанных с ними электрических систем. Информация предназначена для генератора , мощностью 248 вольт (кВ) мощностью , 578,6 мегавольт (МВА), который подключен к общей системе передачи электроэнергии 765 кВ.

Организация данных таким образом сэкономит значительное время при разработке и документировании основы для настроек реле.

Рисунок 1 - Данные генератора, необходимые для настройки реле, в том числе данные паспортной таблички генератора

ПРИМЕЧАНИЯ // Значения реактивного сопротивления насыщаются по прямой оси для переходных и переходных омов.

В верхней части рисунка 1 показаны данные генератора, необходимые для настроек реле, в том числе данные паспортной таблички генератора, переходное и насыщенное прямолинейное излучение прямой оси, а также реактивные сопротивления на единицу и номинальные значения различных первичных и вторичных измерительных трансформаторов. ,

Нижняя половина рисунка 1 предоставляет номинальные токи, коэффициенты измерительного трансформатора и различные сопротивления реактивного сопротивления (не на единицу), которые будут использоваться для разработки настроек резервного сопротивления, потери на возбуждение и выхода за пределы пошаговые функции реле.

Рисунок 2 - Данные трансформатора (вторичный обмотка повышающего трансформатора или ом реле для функций резервного сопротивления и реле повышенного напряжения)

ПРИМЕЧАНИЯ // Сопротивление трансформатора скорректировано с учетом номинального напряжения и базы генератора MVA.

На рис. 2 представлены вторичные или повышающие омы повышающего трансформатора для функций резервного сопротивления и реле, превышающего ступень.

Полное сопротивление трансформатора на единицу при 555 МВА необходимо преобразовать в генераторную базу 578,6 и скорректировать с учетом разности напряжений на стороне генератора трансформатора и разностей отводов на стороне высокого напряжения трансформатора. За исключением вторичных или релейных омов, преобразования и коррекции MVA на единицу уже обсуждались.

Рисунок 3 - Системные данные (Разработка вторичных или высоковольтных омов распределительного устройства для функции генератора, выходящей за пределы ступени)

УКАЗАНИЯ // 3-Ph ISC системы обычно не включает вклад генерирующего блока в учиться.

На Рисунке 3 выше показаны вторичные или реле высокого напряжения распределительного устройства для функции генератора, выходящей за пределы ступени. Обычно этот расчет не включает вклад короткого замыкания от генератора.

Сначала определяются системные кВ-омы и вольт-амперы (ВА), затем рассчитываются амперные и омические сигналы на стороне генератора и, наконец, разрабатываются вторичные или релейные омы, которые представляют высоковольтную электрическую систему. Угол короткого замыкания системы в расчетах не используется, но необходим для настройки функции реле защиты от превышения ступени.

Рисунок 4 - Ом от первичного до реле (выражение для вычисления вторичных или омических сопротивлений)

ПРИМЕЧАНИЯ // Z SEC - это отраженные первичные омы, которые будет измерять реле.

На рисунке 4 представлено выражение для расчета вторичных или релейных омов. Обратное вычисление на рисунке 5 используется для преобразования Омов реле в Омы первичной стороны.

Рисунок 5 - Преобразование ом-реле в первичную сторону

Ссылка // Электрические расчеты и руководящие указания для генерации станций и промышленных установок Томаса Э. Бейкера (приобретите в твердом переплете у Amazon) ,

Конспект лекций по релейной защите для студентов (генератор, двигатель и трансформатор)

Защита генератора

Генератор является основным оборудованием и одним из наиболее важных в энергосистеме. Увеличение размеров генераторов и еще большее увеличение их мощности делает обязательным их защиту от неисправностей. В отличие от других устройств, одной лишь изоляции автоматического выключателя недостаточно для предотвращения дальнейшего повреждения, поскольку генератор будет по-прежнему подавать питание на обмотки статора до тех пор, пока возбуждение не будет подавлено.

Конспект лекций по релейной защите для студентов (генератор, двигатель и трансформатор) - источник фото: Engerati Network

Таким образом, для изоляции необходимо открыть поле, чтобы избежать какого-либо возбуждения, и прекратить подачу топлива к первичному двигателю.


Неисправности генератора

Отказы генератора можно рассматривать следующим образом.

(а) Неисправности статора

К ним относятся следующие неисправности статора:

  1. Отказы фазы на землю.
  2. Межфазные неисправности
  3. Межповоротные неисправности

Статор подвержен максимальному количеству неисправностей в системе, причем междуфазное замыкание на землю является наиболее распространенным. Межвитковые и фазовые замыкания встречаются реже, но в конечном итоге перерастают в замыкание на землю.


(b) Роторные неисправности

Неисправности, которые существуют в роторе, могут быть либо замыканием на землю, либо межвитковым замыканием. Эти неисправности в основном вызваны механическим и термическим напряжением, действующим на изоляцию обмотки.

О такой неисправности можно позаботиться, так как возникновение второй неисправности может привести к короткому замыканию некоторой части обмотки возбуждения, что приведет к асимметричному потоку воздушного зазора , который может вызвать вибрации и привести к повреждению подшипников .

В современную эпоху практика состоит в том, чтобы эксплуатировать обмотку возбуждения, изолированную от земли, чтобы можно было допустить одиночный отказ между обмоткой возбуждения и корпусом ротора из-за повреждения изоляции.

процентное дифференциальное реле
(c) Ненормальные условия работы

Ненормальные условия работы, которые могут возникнуть:

  1. Потеря возбуждения,
  2. Несбалансированная нагрузка,
  3. Перегрузка,
  4. Отказ первичного двигателя,
  5. превышение скорости и
  6. перенапряжения.

Полевой отказ может произойти из-за неисправного автоматического выключателя . Когда генератор теряет свое возбуждение, количество реактивной мощности, подаваемой в систему, теряется. Вместо этого он будет вызывать возбуждение от системы, обеспечивая реальную мощность при ведущем коэффициенте мощности.

Это приводит к работе индукционного генератора , где скорость немного увеличивается . Также из-за потери возбуждения может произойти падение напряжения, которое приведет к потере синхронности.Ситуация также может привести к перегреву обмоток ротора и демпфера.

Если в системе есть какой-либо дисбаланс из-за сбоя фазы или нагрузки из-за дисбаланса, это приводит к появлению токов обратной последовательности.

Он создает поле реакции якоря, которое вращается в направлении, противоположном направлению ротора, и, следовательно, создает поток, который в два раза превышает частоту.

Эти токи связаны с обмотками ротора и демпфера , которые производят нагрев в обмотках .

Конспект лекций по релейной защите для студентов (генератор, двигатель и трансформатор).

Смотрите также